Цели.
- Научить подбирать однокоренные слова, выделять в них общую часть.
- Пробуждать интерес к русскому языку, используя занимательные логические задания;
- Активизировать познавательную деятельность детей через групповую форму работы, использовать элементы соревнования, развивать творческие способности.
- Воспитывать внимательность, сосредоточенность, самостоятельность.
Оборудование: герои мультфильма “Трое из Простоквашино”, конверты с заданиями, карточки для каждого ученика, сундучок с кладом (орфографические словари).
Ход урока
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Как однокоренные слова писать
Будем вместе повторять.
- Сегодня на уроке мы с вами совершим небольшое путешествие за город. Будем учиться подбирать однокоренные слова, выделять в них общую часть.
- Куда же мы отправимся?
- Посмотрите на доску. Прочитайте слова.
Город-посёлок-село-хутор...
- Как бы назвали их одним словом?
- Одного названия не хватает?
- Какого?
- Деревня.
- Правильно. Вот и отправимся мы с вами в деревню под названием “Простоквашино”.
- Ребята! А какое время года за окном?
- После жаркого лета в городе, в деревне много чистого и свежего воздуха, богатый урожай овощей.
- Ребята, вы не знаете, что искали герои нашей деревни? (Клад).
Давайте и мы отправимся вместе с ними, а они приготовили нам непростые задания, которые мы попробуем выполнить.
- А кто живёт в деревне, мы на уроке узнаем.
- Посмотрите, кто нас встречает?
Он кот-звезда экрана
Практичен, мудр и деловит
Сельскохозяйственными планами
На всю Россию знаменит.
Кот Матроскин.
- А что пишет кот Матроскин? Наверное, учиться писать буквы.
Поможем ему, но сначала узнаем какую букву он выписывает.
Мёд в лесу медведь нашел
Мало мёду, много пчёл.
- Какой слышится звук в этих строчках?
- Какой буквой обозначается на письме?
Дайте характеристику звуку М
Мм/ Ммм// Мммм/// Ммммм//// ...
Мало уметь писать, надо уметь думать. (Объяснить смысл)
Словарь: деревня, корова, город, октябрь.
- Что такое Простоквашино?
- О чём мечтал кот Матроскин?
- Где жили родители дяди Фёдора?
Всё мрачней лицо природы, почернели огороды, оголяются леса, молкнут птичьи голоса, мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился?
А теперь запишем предложение с одним из слов.
В октябре начинается листопад.
(Устно подобрать к слову листопад однокоренные слова, выделить общую часть, повторить правило)
- Молодцы, ребята!
Физкультминутка.
- Продолжаем дальше искать клад.
- Ребята, вы не знаете, как зовут мальчика, который очень серьёзный, самостоятельный, в 4 года, научился читать и в 6 лет уже сам себе варил суп. Любит всех зверей, особенно всяких кошек, но у него с мамой всегда бывают разные споры.
- Дядя Фёдор.
- Молодцы!
А у него к нам вот какое задание.
На доске перепутаны буквы, внимательно посмотрите и соберите их. А ёще к вам на помощь придут стихотворения, в которых есть однокоренные слова к ним.
А К У П Т С А О Д Ж Ь Д Р О М О К Ь В
Для каждого ряда одно слово записать, подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.
Вот и осень наступила
Собираем урожай!
Всё вокруг уже поспело-
Торопись, не прозевай!
Яблоки, морковь, капуста-
Собери всё поскорей.
А не то в любимых фруктах
Обнаружишь ты гостей!
Урожай по вкусу многим
Сохранить его попробуй!
Капуста
На нашей грядке было пусто
Вдруг за ночь выросла капуста!
Когда капустный дождь прошёл,
Растёт капуста хорошо.
Шёл дождь на сотнях мягких лап
Стучали капельки: кап-кап!
Как только: кап-кап-кап: звучало
Капуста сразу подрастала.
Капустный капал дождь всю ночь,
А утром он умчался прочь.
Молодцы, ребята! Все справились с этим заданием.
- Вот уже кто-то идёт сюда снова
Встречать приготовьтесь гостя другого.
- Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне
С цифрой пять на медной бляшке
В синей форменной рубашке?
У него сегодня много
Писем в сумке на боку
Из Ташкента, Таганрога
Из Ростова и Баку.
(Почтальон)
- Что приносит почтальон в каждый дом? (Письма, газеты)
- А нам почтальон Печкин принес конверты со словами, откройте их и прочитайте. Слова у всех разные.
- А вот какое непростое задание. Нужно обвести в кружок слово, которое не является однокоренным в данном ряду слов.
(Самостоятельное выполнение, проверка).
1) Брат, брать, братишка, братик
2) Ночь, ночевать, ночник, темнота
3) Победа, победить, беда, победный
4) Верх, высота, верхушка, верхний
1) Чесать, чистота, чистить, чистый
2) Скворец, скворушка, скворечник, ворона
3) Дарить, подарок, подарочный, ударить
4) Громкий, шумный, шуметь, шум
1) Сторож, сторожка, охранять, сторожить
2) Ельник, еловый, ель, сосновый
3) Лов, наловили, ловкий, улов
4) Травушка, травянистый, отрава, травка
Физкультминутка
- Идём дальше, чтобы отыскать заветный клад.
Навстречу нам пёс Шарик. Он очень любил охотиться, но в мультфильме ему это не удавалось.
А вот как охотятся настоящие охотники мы узнаем из нашего учебника.
(Дети читают текст, находят однокоренные слова, выделяют в них общую часть).
Охотники поймали лисёнка и принесли его нам. Ночью в деревню прибежала лисица. Она хотела помочь лисёнку, но не смогла. Утром папа отнёс зверька к лисьим норам. Там лиса его обязательно найдёт.
(Лиcёнка, лисица, лисьим, лиса).
- Молодцы, ребята!
- Все задания выполнены, а вот и наш заветный клад.
Открываем сундучок, внутри записка.
Записка
Вы ищите клад - золотые монеты.
Но ваше богатство, поверьте, не в этом.
Вы этим богатством владеете, дети!
Ведь русский язык - самый лучший на свете!
Он самый великий и самый богатый,
И много секретов хранит он, ребята!
Вы эти секреты должны разгадать
И с радостью русский язык изучать.
Тогда очень грамотным станет ваш класс,
И русский язык станет другом для вас!
Мы нашли настоящий клад, а в подарок примите орфографические словари, которые помогут вам правильно, грамотно писать предложения, письма, сочинения.
Итог урока:
- Что нового узнали на уроке?
- Что подбирали к словам?
- Какие слова называют однокоренными?
- Каким теперь вы обладаете богатством?