Актуальность проблемы: В современном мире, где во всех развитых странах решаются, в основном проблемы глобального технического и научного характера, когда массовая культура имеет приоритет над традициями и обычаями родной культуры, молодое поколение родителей всё меньше и меньше внимания уделяет тому, что делает группу людей семьёй, с её многолетними, устоявшимися традициями, теплыми отношениями и заботой друг о друге. Ведь многие из них считают это не столь важным, второстепенным и спешат сделать свою карьеру, свою личную историю, забыв об истории своих предков.
И в итоге – нарушена духовная и информационная связь поколений, они не передали своим детям то, чему научили их бабушки и дедушки, мамы и папы или её, этой связи, просто у них нет, а может они считают её лишней, не нужной. И появилась новая история – история нового поколения, построенная в основном, на прагматизме.
Замечательный, по-настоящему семейный праздник – Новый год, несёт в себе дух сплоченности, семейного очага, вызывает чувство защищенности и помогает возобновить связи поколений в уютном семейном кругу, возле душистой, таежной красавицы, украшенной волшебной красоты игрушками.
Чтобы решить проблему, поставлена
Цель: Обогатить и обобщить представления детей о природе родного края; укреплять преемственность поколений, семейные традиции.
Чтобы реализовать поставленную цель определила
Задачи:
- Создание условий для решения проблемы
- Развивать у детей интерес к родному краю, его природе, способность чувствовать красоту природы, эмоционально откликаться на неё;
- Содействовать становлению желания принимать участие в традициях своего народа, социальных акциях, культурных мероприятиях;
- Наладить взаимодействие с семьями детей, повысить уровень знаний родителей в истории празднования Нового года в нашей стране;
- Развивать чувство гордости за свою Родину, семью;
- Создать праздничную атмосферу перед Новогодними праздниками.
Срок: 4 недели (краткосрочный)
Предполагаемые результаты:
- В результате реализации данного проекта ожидается:
- Повышение интереса детей к родному краю, его природе, к традициям семьи, народа;
- Поднимется уровень информированности и интереса родителей к деятельности МБДОУ и группы в частности;
- Родители примут участие в жизни группы: подготовка к празднику - украшение группы, участие в выставке “В лесу родилась ёлочка”, подборка интересного материала для газеты “Новый год у ворот!”
- Появится интерес к совместной работе с детьми, работниками детского сада и родителями.
- Появится возможность продолжить работу по теме в новом экологическом проекте “Спасем ёлочку”.
План реализации проекта:
Связь с администрацией:
- Помощь в подборке литературы, информации по теме;
- Рекомендации по проведению выставки “В лесу родилась ёлочка”
Воспитатель совместно со специалистами ДОУ:
- Проведение выставки “В лесу родилась ёлочка”- воспитатель, психолог
- Разучивание песен о елочке, Новом годе – воспитатель, муз. руководитель
- Проведение Новогоднего утренника – воспитатель, муз. руководитель
- Анкетирование по теме – психолог
- Буклет “Новый год – семейный праздник” - психолог Зямбаева Т.Г.
Воспитатель совместно с родителями:
- Подборка материала для газеты “Новый год у ворот”
- Активное участие родителей совместно с детьми в изготовлении экспонатов для выставки “В лесу родилась ёлочка”;
Воспитатель совместно с детьми:
- Опрос детей по теме проекта с целью выявить знания детей по теме;
- Заинтересовать детей в проблеме при помощи доступных средств: диалогов, бесед, игр, чтения литературных произведений, сбора информации для газеты, изготовления ёлок для выставки, изготовления ёлочных украшений...
- Оформление группы к новогоднему празднику, разучивание стихов о ёлке;
- Знакомить детей с произведениями поэтов и писателей о природе родного края;
- Выпуск газеты “Новый год у ворот”;
- Выставка “В лесу родилась ёлочка”.
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭТАПАМ ПЛАНИРОВАНИЯ
Этап, сроки реализации | Деятельность детей | Деятельность педагогов | Деятельность родителей |
1 этап подготовительный 1 неделя |
Введение в мотивационную ситуацию: “Я
хочу многое узнать о природе родного края и
Новогодней ёлке в частности.” Участие в беседе с показом иллюстраций “Новый год в России” Участие в беседе “История новогодней ёлки” |
Опрос детей с целью определения уровня
знаний по теме проекта. Подготовка консультаций для родителей по темам: “Ёлочная игрушка. История и сегодняшний день”, “История новогодней ёлки” Ознакомление родителей с проектом “В лесу родилась ёлочка” |
Анкетирование по теме – психолог д/сада
Зямбаева Т.Г. Знакомство родителей с консультациями и проектом. Цель: заинтересовать родителей проблемой и задачами проекта. |
2 этап Организация работы над проектом 1 неделя |
Дети принимают предложение “Я хочу
многое узнать о природе родного края и
Новогодней ёлке” Принимают участие в обсуждении вопроса: “Что мы можем сделать, чтобы больше узнать об этом?” Предложения детей воспитатель записывает. Вместе с родителями собирают посильную информацию по теме Решают проблемные ситуации: “Ёлка пропала” “Как звери в лесут Новый год встречали |
Педагог обеспечивает иллюстративный и
литературно-художественный материал. Подготавливает материал для газеты “Новый год у ворот!” Совместно с родителями готовит выставку ёлок “В лесу родилась ёлочка” Знакомит детей с произведениями писателей и поэтов о русской природе и о ёлочке в частности. Собирает картотеку “Зимушка-Зима” |
Активно помогают собирать необходимый для осуществления проекта материал. Читают детям дома книги о природе России, родного края, учат стихи о зиме, ёлке. Изучают с детьми информацию о новогодних традициях других стран при помощи энциклопедий, интернета, журналов, кинофильмов... |
3 этап Основной Практическая отработка проблемы 1 неделя |
Рисуют и делают аппликации по темам:
“Природа Сибири”, “Ёлка в гости к нам пришла”, “Мы украсим ёлку в праздничный наряд” Разучивание стихов к Новогоднему утреннику. Выпуск газеты“Новый год у ворот!” с воспитателем. Изготовление елочек для выставки совместно с родителями Экскурсия к городской ёлке |
Украшает группу вместе с детьми и
родителями к Новогодним праздникам,
устанавливает искусственную елку Оформляет выставку и аль- бом детских работ. Альбом “Наша ёлка”. Готовит детей к Новогоднему празднику. Оформляет выставку “В лесу родилась ёлочка”. Оформляет альбом “Весёлые уроки” -рекомендации по изготовлению украшений и игрушек к Новому году |
Помогают в украшении группы и приемной
к праздникам. Готовят детей к утреннику: учат стихи, слова песен, придумывают и изготавливают костюмы совместно с детьми. Совместно с детьми мастерят ёлочки для выставки |
4 этап Завершающий Презентация продуктов детской деятельности 1 неделя |
Продолжают активно участвовать в
работе выставки как экскурсоводы. Представляют посетителям свои рисунки и аппликации в альбоме “Наша ёлка”. Готовят пригласительные билеты для родителей на утренник Участвуют в Новогоднем утреннике. |
Вместе с детьми приглашает в группу на
экскурсию по выставке “В лесу родилась ёлочка”
детей и сотрудников детского сада Оформляет фотобуклет “В лесу родилась ёлочка” с фотографиями елок с выставки, как результат проекта. Выносит благодарности родителям и сладкие призы детям за участие в подготовке и реализации проекта |
Посещают выставку “В лесу родилась
ёлочка” Активно интересуются творчеством детей, отраженным в альбоме “Наша ёлка” Посещают Новогодний утренник по пригласительным билетам, сделанным детьми. |
Литература.
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе и др.- СПб.: ООО “Издательство “Детство-Пресс”, 2011.-528с.
- Журнал “Дошкольное воспитание” №8, 2001 год, статья Т.Дороновой “Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями”
- Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. / Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2012.-128с.
- А.И Иванова / Методика организации экологических наблюдений в детском саду: ТЦ Сфера, 2007
- О.А.Скоролупова / Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме “Зима”./М.: ООО “Издательство Скрипторий 2003”, 2008
- Горькова Л.Г., Кочергин А.В. / Сценарии занятий по экологическому воспитанию. М.: Вако, 2008
- И.М. Титова / Наш любимый праздник”.- М.: Топикал, Земля и труд, 1993
- Т.М. Бондаренко / Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада : практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж.: ТЦ “Учитель”