Методическая разработка "Заседание Клуба серьезных новогодних математиков"

Разделы: Математика


Тип урока: урок-игра (смотр знаний)

Цель: повторение и обобщение изученного материала за первое полугодие с включением сведений занимательного, исторического (новогоднего), экологического, профориентационного содержания.

Аудитория: 7 класс.

Задачи:

  • развивать коммуникативные навыки умения работать в коллективе;
  • развивать сообразительность и быстроту реакции, умение ориентироваться в незнакомой обстановке и принимать решения в нестандартных ситуациях;
  • способствовать интегрированию знаний в нескольких образовательных областях: математике, природе родного края, профессиональной ориентации.

Реквизит: маршрутные листы на каждую команду, лист учёта баллов, презентация, составленная по материалам этапов, секундомер, музыкальное оформление, грамоты, индивидуальные карточки для устного счёта, вопросники для рефлексии. Презентация.

Задания командам: хорошо считать, помогать друг другу, проявить смекалку и сообразительность, соблюдать правила игры

Правила игры

  • На игре все равны.
  • Я отношусь к мнению товарищей с уважением.
  • Я не боюсь высказываться, так как знаю, что к моему мнению тоже отнесутся с уважением.

С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, кто б не нуждался в знанье,
Какой мы не возьмём язык и век,-
Всегда стремился к знанью человек.
Рудаки

Пояснительная записка

Хорошая игра – лучший подарок для детей. Математика сама по себе - интересная игра, но только для тех, кто ею увлечён. В стандартных рамках урока живой игровой дух математики надолго не задержать. Серьёзный риск при проведении таких игр – детей при работе в группе трудно контролировать, они больше принадлежат сами себе. Но если уж увлекутся игрой, то сами станут авторами собственного образования. Не математика на этих играх главная. Ведущая деятельность - коммуникация с другими детьми. Математические задания здесь лишь повод, форма, а подлинным содержанием оказывается сама игра, основанная на детском интересе, детской увлеченности, детской активности. Ведь ребёнок получает образование и развитие тогда, когда ему интересно, когда он чем-то увлечен. А если активности и увлеченности нет, то образование может и проходит мимо ребенка.

Итак, я предлагаю традиционную разработку игры, посвященной освоению семиклассниками обычных учебных тем, которые они изучили на уроках в первом полугодии. Игровое пространство разбито по минутам, в нём чётко решаются учебные задачи – “повторение знаний”, “проверка знаний”, “занимательная минутка” и т.д. Всё, как на обычном уроке, есть только два отличия: решение учебных математических задач происходит в группах, а сами задачи не совсем обычные: с экологическим, новогодним, профориентационным, занимательным содержанием.

Подготовительный этап: начинается за две недели до мероприятия.

В игре принимают участие команды учащихся 7-х классов в количестве 6-7 человек. Заранее определяются счётчики баллов (из желающих старшеклассников) и жюри (из преподавателей). По традиции, с которой я работаю несколько лет /причём всем ребятам это очень нравится/, разбивка команд несколько необычная: учащиеся выбираются по цвету глаз и окраске волос: “Славяне” - светловолосые, голубоглазые; “Испанцы” - темноглазые, темноволосые; “Итальянцы” - светлоглазые, темноволосые”; “Англичане” - темноглазые, светловолосые. Интересно наблюдать, как они наконец-то смотрят друг другу в глаза. Рекомендую - получите удовольствие.

Эти игры у меня тематические, поэтому для заседания Клуба Весёлых математиков /в честь Дня смеха/, или заседания Куба Космических математиков /в честь Дня космонавтики/, ребята в качестве домашнего задания получают тематические темы поиска новой, занимательной информации по теме игры.

Итак, для заседания Клуба серьёзных новогодних математиков каждый учащийся класса получает задание: отыскать в средствах массовой информации, в справочниках, свободной энциклопедии Википедии, на просторах Интернета любые интересные сведения о Новогодней ёлке и обо всём, что с ней связано.

Темы поиска: Ёлка в средние века. Ёлка в новой эре. История появления украшений на Новогодней ёлке. Появление Новогодней ёлки в России. Празднование Нового года в разных странах.

Предлагаю в качестве дополнения к домашнему заданию сделать презентации, буклеты, рисунки, новогодние газеты, но с одним условием – всё должно содержать математический материал. Это задание не обязательное, но всегда находятся ребята, которые приносят своим командам дополнительные баллы за это добровольное выполнение д/з. Если, например, приготовлен буклет о снежинках, то необходимо привлечь тему “Симметрия в неживой природе” и т.д. Уходит, конечно, много времени на консультации по этим вопросам. Но это того стоит. Например, ученица моего класса по результатам поисков нашла материал для исследовательской работы “С математикой в путь”, в которой глава вторая “Математические "снежинки" имитируют природу, продвигают науку” была посвящена как раз геометрии снежинок.

Так как заседание проходит в преддверии Нового года, то и вопросы, на которые ребята должны дать ответ, оформлены в соответствии с этим их любимым праздником. Я этот конкурс называю “Новогодняя карточка”. Дети, не глядя, вытягивают себе карточку с новогодним или сюрпризным вопросом. В любое время они могут дать ответ на вопрос, подойдя к ответственному за этот этап члену жюри. За правильный ответ (член жюри ставит в этом случае на карточку специальную печать) дети получают конфету и один балл в копилку своей команды. Желательно запланировать и несколько карточек-сюрпризов. Вопроса на ней нет, зато счастливчики получают конфету и вместо одного балла – целых пять. Приложение 1 - пример заполненной таблицы для члена жюри.

Здесь ещё хочу отметить, что вопросы для поиска даются раньше, чем сформированы команды. И когда во время опроса участник команды на поставленный вопрос не даёт ответа, то есть он не подготовился дома, а значит не приносит своей команде баллы, тоже служит стимулом засесть за это домашнее задание. Все ответы оцениваются и учитываются в листе учёта баллов.

1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап 6 этап 7 этап 8 этап 9 этап Баллы за ответ на вопрос д\з Баллы за выполнение дополнительного д\з
                     

В конце урока-игры проводится беседа с учащимися, в которой выясняется, что нового они узнали, понравилась ли игра, что необходимо изменить, чтобы было ещё интереснее. Затем учащимся выдаются вопросники. Приложение № 2.

Сценарный план игры

№ п/п Этап Повторение и обобщение знаний по теме Форма работы Деятельность обучающихся
1 Тест на внимательность Степень с натуральным показателем. Начальные сведения по геометрии. Индивидуально-групповая Каждый участник команды максимально внимательно смотрит, наблюдает, фиксирует увиденное, считает, думает.
2 Математико- профориентационный Решение уравнений с использованием упрощения выражений. Групповая работа Решают, думают, совещаются, отвечают.
3 Головоломпиада Решение уравнений, сводящихся к линейным Групповая работа Решают, думают, совещаются, отвечают.
4 Пустыня линейных уравнений Быстрый счёт по теме “Линейные уравнения” с использованием всех действий с дробями Именные индивидуальные карточки на каждого учащегося. Карточки сдаются учителю на проверку. Положительная оценка ставится в журнал. Каждый работает индивидуально. Но после совещания ответ даётся от всей команды.
5 Математико-экологический Решение распадающихся уравнений,
6 Новогодняя карточка Расширение кругозора Индивидуально-фронтальная Отыскать в средствах массовой информации, в справочниках, свободной энциклопедии Википедии, на просторах Интернета любые интересные сведения о Новогодней ёлке и обо всём, что с ней связано. Учебный продукт: презентации, буклеты, рисунки, новогодние газеты.
7 1.Проект реставрации снежинки по ее части.

2. В гостях у Кая. Составить слово из букв-льдинок.

Осевая и центральная симметрия. 1.Индивидуальные карточки, цветные карандаши, фломастеры.

2. Разрезанные по буквам слова “Эрудит”, “Знатоки”, “Эксперты”.

Восстановить узор по его части. Раскрасить получившиеся рисунки. Учебный продукт: украшение кабинета работами учащихся.
8 ТЕСТ - угадайка Расширение кругозора Индивидуально-фронтальная Отвечают на заданные вопросы
9 Заключительный Грамоты для победителей, сертификаты для участников игры. Рефлексия.

Этапы игры

Этап №1. Тест на внимательность. Всем командам одновременно на 1-2 секунды показывается яркий, красочный плакат, на котором изображены в цвете квадрат, круг и треугольник. В них соответственно числа 1; 9; 6, также выделенные цветом.

После того, как плакат убран, командам задаются вопросы:

  1. Какое число вы увидели? Какое число записано в квадрате?
  2. Каким цветом нарисован круг, квадрат, треугольник?
  3. Внутри какой фигуры записано число 1; 9; 6?
  4. Какая фигура стоит последней? Чему равна цифр числа?
  5. Чему равна сторона квадрата с указанной площадью?
  6. Как можно представить данное число в виде степени?
  7. Запишите разрядных слагаемых числа, составленного из двух последних цифр.
  8. Как называется число, составленное из 1 и 2 цифр? (простое).
  9. Назовите делители числа, составленного из 1 и 3 цифры?
  10. Сколько полных квадратов можно составить? (12 =1, (-1)2=1, (14)2=196, (3)2 =9.
  11. Каков вид треугольника? (прямоугольный).

Количество вопросов зависит от фантазии преподавателя. Примечание. Если кто-то из участников команды, не посовещавшись с товарищами, выкрикивает свой ответ и он оказывается неверным, команда лишается права голоса для ответа на все остальные вопросы этого этапа. Это тяжёлый удар для команды, ведь вопросов на этом этапе много и можно заработать много баллов. Это лишний раз учит выскочек.

Этап №2. Математико-профориентационный. Можно ли в жизни обойтись без математических знаний и умений? Некоторым математика приятна как наука, большинство осознает ее необходимость в будущей профессии. Но общепризнанно, что математические знания и навыки необходимы практически во всех профессиях. Прежде всего, конечно, в тех, которые связаны с естественными науками, техникой и экономикой. Профессий много, но мы остановимся на одной. Градообразующее предприятие нашего города – ООО “Сорский ГОК” и эта профессия - самая востребованная на комбинате и сейчас, и будет таковой в ближайшем будущем.

Решите уравнения, примените метод исключений, и вы узнаете, что это за профессия.

Название Уравнение Ответ
Монтажник (х -4)(х +4) = 0 х= 4
Машинист (х -4)(х + 4)= -16 х = 0
Инженер (х - 4)(х + 4)= 9 х = 5
Юрисконсульт (х- 4)(х+ 4) = х2 - 16 х-любое число
Бухгалтер 2 -16 х= 0 х1 =0, х2 =4
Лаборант (х -4)(х +4) = х2 нет решений
Экономист х(х +2) -3(х + 2) = х2 х = -6

Ответ: инженер. Приложение №3

Х=0 Нет решений х-любое число х = -6 х1 =0, х2 =4 х=4
           

“Займись таким трудом, который приносил бы тебе честь и доход” Успехов в выборе профессии!

Этап №3. Головоломпиада - экономическая задача. Некий торговец перед Новым годом купил товар за 7€, а потом продал его за 8€. Потом снова купил этот же товар, но уже за 9€, и, наконец, продал его за 10€. Каков результат его сделок? Решение: х-7+8-9+10=2€.

“Легко ли быть маленьким?” Макет этого огромного дома перевозят из одной европейской страны в другую, чтобы продемонстрировать родителям, с какими трудностями сталкиваются маленькие дети в мире взрослых. Решив уравнение, вы узнаете высоту стула (в метрах) в этом доме. \ х(х+2) - 8(х + 1) =(х - 4)(х+ 4) - 4 Ответ: 2 метра\

х * 8 = 4
  - х = 0,3
  * х = 1/6
  * х = 1/3
  * х = 0,4
  * х = 45
    х =  

Этап №4. Пустыня линейных уравнений.

Как решать? Корень первого уравнения становится известным множителем второго и т.д.

Ответ: 45.

Далее при наличии времени можно задать вопросы: Какое уравнение лишнее? Чем замечательно число 45?

Мы на игре получили такие ответы: урок длится 45 минут; 1945 год – год Великой Победы; сумма цифр от 0 до 9 тоже равна 45; в прошлом году наш город праздновал 45-летие со дня основания. Как вы понимаете, я не случайно спланировала в ответ число 45 при решении этих уравнений.

Этап №5. “Экосистема” в переводе с греческого “дом, родина”. Стало быть, наука, изучающая взаимоотношения человека и окружающей его природы, дома, и есть экология.

Математико-экологический. Выполнить вычисления и узнать название солёного озера на территории нашей республики.

Б. (1+2+3+…+7+8+9) : 10 +5 = 9,5

И. - (22)3 +5 – 64 = 5

Р. (-1)99+ 23= -22

А. 120 – 5!= 0

Ш. 32 + 3 - 24= -4

Ответ. Озеро Шира – место самого массового туризма в Хакасии, это жемчужина Хакасии, громадная бессточная чаша в сухой каменистой степи с целебной минеральной водой.

-4 5 -22 0
Ш И Р А

Обращение. Ребята, приходя на берег реки или озера, не оставляйте мусор на его берегах, берегите цветы, обязательно потушите костёр.

Этап №6. Новогодняя карточка. Приложение №1.

Этап №7. В гостях у Кая. Составить слово из букв-льдинок.

Этап № 8. ТЕСТ – угадайка.

1. Какая наука не относится непосредственно к математике?

А. алгебра; Б.геометрия; В.механика; Г. арифметика.

2. В выражении ап чем является буква п?

А.множитель; Б. основание; В. корень; Г. показатель степени.

3. Угадайте, сколько лет уйдёт на то, чтобы досчитать до миллиарда?

А. Жизни не хватит; Б. 99 лет; В. 32 года; Г.12 лет.

4. Какая из этих мер длины наименьшая?

А. локоть; Б. ярд; В. метр; Г. Аршин.

5. Что означает слово “конус” в переводе с греческого?

А. еловая шишка; Б. колпак; В. сосновая шишка; Г. круглая пирамида.

Литература.

  1. Виленкин Н.Я. и др. За страницами учебника математики. М. “Просвещение” АО “Учебная литература” 1996
  2. Глейзер Г.И. История математики в школе. М. “Просвещение” 1995.
  3. Савин А.П. Энциклопедический словарь юного математика. М. “Просвещение” 1995.
  4. Материалы газеты “Моя семья”: №51, 2008г
  5. Ресурсы Интернета.