Вступление
Наш мир сегодня наполнен самыми разными красками: с одной стороны море возможностей, технический прогресс, а с другой стороны мы сталкиваемся с явлением социального неравенства, жесткой конкуренции, что может порождать разрушительное чувство зависти.
Наши чувства и эмоции тесно связаны с нашими внутренними качествами, они являются отражениями того, что происходит у нас внутри. И если наш внутренний мир переполнен мрачными красками, если нами владеют отрицательные эмоции, то это может привести к разрушительным последствиям. Так, например, зависть являться одним из основных источников конфликта. Поэтому, так важно, проводить развивающую работу, направленную на развитие эмоциональной сферы учащихся, и в частности, работу с чувством зависти.
Цель занятия - Формирование сознательного отношения к своим поступкам. Обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей, тренировать умение владеть своими эмоциями.
Необходимые материалы: листы А4, заготовки звёзд из бумаги, краски, клей, цветные карандаши или фломастеры, распечатка “Завидух” - по количеству учащихся, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
1. Работа со сказкой, введение в тему.
“ Как- то гуляя по морскому дну, Морская звезда увидела в небе звездочку. “Что это? - удивилась морская обитательница. – Смотри-ка, на меня похожа... Ну конечно, это же звезда! Сияет себе в недостижимой небесной выси, странствует по необозримым просторам, все ее видят, все ею любуются – даже жители морских глубин. ”А я ведь тоже звезда. Но меня никто не видит, не знает, и я вынуждена прозябать в своей луже... Как же так? Где справедливость?” - И она заплакала”.
Обсуждение:
- Как вы думаете, ребята, какое же чувство охватило Морскую звездочку, что она даже заплакала?” (правильно, зависть).
Сегодня мы поговорим о чувстве зависти и постараемся понять положительное оно или отрицательное.
- А для начала давайте попробуем изобразить это чувство мимикой.
Здорово у вас получилось примерить маску завистливого человека, что вы чувствовали в этот момент?
2. Работа в группах (по 4-5 человек)
Ребята, давайте подумаем, в каких случаях человек испытывает это чувство?
Перед вами лежат листы А4, заготовки звезд (Приложение 1) и клей – карандаш. Вам необходимо вспомнить как можно больше примеров из жизни, когда вы, как и наша звездочка, сталкивались с чувством зависти, написать эти примеры на заготовленных звездочках и приклеить их на А4. (Оформленные листы А4 вывешиваются на доску)
Обсуждение полученных результатов:
- Посмотрите, как много вам удалось привести примеров, когда человек испытывает чувство зависти.
- Как вам работалось в группах?
3. Упражнение “Завидуха”.
Детям раздается заранее подготовленный бланк с изображением “Завидух” (Приложение 2)
Инструкция:
Посмотрите на рисунок и подумайте, какая “завидуха” живет у каждого из вас внутри: большая, маленькая или средняя? Вы можете ее раскрасить, добавить что-то по своему желанию или изменить.
- Подумайте, с какими чувствами “дружит завидуха”?
Вывод: Зависть, как правило, всегда “дружит” с негативными, разрушительными для человека чувствами.
- Какие способы освобождения от негативных чувств вы знаете?
После окончания упражнения все бланки с изображением “Завидух” забираются (дети “выгоняют” зависть из своей души).
4. Рисунок абстракция “Освобождение от зависти” (под музыкальное сопровождение).
Детям предлагается немного пофантазировать и нарисовать рисунок абстракцию “Освобождение от зависти”. После окончания все работы вывешиваются на доску.
5. Подведение итогов:
- Посмотрите, какие разные получились ваши рисунки.
- Что вы чувствуете сейчас?
В конце занятия делается вывод, что зависть это отрицательное чувство, что у завистливого человека будут сложности во взаимоотношениях с окружающими, проблемы в поиске друзей, ведь нужно уметь радоваться за успехи других.