Тип урока: урок-игра (смотр знаний)
Цель: повторение и обобщение изученного материала за первое полугодие с включением сведений занимательного, исторического (новогоднего), экологического, профориентационного содержания.
Аудитория: 7 класс.
Задачи:
- развивать коммуникативные навыки умения работать в коллективе;
- развивать сообразительность и быстроту реакции, умение ориентироваться в незнакомой обстановке и принимать решения в нестандартных ситуациях;
- способствовать интегрированию знаний в нескольких образовательных областях: математике, природе родного края, профессиональной ориентации.
Реквизит: маршрутные листы на каждую команду, лист учёта баллов, презентация, составленная по материалам этапов, секундомер, музыкальное оформление, грамоты, индивидуальные карточки для устного счёта, вопросники для рефлексии. Презентация.
Задания командам: хорошо считать, помогать друг другу, проявить смекалку и сообразительность, соблюдать правила игры
Правила игры
- На игре все равны.
- Я отношусь к мнению товарищей с уважением.
- Я не боюсь высказываться, так как знаю, что к моему мнению тоже отнесутся с уважением.
С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, кто б не нуждался в знанье,
Какой мы не возьмём язык и век,-
Всегда стремился к знанью человек.
Рудаки
Пояснительная записка
Хорошая игра – лучший подарок для детей. Математика сама по себе - интересная игра, но только для тех, кто ею увлечён. В стандартных рамках урока живой игровой дух математики надолго не задержать. Серьёзный риск при проведении таких игр – детей при работе в группе трудно контролировать, они больше принадлежат сами себе. Но если уж увлекутся игрой, то сами станут авторами собственного образования. Не математика на этих играх главная. Ведущая деятельность - коммуникация с другими детьми. Математические задания здесь лишь повод, форма, а подлинным содержанием оказывается сама игра, основанная на детском интересе, детской увлеченности, детской активности. Ведь ребёнок получает образование и развитие тогда, когда ему интересно, когда он чем-то увлечен. А если активности и увлеченности нет, то образование может и проходит мимо ребенка.
Итак, я предлагаю традиционную разработку игры, посвященной освоению семиклассниками обычных учебных тем, которые они изучили на уроках в первом полугодии. Игровое пространство разбито по минутам, в нём чётко решаются учебные задачи – “повторение знаний”, “проверка знаний”, “занимательная минутка” и т.д. Всё, как на обычном уроке, есть только два отличия: решение учебных математических задач происходит в группах, а сами задачи не совсем обычные: с экологическим, новогодним, профориентационным, занимательным содержанием.
Подготовительный этап: начинается за две недели до мероприятия.
В игре принимают участие команды учащихся 7-х классов в количестве 6-7 человек. Заранее определяются счётчики баллов (из желающих старшеклассников) и жюри (из преподавателей). По традиции, с которой я работаю несколько лет /причём всем ребятам это очень нравится/, разбивка команд несколько необычная: учащиеся выбираются по цвету глаз и окраске волос: “Славяне” - светловолосые, голубоглазые; “Испанцы” - темноглазые, темноволосые; “Итальянцы” - светлоглазые, темноволосые”; “Англичане” - темноглазые, светловолосые. Интересно наблюдать, как они наконец-то смотрят друг другу в глаза. Рекомендую - получите удовольствие.
Эти игры у меня тематические, поэтому для заседания Клуба Весёлых математиков /в честь Дня смеха/, или заседания Куба Космических математиков /в честь Дня космонавтики/, ребята в качестве домашнего задания получают тематические темы поиска новой, занимательной информации по теме игры.
Итак, для заседания Клуба серьёзных новогодних математиков каждый учащийся класса получает задание: отыскать в средствах массовой информации, в справочниках, свободной энциклопедии Википедии, на просторах Интернета любые интересные сведения о Новогодней ёлке и обо всём, что с ней связано.
Темы поиска: Ёлка в средние века. Ёлка в новой эре. История появления украшений на Новогодней ёлке. Появление Новогодней ёлки в России. Празднование Нового года в разных странах.
Предлагаю в качестве дополнения к домашнему заданию сделать презентации, буклеты, рисунки, новогодние газеты, но с одним условием – всё должно содержать математический материал. Это задание не обязательное, но всегда находятся ребята, которые приносят своим командам дополнительные баллы за это добровольное выполнение д/з. Если, например, приготовлен буклет о снежинках, то необходимо привлечь тему “Симметрия в неживой природе” и т.д. Уходит, конечно, много времени на консультации по этим вопросам. Но это того стоит. Например, ученица моего класса по результатам поисков нашла материал для исследовательской работы “С математикой в путь”, в которой глава вторая “Математические "снежинки" имитируют природу, продвигают науку” была посвящена как раз геометрии снежинок.
Так как заседание проходит в преддверии Нового года, то и вопросы, на которые ребята должны дать ответ, оформлены в соответствии с этим их любимым праздником. Я этот конкурс называю “Новогодняя карточка”. Дети, не глядя, вытягивают себе карточку с новогодним или сюрпризным вопросом. В любое время они могут дать ответ на вопрос, подойдя к ответственному за этот этап члену жюри. За правильный ответ (член жюри ставит в этом случае на карточку специальную печать) дети получают конфету и один балл в копилку своей команды. Желательно запланировать и несколько карточек-сюрпризов. Вопроса на ней нет, зато счастливчики получают конфету и вместо одного балла – целых пять. Приложение 1 - пример заполненной таблицы для члена жюри.
Здесь ещё хочу отметить, что вопросы для поиска даются раньше, чем сформированы команды. И когда во время опроса участник команды на поставленный вопрос не даёт ответа, то есть он не подготовился дома, а значит не приносит своей команде баллы, тоже служит стимулом засесть за это домашнее задание. Все ответы оцениваются и учитываются в листе учёта баллов.
1 этап | 2 этап | 3 этап | 4 этап | 5 этап | 6 этап | 7 этап | 8 этап | 9 этап | Баллы за ответ на вопрос д\з | Баллы за выполнение дополнительного д\з |
В конце урока-игры проводится беседа с учащимися, в которой выясняется, что нового они узнали, понравилась ли игра, что необходимо изменить, чтобы было ещё интереснее. Затем учащимся выдаются вопросники. Приложение № 2.
Сценарный план игры
№ п/п | Этап | Повторение и обобщение знаний по теме | Форма работы | Деятельность обучающихся |
1 | Тест на внимательность | Степень с натуральным показателем. Начальные сведения по геометрии. | Индивидуально-групповая | Каждый участник команды максимально внимательно смотрит, наблюдает, фиксирует увиденное, считает, думает. |
2 | Математико- профориентационный | Решение уравнений с использованием упрощения выражений. | Групповая работа | Решают, думают, совещаются, отвечают. |
3 | Головоломпиада | Решение уравнений, сводящихся к линейным | Групповая работа | Решают, думают, совещаются, отвечают. |
4 | Пустыня линейных уравнений | Быстрый счёт по теме “Линейные уравнения” с использованием всех действий с дробями | Именные индивидуальные карточки на каждого учащегося. Карточки сдаются учителю на проверку. Положительная оценка ставится в журнал. | Каждый работает индивидуально. Но после совещания ответ даётся от всей команды. |
5 | Математико-экологический | Решение распадающихся уравнений, | ||
6 | Новогодняя карточка | Расширение кругозора | Индивидуально-фронтальная | Отыскать в средствах массовой информации, в справочниках, свободной энциклопедии Википедии, на просторах Интернета любые интересные сведения о Новогодней ёлке и обо всём, что с ней связано. Учебный продукт: презентации, буклеты, рисунки, новогодние газеты. |
7 | 1.Проект реставрации снежинки по ее
части. 2. В гостях у Кая. Составить слово из букв-льдинок. |
Осевая и центральная симметрия. | 1.Индивидуальные карточки, цветные
карандаши, фломастеры. 2. Разрезанные по буквам слова “Эрудит”, “Знатоки”, “Эксперты”. |
Восстановить узор по его части. Раскрасить получившиеся рисунки. Учебный продукт: украшение кабинета работами учащихся. |
8 | ТЕСТ - угадайка | Расширение кругозора | Индивидуально-фронтальная | Отвечают на заданные вопросы |
9 | Заключительный | Грамоты для победителей, сертификаты для участников игры. | Рефлексия. |
Этапы игры
Этап №1. Тест на внимательность. Всем командам одновременно на 1-2 секунды показывается яркий, красочный плакат, на котором изображены в цвете квадрат, круг и треугольник. В них соответственно числа 1; 9; 6, также выделенные цветом.
После того, как плакат убран, командам задаются вопросы:
- Какое число вы увидели? Какое число записано в квадрате?
- Каким цветом нарисован круг, квадрат, треугольник?
- Внутри какой фигуры записано число 1; 9; 6?
- Какая фигура стоит последней? Чему равна цифр числа?
- Чему равна сторона квадрата с указанной площадью?
- Как можно представить данное число в виде степени?
- Запишите разрядных слагаемых числа, составленного из двух последних цифр.
- Как называется число, составленное из 1 и 2 цифр? (простое).
- Назовите делители числа, составленного из 1 и 3 цифры?
- Сколько полных квадратов можно составить? (12 =1, (-1)2=1, (14)2=196, (3)2 =9.
- Каков вид треугольника? (прямоугольный).
Количество вопросов зависит от фантазии преподавателя. Примечание. Если кто-то из участников команды, не посовещавшись с товарищами, выкрикивает свой ответ и он оказывается неверным, команда лишается права голоса для ответа на все остальные вопросы этого этапа. Это тяжёлый удар для команды, ведь вопросов на этом этапе много и можно заработать много баллов. Это лишний раз учит выскочек.
Этап №2. Математико-профориентационный. Можно ли в жизни обойтись без математических знаний и умений? Некоторым математика приятна как наука, большинство осознает ее необходимость в будущей профессии. Но общепризнанно, что математические знания и навыки необходимы практически во всех профессиях. Прежде всего, конечно, в тех, которые связаны с естественными науками, техникой и экономикой. Профессий много, но мы остановимся на одной. Градообразующее предприятие нашего города – ООО “Сорский ГОК” и эта профессия - самая востребованная на комбинате и сейчас, и будет таковой в ближайшем будущем.
Решите уравнения, примените метод исключений, и вы узнаете, что это за профессия.
Название | Уравнение | Ответ |
Монтажник | (х -4)(х +4) = 0 | х= 4 |
Машинист | (х -4)(х + 4)= -16 | х = 0 |
Инженер | (х - 4)(х + 4)= 9 | х = 5 |
Юрисконсульт | (х- 4)(х+ 4) = х2 - 16 | х-любое число |
Бухгалтер | 4х2 -16 х= 0 | х1 =0, х2 =4 |
Лаборант | (х -4)(х +4) = х2 | нет решений |
Экономист | х(х +2) -3(х + 2) = х2 | х = -6 |
Ответ: инженер. Приложение №3
Х=0 | Нет решений | х-любое число | х = -6 | х1 =0, х2 =4 | х=4 |
“Займись таким трудом, который приносил бы тебе честь и доход” Успехов в выборе профессии!
Этап №3. Головоломпиада - экономическая задача. Некий торговец перед Новым годом купил товар за 7€, а потом продал его за 8€. Потом снова купил этот же товар, но уже за 9€, и, наконец, продал его за 10€. Каков результат его сделок? Решение: х-7+8-9+10=2€.
“Легко ли быть маленьким?” Макет этого огромного дома перевозят из одной европейской страны в другую, чтобы продемонстрировать родителям, с какими трудностями сталкиваются маленькие дети в мире взрослых. Решив уравнение, вы узнаете высоту стула (в метрах) в этом доме. \ х(х+2) - 8(х + 1) =(х - 4)(х+ 4) - 4 Ответ: 2 метра\
х | * | 8 | = | 4 |
- | х | = | 0,3 | |
* | х | = | 1/6 | |
* | х | = | 1/3 | |
* | х | = | 0,4 | |
* | х | = | 45 | |
х | = |
Этап №4. Пустыня линейных уравнений.
Как решать? Корень первого уравнения становится известным множителем второго и т.д.
Ответ: 45.
Далее при наличии времени можно задать вопросы: Какое уравнение лишнее? Чем замечательно число 45?
Мы на игре получили такие ответы: урок длится 45 минут; 1945 год – год Великой Победы; сумма цифр от 0 до 9 тоже равна 45; в прошлом году наш город праздновал 45-летие со дня основания. Как вы понимаете, я не случайно спланировала в ответ число 45 при решении этих уравнений.
Этап №5. “Экосистема” в переводе с греческого “дом, родина”. Стало быть, наука, изучающая взаимоотношения человека и окружающей его природы, дома, и есть экология.
Математико-экологический. Выполнить вычисления и узнать название солёного озера на территории нашей республики.
Б. (1+2+3+…+7+8+9) : 10 +5 = 9,5
И. - (22)3 +5 – 64 = 5
Р. (-1)99+ 23= -22
А. 120 – 5!= 0
Ш. 32 + 3 - 24= -4
Ответ. Озеро Шира – место самого массового туризма в Хакасии, это жемчужина Хакасии, громадная бессточная чаша в сухой каменистой степи с целебной минеральной водой.
-4 | 5 | -22 | 0 |
Ш | И | Р | А |
Обращение. Ребята, приходя на берег реки или озера, не оставляйте мусор на его берегах, берегите цветы, обязательно потушите костёр.
Этап №6. Новогодняя карточка. Приложение №1.
Этап №7. В гостях у Кая. Составить слово из букв-льдинок.
Этап № 8. ТЕСТ – угадайка.
1. Какая наука не относится непосредственно к математике?
А. алгебра; Б.геометрия; В.механика; Г. арифметика.
2. В выражении ап чем является буква п?
А.множитель; Б. основание; В. корень; Г. показатель степени.
3. Угадайте, сколько лет уйдёт на то, чтобы досчитать до миллиарда?
А. Жизни не хватит; Б. 99 лет; В. 32 года; Г.12 лет.
4. Какая из этих мер длины наименьшая?
А. локоть; Б. ярд; В. метр; Г. Аршин.
5. Что означает слово “конус” в переводе с греческого?
А. еловая шишка; Б. колпак; В. сосновая шишка; Г. круглая пирамида.
Литература.
- Виленкин Н.Я. и др. За страницами учебника математики. М. “Просвещение” АО “Учебная литература” 1996
- Глейзер Г.И. История математики в школе. М. “Просвещение” 1995.
- Савин А.П. Энциклопедический словарь юного математика. М. “Просвещение” 1995.
- Материалы газеты “Моя семья”: №51, 2008г
- Ресурсы Интернета.