Цель урока:
- систематизация знаний на основе графических знаковых моделей;
- развитие логического мышления обучающихся;
- навыков коммуникативной культуры.
Задачи урока
- закрепление умения анализировать тепловые процессы, рассчитывать изменение внутренней энергии;
- графически представлять переходы веществ из одного агрегатного состояния в другое;
- формирование графической культуры обучающихся;
- развитие абстрактного мышления.
Оборудование: образовательный комплекс “Физика, 8 класс” под редакцией Н.К. Ханнанова, фирма “1 С”; сосуд с водой, электрический чайник, сплав Вуда, стакан.
План урока.
Обсуждение плана работы с обучающимися. (1 мин)
1. Повторение теоретического материала.
Рис. 1 и Рис. 2
Задание: используя график (на экране), проанализировать процессы, записать основные формулы, дать определения основным понятиям.
По ходу ответа обучающегося на экране открываются соответствующиеся формулы.
II. Решение качественных задач.
При ответах используется график (на экране) и таблицы физических величин (на каждой парте).
В.: Температура газовой горелки около 500 °С. Из каких материалов нельзя делать посуду для приготовления пищи и других целей?
Подсказка: привести из таблицы названия веществ, у которых температура плавления ниже 500 °С.
В.: Ранняя весна – замечательное время! Припекает солнышко – загорать можно! А температура воздуха около 0°С. И так будет пока… Что пока?
Подсказка: температура начнёт повышаться, когда весь лёд растает.
В.: Когда идет снег никогда не бывает трескучего мороза. А почему?
Подсказка: при кристаллизации тепло выделяется.
В.: Может ли металл плавиться при небольшой температуре?
Опыт: Плавление сплава Вуда в стакане с горячей водой.
Подсказка: температура плавления сплава Вуда около 70 °С.
В.: Что опаснее обжечься 100° паром или 100° водой?
Подсказка: при конденсации пара выделяется большое количество теплоты, после этого имеем воду при 100 °С.
В.: “Вода кипит при 100°С”. Это неточное утверждение. Как сказать правильно?
Подсказка: температура кипения зависит от внешнего давления, утверждение верно при нормальном атмосферном давлении (должны быть также центры парообразования).
_________________15 мин.
IV. Чтение графиков (изображения на экране).
1).
Рис. 3
В.: На каких графиках изображен процесс плавления льда? Подсказка: б, г.
2).
Рис. 4
В.: Одинаковые количества свинца остывают в разных помещениях. Одно – в теплом помещении, другое – в холодном. Какой из графиков соответствует холодному помещению?
Подсказка: а – тёплое помещение.
3) Рис. 5. На рисунке представлены графики процессов, проводимых с двумя жидкостями одинаковой массы.
Рис. 5
В.: а) Какие это жидкости?
Подсказка: спирт и вода.
б) Сравнить их удельную теплоемкость. Подсказка: теплоёмкость воды больше (обсудить наклон графика).
в) Lводы =2,3 * 106 Дж/кг, Lсп =0,9 * 106 Дж/кг.
В чем причина того, что отрезок кипения на графике у воды меньше?
Подсказка: отключили нагреватель, не вся вода выкипела.
______________8 мин.
V. Составить и решить задачи по заданным графикам (на доске).
Рис. 6 и Рис. 7
- 1 вариант – рис. 6;
- 2 вариант – рис 7.
Подсказка: в условии задачи должно, быть учтено какие, вещества участвуют в процессах, какие процессы происходят, значение масс подобрать так, чтобы графики соответствовали задаче. Если получилось несоответствие, то подумать, какое данное необходимо заменить. Решить составленную задачу.
У доски учащиеся (по желанию) показывают свои задачи и решения, учитель просматривает варианты задач у других обучающихся.
________________20 мин.
VI. Подведение итога урока.
Домашнее задание: Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебнику А.В. Пёрышкина идр. стр. 92, №843, №883.
________________1-2 мин.