Цель: Повторение и систематизация учебного материала.
Задачи:
Образовательные. Систематизация знаний об окислительно-восстановительных реакциях. Отработка навыков определения степеней окисления элементов и составления электронного баланса для окислительно-восстановительных реакций.
Развивающие. Развивать ассоциативную память, логическое мышление, самостоятельность.
Воспитательные. Воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки, навыков коммуникативной культуры и умения работать в группах.
Формы деятельности. Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Оборудование:
- У учителя: 2 смайлика на магнитах (для окислителя и восстановителя); плакат в виде домика “окислительно-восстановительные реакции”; мультимедийный слайд; медиапроектор
- У учеников (на 4 группы): 4 пейджика ( президент МХО №1, президент МХО №2, президент МХО №3, президент МХО №4); комплекта “фундамента” (1- степень окисления, обратимость, тепловой эффект, катализатор; 2 – окислитель, обратимость, тепловой эффект, катализатор; 3 – восстановитель, обратимость, тепловой эффект, катализатор; 4 – электронный баланс, обратимость, тепловой эффект, катализатор); комплекты смайликов (“образ” окислителя и “образ” восстановителя – на каждого учащегося (Приложение № 1)); рабочие листы (на каждого учащегося – 4 варианта (Приложение № 2)), полоски цветной бумаги (красная, желтая, зеленая).
План урока
Этап урока | Форма работы | Время (мин) |
1. Организационный момент (актуализация темы). | Совместно с учащимися | 3 |
2. Основная часть урока | ||
2.1. Понятие “Степень окисления | фронтальная работа | 3 |
2.2. Определение степени окисления элементов в химических реакциях | групповая работа | 5 |
2.3. Понятие “окислительно-восстановительные реакции” | совместно с учащимися | 3 |
2.4. Понятия “окислитель”, “восстановитель”, “электронный баланс” | Объяснение учителя | 5 |
2.5. Составление учащимися электронного баланса для реакций. Проверка результатов работы с записью на доске. | Парная работа | 10 |
2.6. Физкультминутка | 1 | |
2.7.Выводы. | совместно с учащимися | 3 |
3. Проверка понимания и осмысления новых
знаний 3.1. выполнение теста 3.2. взаимопроверка |
индивидуальная | 10 |
4. Рефлексия. | 2 |
1. Организационный момент (актуализация темы).
Учитель: В течении урока у вас будет групповая, парная и индивидуальная формы работы. Группы – это малые химические общества, в каждом обществе – президент, отвечающий за работу группы. (Выдаются бейджики). На каждом этапе работы вы будете выставлять заработанные вами баллы. В конце урока президент каждого МХО их суммирует и выставит общее количество баллов в таблицу, которая находится в ваших рабочих листах. Таким образом мы узнаем результативность работы каждого МХО на уроке.
Итак, мы с вами собрались на научно-практический семинар (ученый совет), который предусматривает активную работу МХО.
Тема семинара Окислительно-восстановительные реакции (Учитель располагает на доске плакат в виде домика “окислительно-восстановительные реакции”)
Эта тема в курсе изучения химии считается одной из самых сложных, она включена в задания ГИА и ЕГЭ, в ней имеется много различных нюансов, мы же с вами остановимся на тех понятиях, которые являются научным фундаментом данной темой. У вас на столах находятся карточки с химическими терминами, каждая МХО должно выбрать по одному термину, который, по-вашему, имеет отношение к окислительно-восстановительным реакциям. (Президенты прикрепляют выбранные карточки в качестве фундамента к домику “окислительно-восстановительные реакции, расположенном на доске.)
Формулировка цели: Итак, уважаемые коллеги, какие вопросы мы будем обсуждать на нашем семинаре? (Учащиеся формируют цель урока с помощью кирпичиков “фундамента”)
2. Основная часть урока
2.1. Понятие “Степень окисления” (Фронтальная работа)
Беседа по вопросам:
1. Что такое степень окисления? (условный заряд)
На доске запись: Н2, К, НСl, NaH, HNO3
(по мере ответов на вопросы, над элементами ставится степень окисления)
2. Чему равна степень окисления простых веществ? (0)
3. Чему равна степень окисления водорода в сложных веществах? (+1, - 1)
4. Чему должна быть равна сумма положительных и отрицательных зарядов в молекуле? (0).
5. Какую степень окисления имеют металлы в соединениях (положительную, совпадающую с номером группы для элементов главных подгрупп).
2.2. Определение степень окисления (Групповая работа)
Учитель: У вас на столах имеются рабочие листы, на которых записано по 4 уравнения химических реакций, вам необходимо определить степень окисления элементов в каждом веществе.
Обсуждаете совместно, записываете каждый в свою карточку:
1.HCl + NaOH = NaCl + H2O | 2.AgNO3 + KJ = AgJ + KNO3 |
3. K + S —> K2S | 4. Na + P —> Na3P |
Число баллов за электронный баланс:
Те же реакции записаны на доске. По мере выполнения задания президенты выходят к доске и записывают степень окисления элементов. По окончании работы проводится проверка. По результатам проверки учащиеся выставляют себе набранное количество баллов. За каждый элемент – 1 балл, максимально - 27 баллов.
2.3. Понятие “окислительно-восстановительные реакции”
Учитель: 3-я и 4-я реакции являются окислительно-восстановительные. Объясните почему? (Меняются степени окисления элементов)
Какие вещества участвуют в этих реакциях? (Простые) – Реакции, в которых присутствует хотя бы одно простое вещество – всегда являются окислительно-восстановительными.
К какому типу относятся 1-я и 2-я реакции? (Реакции обмена) – Реакции обмена никогда не бывают окислительно-восстановительными.
Сделайте вывод, какие реакции называются окислительно-восстановительными. (В которых меняется степень окисления хотя бы одного элемента)
2.4. Понятия “окислитель”, “восстановитель”, “электронный баланс”
Учитель: А почему реакции называются именно так? (Есть окислитель и восстановитель)
Разберем, почему элементы меняют степень окисления ,какие процессы происходят в окислительно-восстановительных реакциях.
Окислитель – принимает электроны, сам при этом восстанавливается. Какие ассоциации это у вас вызывает? (“Злой” образ)
Восстановитель - отдает электроны, сам при этом окисляется. Какие ассоциации это у вас вызывает? (“Добрый” образ)
На доске напротив Сu0прикрепляется образ восстановителя, а напротив О2 образ окислителя
Учитель: Почему электронный баланс так называется? (Происходит передача электронов, число отданных должно быть равно принятым). Сейчас мы увидим это наглядно.
Вызывается учащийся, который исполняет роль меди, ему выдается два “электрона”, еще два учащихся, взявшись за руки исполняют роль молекулы кислорода. “Медь” передает “кислороду” свои два электрона, но “кислороду” этого не достаточно. Возникает необходимость пригласить еще одного учащегося, исполняющего роль “меди”, который также передает свои электроны кислороду. Происходит демонстрация электронного баланса: число отданных электронов совпадает с числом принятых.
Сделайте вывод, почему реакции называются окислительно-восстановительными. (Происходят процессы окисления и восстановления)
2.5. Составление учащимися электронного баланса для реакций. (Парная работа)
1. Группы разбиваются на пары и составляют электронный баланс: для реакции 3 и 4 в рабочих листах
2. По ходу выполнения задания решение записывается на доску, затем результат проверяется.
По результатам проверки учащиеся выставляют себе набранное количество баллов. В каждой реакции по 11 элементов, максимально за две реакции - 22 балла.
После проверки – фронтальная работа.
Учитель: У вас на столах для каждого имеются образы “злого” окислителя и “доброго” восстановителя.
В курсе химии 9 класса вы подробно изучали темы “Металлы” и “Неметаллы”
1. Покажите, пожалуйста, чем являются простые вещества металлы в обеих реакциях. (Восстановители)
2. Могут быть простые вещества металлы окислителями? (нет)
3. Если металл входит в состав сложного вещества и имеет положительную степень окисления , то кем он является? (Окислитель). Почему? (Ему нечего больше отдавать).
4. Покажите, пожалуйста, чем являются простые вещества неметаллы в обеих реакциях. (Окислители)
5. Могут быть простые вещества неметаллы восстановителями? (Да)
6. Когда? (Если образуют соединение с более электроотрицательным неметаллом)
2.6. Физкультминутка
На стенах развешены пронумерованные карточки с формулами веществ.
№1- Н2 , №2 – KМnO4, №3 – K, №4 – CO, №5- Mg, №6 – O2, №7 – F2, №8 – HNO3
Учитель: Посмотрите налево, направо, назад, найдите №3, покажите с помощью образов, чем это вещество является (Восстановитель), №7 – (Окислитель).
2.7. Выводы.
Учитель: В начале урока мы составили фундамент, который помог нам определиться с целью урока, обратимся к его помощи, что бы подвести итоги. (Дается определение каждому “кирпичику” из “фундамента”, прикрепленного к домику “окислительно-восстановительные реакции” на доске). Итак, все, что мы хотели узнать на уроке – узнали, сейчас проверим, насколько хорошо вы это усвоили.
3. Проверка понимания и осмысления новых знаний
Учитель: На обратной стороне рабочих листов – тест. Выполните его (индивидуально), у каждого свой вариант. Ответы отмечайте в таблице после теста. Обводите буквы в кружочек, правильность ответов проверим по слайду.
Вариант-1
Ответы: 1Б; 2В; 3Б; 4Б; 5А; 6Г; 7А. (отлично)
Задание Ответ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
А | Д | Е | Ж | З | Ч | К | О |
Б | О | М | Л | И | Н | О | П |
В | Р | Т | С | А | Б | У | Ф |
Г | Х | В | Е | Г | Д | Н | И |
Вариант-2
Ответы: 1А; 2А; 3А; 4А; 5Б; 6А; 7Г. (золотце)
Задание Ответ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
А | З | О | Л | О | Д | Ц | А |
Б | А | Б | В | Г | Т | И | К |
В | Л | Е | М | Н | А | О | П |
Г | Р | У | С | Т | И | К | Е |
Вариант-3
Ответы: 1Г; 2Б; 3В; 4А; 5Б; 6Г; 7В. (молодец)
Задание Ответ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
А | Д | Е | А | О | Б | В | Г |
Б | Ж | О | З | И | Д | К | Л |
В | Н | Р | Л | С | Т | У | Ц |
Г | М | А | К | Е | Р | Е | С |
Вариант-4
Г. Принимает электроны, восстановитель.
Ответы: 1В; 2В; 3Б; 4Б; 5А; 6А; 7А. (здорово)
Задание Ответ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
А | К | Л | М | И | О | В | О |
Б | А | Б | О | Р | В | Г | Д |
В | З | Д | Е | Ж | З | И | К |
Г | Л | М | Н | О | П | Р | С |
Результаты работы проверяются по слайду (Приложение № 3). По результатам проверки учащиеся выставляют себе набранное количество баллов. Максимально - 14 баллов.
Президенты каждого МХО подсчитывают общее количество баллов, набранное всеми членами МХО за все этапы работы. Выявляется самое работоспособное и активное малое химическое общество на научном семинаре, тема которого была посвящена окислительно-восстановительным реакциям.
4. Рефлексия
Учитель: Сегодня на уроке вы работали с образами окислителя и восстановителя, представленных с помощью смайликов. А теперь с их помощью выразите свое впечатление от работы на сегодняшнем уроке.