Цели рока:
Образовательные:
- систематизировать знания учащихся по теме “Проценты”;
- проверить навыки учащихся в определении типа задачи на проценты;
- формировать приемы рациональных вычислений
Развивающие :
- развить внимание учащихся, настойчивость в достижении цели, логическое мышление,
- навыки самоконтроля.
Воспитательные – воспитывать внимательное отношение друг к другу, самостоятельность, прививать умение слушать товарищей, работать в коллективе.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Технологии: ИКТ, технология групповой работы, технология здоровьесохранения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, листы с заготовками таблиц ответов.
Ход урока
1. Организационный момент и мотивация
Здравствуйте, садитесь! Проверьте, пожалуйста, все ли вы приготовили к уроку:
- учебник, тетрадь, дневник, ручка, карандаш.
Давайте проверим: у всех ли на столах лежат заготовки к уроку:
На ваших столах должны лежать: лист с таблицами ответов №1, №2, №3, №4, карточка с заданиями.
Сегодня мы попробуем привести в систему все знания о решении задач на проценты:
Вы выполните тест в системе контроля знаний, проведете самоконтроль устного счета, поработаете над установлением соответствия между задачами на проценты и типами задач на проценты, выполните самостоятельную работу и сами выставите себе оценки за урок.
2. Проверка домашней работы (решение 3 задач записано на доске)
Проверьте домашнее задание.
Исправьте ошибки, если они есть. Какие проблемы возникли при решении домашней работы? Сдайте тетради с домашней работой на проверку.
3. Устный счет
Ребята! Сейчас мы с вами будем считать устно. Ответы вписываете в таблицу №1.
Вопросы
1. Процентом называется ______ часть числа.
2. Вычислить 1% от числа 80.
3. Представить 4,5% в виде десятичной дроби.
4. 20% числа равны 100. Найти 1 % от этого числа.
5. Установите соответствие: 0,25 - это _____% ?
6. На диаграмме закрашено 40% круга. Какой процент круга не закрашен?
7. На клумбе растут тюльпаны, нарциссы и маргаритки. Тюльпаны составляют 30 %, а нарциссов и маргариток поровну. Какой процент цветов приходится на нарциссы?
8. Заданы два числа: 15 и 60. Какой процент от числа 60 составляет число 15?
Вы ответили на вопросы. Представляю вам правильные ответы, поставьте “ +” в таблице, если ответ совпадает, “-“, если ответ неверный. Подведите итог работы (проставьте количество “+” ).
№ вопроса | ответ | + - | Итог |
№1 | 1/100 | ||
№2 | 0,8 | ||
№3 | 0,045 | ||
№4 | 5 | ||
№5 | 25 | ||
№6 | 60 % | ||
№7 | 35% | ||
№8 | 25% |
4. Физминутка (для профилактики утомления глаз
5. Актуализация знаний
(Работа с системой контроля знаний Response Interwrite”)
Вам нужно ответить на тест из 10 вопросов.
(Предварительно: на 9,10 вопросы выставить больше времени на выполнение)
Максимальное количество набранных баллов – 10.
Начинаем работу:
1) При выражении процентов в виде десятичной дроби, число процентов надо:
А) умножить на 100 В) разделить на 100 С) разделить на 10
2) 1/100 часть числа называется:
А) сотка В) промилле С) процент
3) 1/2 числа составляет:
А) 20% числа В) 10% числа С) 50% числа
4) Как найти а процентов от числа?
А) разделить на 100, умножить на а
В) разделить на а, умножить на 100
С) разделить на 100, разделить на а
5) Чтобы найти 25% от числа, нужно:
А) умножить число на 25 В) умножить число на 4 С) разделить число на 4
6) Чтобы найти 10 % от числа, нужно:
А) разделить число на 10 В) умножить число на 10 С) вычесть из числа 10
7) Чтобы найти, какую часть составляет число а от числа в, нужно:
А) а умножить на в В) в разделить на а С) а разделить на в
8) Как найти число, если а % от него составляет число в?
А) а:в * 100 В) а:100 * в С) в:а * 100
9) Дана последовательность: 7; 6,6; 6,1; 5, 5; 4,8,... Какие числа нужно записать следующими:
А) 4,1; 3,6 В) 4,2; 3,4 С) 4; 3,1
10) Вставьте 2 числа между двумя числами 5 и 14 так, чтобы между 2 соседними числами разность была бы одинаковой:
А) 7 и 12 В) 8 и 10 С) 8 и 11
Посмотрим результаты в журнале системы контроля знаний..
Вы вносите свои баллы в таблицу №2.
6. Закрепление ранее изученного материала
На протяжении последних уроков мы решали задачи на проценты. Эти задачи были трех типов.
Какие типы задач на проценты вы знаете?
- Задачи на нахождение процента от числа.
- Задачи на нахождение числа по его проценту.
- Задачи на нахождение процентного отношения.
Приведите пример задачи на каждый из этих типов.
Следующий этап нашей работы: вам нужно установить соответствие между задачами и типами задач. На выполнение работы отводится ограниченное время: 4 минуты. Работаем с таблицей № 3.
1. Из овса получается 40% муки. Сколько муки получится из 26 т овса?
2. Засеяли 65% поля, что составило 325 га. Найдите площадь всего поля.
3. В классе 30 учащихся, среди них 18 мальчиков. Какой процент класса составляют мальчики?
4. Костя купил тетрадь, заплатив за неё 16 рублей. Оказалось, что он истратил 40% всех своих денег. Сколько денег было у Кости?
5. В мотке 30 м проволоки. От мотка отрезали 12 м . Какой процент мотка проволоки отрезали?
6. В автобусе ехали 28 пассажиров. На остановке вышли 25% пассажиров. Сколько пассажиров осталось в автобусе?
7. На автомобильной стоянке 300 мест. Занято 60% всех мест. Сколько мест остались свободными?
Проверим ответы (взаимопроверка):
№ | задачи | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 |
Тип | задачи | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 1 |
Внесите результат этого этапа урока в таблицу.
Поднимите руки, кто выполнил работу на 7 баллов... на 6 баллов..., на 5 баллов?
Физминутка (на снятие мышечного напряжения)
Встаньте со стульев, выйдите из-за парт. Задание: если я называю число, которое делится на 5 – поднимаете вверх руки через стороны; если называю число, которое делится на 4 – садимся на корточки. (Обязательно нужно назвать несколько раз число, которое делится и на 5 и на 4).
7. Контроль знаний (работа в парах)
На этом этапе урока мы с вами работаем в парах ( распределение вариантов заданий).
Решите 3 задачи, обсуждая тип задачи и ход решения. Результаты заносите в таблицу №4.
(на каждой парте – лист с заданиями)
Карточка 1 варианта
1. На склад привезли 3т картофеля. В первый день продали 20% , во второй – 35% всего картофеля. Сколько тонн картофеля осталось продать?
2. В первом мотке проволоки 28м, во втором – 35м. Какой процент составляет проволока 1 мотка от проволоки во 2 мотке?
3. В шкафу 25 % учебников, а остальные книги – художественная литература. Учебников – 30. Сколько книг в шкафу?
Карточка 2 варианта
1. В парке посадили липы и осины. Липы составили 60%. Сколько посадили деревьев, если осин в парке – 68 деревьев.
2. На стоянке 120 машин. Из них 80% - грузовые, остальные – легковые. Сколько легковых машин на стоянке?
3. В коробке 4 кг конфет 1 сорта и 6 кг конфет 2 сорта. Какой процент от всех конфет составляют конфеты 1 сорта?
Вы решили задачи. Сейчас мы проверим и решение задач и ответы. ( К доске вызываются 6 человек – по 3 человека с каждого варианта).
Если при решении задач ребятами допущены ошибки, то я жду ваших замечаний.
Сверяем ответы с эталоном:
1 вариант | 2 вариант |
1,35 т 80 % 120 книг |
170 деревьев 24 машины 40 % |
7. Оценки за урок
Вы сегодня проделали большую работу, а результат ее вы сейчас оцените сами. Подсчитайте общий балл, набранный на всех этапах урока.
Если Вы набрали:
- 28 -24 балла – Ваша оценка “5”;
- 23-19 баллов - Ваша оценка “4”;
- 18- 14 баллов – Ваша оценка “3”;
- менее 13 баллов – Вам надо еще потренироваться...
Выставите оценки за работу на уроке в оценочные листы.
Поднимите руки, кто получил “5”? “4”?
8. Домашнее задание: дома выполните тест №34 (“Контрольно-измерительные материалы. Математика. 5 класс. Л.П.Попова. М. ВАКО)
9. Подведение итогов урока
Давайте еще раз вспомним: какие типы задач на проценты вы знаете?
Скажите, пожалуйста, были ли какие-либо затруднения на уроке? Как вы считаете, почему они возникали?
Давайте оценим свое настроение на уроке. Вы выйдете к доске и наклеите на лист один из знаков, которые лежат на вашем столе: сердце, солнце, тучка.
Обратите внимание на то, что означает каждый из этих знаков.
Спасибо за урок!
Используемая литература:
1.Н.Я.Виленкин и др. Учебник “Математика. 5 класс”. М Мнемозина.2010г.
2. Л.П.Попова. “Контрольно-измерительные материалы. Математика. 5 класс. М. ВАКО.