Урок математики по теме "Задачи на проценты". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели рока:

Образовательные:

  • систематизировать знания учащихся по теме “Проценты”;
  • проверить навыки учащихся в определении типа задачи на проценты;
  • формировать приемы рациональных вычислений

Развивающие :

  • развить внимание учащихся, настойчивость в достижении цели, логическое мышление,
  • навыки самоконтроля.

Воспитательные – воспитывать внимательное отношение друг к другу, самостоятельность, прививать умение слушать товарищей, работать в коллективе.

Тип урока: урок систематизации знаний.

Технологии: ИКТ, технология групповой работы, технология здоровьесохранения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, листы с заготовками таблиц ответов.

Ход урока

1. Организационный момент и мотивация

Здравствуйте, садитесь! Проверьте, пожалуйста, все ли вы приготовили к уроку:

- учебник, тетрадь, дневник, ручка, карандаш.

Давайте проверим: у всех ли на столах лежат заготовки к уроку:

На ваших столах должны лежать: лист с таблицами ответов №1, №2, №3, №4, карточка с заданиями.

Сегодня мы попробуем привести в систему все знания о решении задач на проценты:

Вы выполните тест в системе контроля знаний, проведете самоконтроль устного счета, поработаете над установлением соответствия между задачами на проценты и типами задач на проценты, выполните самостоятельную работу и сами выставите себе оценки за урок.

2. Проверка домашней работы (решение 3 задач записано на доске)

Проверьте домашнее задание.

Исправьте ошибки, если они есть. Какие проблемы возникли при решении домашней работы? Сдайте тетради с домашней работой на проверку.

3. Устный счет

Ребята! Сейчас мы с вами будем считать устно. Ответы вписываете в таблицу №1.

Вопросы

1. Процентом называется ______ часть числа.

2. Вычислить 1% от числа 80.

3. Представить 4,5% в виде десятичной дроби.

4. 20% числа равны 100. Найти 1 % от этого числа.

5. Установите соответствие: 0,25 - это _____% ?

6. На диаграмме закрашено 40% круга. Какой процент круга не закрашен?

7. На клумбе растут тюльпаны, нарциссы и маргаритки. Тюльпаны составляют 30 %, а нарциссов и маргариток поровну. Какой процент цветов приходится на нарциссы?

8. Заданы два числа: 15 и 60. Какой процент от числа 60 составляет число 15?

Вы ответили на вопросы. Представляю вам правильные ответы, поставьте “ +” в таблице, если ответ совпадает, “-“, если ответ неверный. Подведите итог работы (проставьте количество “+” ).

№ вопроса ответ + - Итог
№1 1/100    
№2 0,8  
№3 0,045  
№4 5  
№5 25  
№6 60 %  
№7 35%  
№8 25%  

4. Физминутка (для профилактики утомления глаз

5. Актуализация знаний

(Работа с системой контроля знаний Response Interwrite”)

Вам нужно ответить на тест из 10 вопросов.

(Предварительно: на 9,10 вопросы выставить больше времени на выполнение)

Максимальное количество набранных баллов – 10.

Начинаем работу:

1) При выражении процентов в виде десятичной дроби, число процентов надо:

А) умножить на 100 В) разделить на 100 С) разделить на 10

2) 1/100 часть числа называется:

А) сотка В) промилле С) процент

3) 1/2 числа составляет:

А) 20% числа В) 10% числа С) 50% числа

4) Как найти а процентов от числа?

А) разделить на 100, умножить на а

В) разделить на а, умножить на 100

С) разделить на 100, разделить на а

5) Чтобы найти 25% от числа, нужно:

А) умножить число на 25 В) умножить число на 4 С) разделить число на 4

6) Чтобы найти 10 % от числа, нужно:

А) разделить число на 10 В) умножить число на 10 С) вычесть из числа 10

7) Чтобы найти, какую часть составляет число а от числа в, нужно:

А) а умножить на в В) в разделить на а С) а разделить на в

8) Как найти число, если а % от него составляет число в?

А) а:в * 100 В) а:100 * в С) в:а * 100

9) Дана последовательность: 7; 6,6; 6,1; 5, 5; 4,8,... Какие числа нужно записать следующими:

А) 4,1; 3,6 В) 4,2; 3,4 С) 4; 3,1

10) Вставьте 2 числа между двумя числами 5 и 14 так, чтобы между 2 соседними числами разность была бы одинаковой:

А) 7 и 12 В) 8 и 10 С) 8 и 11

Посмотрим результаты в журнале системы контроля знаний..

Вы вносите свои баллы в таблицу №2.

6. Закрепление ранее изученного материала

На протяжении последних уроков мы решали задачи на проценты. Эти задачи были трех типов.

Какие типы задач на проценты вы знаете?

  1. Задачи на нахождение процента от числа.
  2. Задачи на нахождение числа по его проценту.
  3. Задачи на нахождение процентного отношения.

Приведите пример задачи на каждый из этих типов.

Следующий этап нашей работы: вам нужно установить соответствие между задачами и типами задач. На выполнение работы отводится ограниченное время: 4 минуты. Работаем с таблицей № 3.

1.  Из овса получается 40% муки. Сколько муки получится из 26 т овса?

2. Засеяли 65% поля, что составило 325 га. Найдите площадь всего поля.

3. В классе 30 учащихся, среди них 18 мальчиков. Какой процент класса составляют мальчики?

4. Костя купил тетрадь, заплатив за неё 16 рублей. Оказалось, что он истратил 40% всех своих денег. Сколько денег было у Кости?

5. В мотке 30 м проволоки. От мотка отрезали 12 м . Какой процент мотка проволоки отрезали?

6. В автобусе ехали 28 пассажиров. На остановке вышли 25% пассажиров. Сколько пассажиров осталось в автобусе?

7. На автомобильной стоянке 300 мест. Занято 60% всех мест. Сколько мест остались свободными?

Проверим ответы (взаимопроверка):

задачи №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7
Тип задачи 1 2 3 2 3 1 1

Внесите результат этого этапа урока в таблицу.

Поднимите руки, кто выполнил работу на 7 баллов... на 6 баллов..., на 5 баллов?

Физминутка (на снятие мышечного напряжения)

Встаньте со стульев, выйдите из-за парт. Задание: если я называю число, которое делится на 5 – поднимаете вверх руки через стороны; если называю число, которое делится на 4 – садимся на корточки. (Обязательно нужно назвать несколько раз число, которое делится и на 5 и на 4).

7. Контроль знаний (работа в парах)

На этом этапе урока мы с вами работаем в парах ( распределение вариантов заданий).

Решите 3 задачи, обсуждая тип задачи и ход решения. Результаты заносите в таблицу №4.

(на каждой парте – лист с заданиями)

Карточка 1 варианта

1. На склад привезли 3т картофеля. В первый день продали 20% , во второй – 35% всего картофеля. Сколько тонн картофеля осталось продать?

2. В первом мотке проволоки 28м, во втором – 35м. Какой процент составляет проволока 1 мотка от проволоки во 2 мотке?

3. В шкафу 25 % учебников, а остальные книги – художественная литература. Учебников – 30. Сколько книг в шкафу?

Карточка 2 варианта

1. В парке посадили липы и осины. Липы составили 60%. Сколько посадили деревьев, если осин в парке – 68 деревьев.

2. На стоянке 120 машин. Из них 80% - грузовые, остальные – легковые. Сколько легковых машин на стоянке?

3. В коробке 4 кг конфет 1 сорта и 6 кг конфет 2 сорта. Какой процент от всех конфет составляют конфеты 1 сорта?

Вы решили задачи. Сейчас мы проверим и решение задач и ответы. ( К доске вызываются 6 человек – по 3 человека с каждого варианта).

Если при решении задач ребятами допущены ошибки, то я жду ваших замечаний.

Сверяем ответы с эталоном:

1 вариант 2 вариант
1,35 т

80 %

120 книг

170 деревьев

24 машины

40 %

7. Оценки за урок

Вы сегодня проделали большую работу, а результат ее вы сейчас оцените сами. Подсчитайте общий балл, набранный на всех этапах урока.

Если Вы набрали:

  • 28 -24 балла – Ваша оценка “5”;
  • 23-19 баллов - Ваша оценка “4”;
  • 18- 14 баллов – Ваша оценка “3”;
  • менее 13 баллов – Вам надо еще потренироваться...

Выставите оценки за работу на уроке в оценочные листы.

Поднимите руки, кто получил “5”? “4”?

8. Домашнее задание: дома выполните тест №34 (“Контрольно-измерительные материалы. Математика. 5 класс. Л.П.Попова. М. ВАКО)

9. Подведение итогов урока

Давайте еще раз вспомним: какие типы задач на проценты вы знаете?

Скажите, пожалуйста, были ли какие-либо затруднения на уроке? Как вы считаете, почему они возникали?

Давайте оценим свое настроение на уроке. Вы выйдете к доске и наклеите на лист один из знаков, которые лежат на вашем столе: сердце, солнце, тучка.

Обратите внимание на то, что означает каждый из этих знаков.

Спасибо за урок!

Приложение 1

Приложение 2

Используемая литература:

1.Н.Я.Виленкин и др. Учебник “Математика. 5 класс”. М Мнемозина.2010г.

2. Л.П.Попова. “Контрольно-измерительные материалы. Математика. 5 класс. М. ВАКО.