Осуществление принципов интеграции и комплексно-тематического планирования в детском саду компенсирующего вида

Разделы: Работа с дошкольниками


В соответствии с Федеральными государственными требованиями основная общеобразовательная программа каждого дошкольного учреждения должна основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и интеграции образовательных областей.

Реализация принципа интеграции в детском саду компенсирующего вида для детей с нарушениями речи предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, преподавателя изобразительной деятельности, руководителя физического воспитания, воспитателей. Все они принимают активное участие в коррекционно-образовательной работе. Комплексность педагогического воздействия всех специалистов направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Одной из основных форм осуществления комплексного подхода в ДОУ являются интегрированные занятия. На них объединяются различные области знаний в рамках одной лексической темы, предлагаемой основной общеобразовательной программой детского сада.

В процессе интегрированных занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности, избежать перегрузки детей. На таких занятиях решаются и коррекционные, и образовательно-воспитательные задачи, а также задачи по расширению двигательной активности детей, развитию музыкально-ритмических и художественных способностей. Интегрированный подход к педагогическому процессу позволяет дать детям целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные изменения.

Основой планирования коррекционно-образовательной работы в соответствии с ФГТ является тематический подход, обеспечивающий системность и взаимосвязь учебного материала, концентрическое наращивание информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опереться на уже имеющиеся у него знания и, в конечном итоге, обеспечивает его поступательное развитие.

Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка.

Концентрированное изучение материала служит средством установления более тесных связей между специалистами, так как они работают на протяжении недели в рамках одной лексической темы и активно участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов, таким образом, способствуя более высоким темпам общего речевого развития детей. Залогом успешной работы являются: систематичность, плановость, согласованность.

Предлагаем Вашему вниманию примерное комплексно-тематическое планирование коррекционно-образовательной работы с детьми с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы.

Примерное комплексно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе

(согласно Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи – автор Н.В. Нищева)

Месяц,
неделя
Тема Итоговое мероприятие Участники итогового мероприятия
Сентябрь Мониторинг развития детей всеми специалистами ДОУ. Праздник “День знаний” Учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, воспитатель изодеятельности, воспитанники
Октябрь,

1- я неделя

Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью Интегрированное занятие с использованием картин И. Левитана “Сумерки. Луна” и Ф. Васильева “Болото в лесу” из цикла “Четыре времени года” Учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники
Октябрь,

2-я неделя

Человек. Мое тело. Спортивный праздник “Малые олимпийские игры” Инструктор по физкультуре, воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники
Октябрь,

3-я неделя

Овощи. Фрукты. Труд взрослых в садах Фольклорный праздник “Осенняя ярмарка” Воспитатель, музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитанники
Октябрь,

4-я неделя

Насекомые. Подготовка насекомых к зиме Инсценировка басни И.А.Крылова “Стрекоза и муравей” Воспитатель, музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитанники
Ноябрь,

1-я неделя

Перелётные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлёту Экскурсия в осенний парк. Наблюдение за птицами. Воспитатель, учитель-логопед, воспитанники
Ноябрь,

2-я неделя

Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных Интегрированное занятие с использованием картины М. Башкирцевой из цикла “Четыре времени года” Учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники
Ноябрь,

3-я неделя –

Дикие животные и их детёныши. Подготовка животных к зиме. Выставка рисунков “В осеннем лесу” (совместное с родителями творчество) Воспитатель, воспитатель изодеятельности, родители, воспитанники
Ноябрь,

4-я неделя

Осенние одежда, обувь, головные уборы Создание модели костюма для “Королевы осени” Воспитатели, воспитатель изодеятельности, воспитанники
Декабрь,

1-я неделя

Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой Интегрированное занятие с использованием картин И. Грабаря “Зимний вечер” и И. Шишкина “Зима” из цикла “Четыре времени года” Учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники
Декабрь,

2-я неделя

Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель. Коллективное конструирование кукольной мебели из деталей деревянного конструктора по схемам и описанию “Обставим квартиру”. Воспитатели, учитель-логопед, воспитанники
Декабрь,

3-я неделя

Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда. Коллективная работа (лепка из глины) “Праздничный стол” Воспитатели, воспитатель изодеятельности, воспитанники
Декабрь,

4-я неделя

Новый год Новогодний костюмированный бал Учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники
Январь,

1-я неделя

Зимние каникулы    
Январь,

2-я неделя

Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия Презентация игрушки “Транспорт” Учитель-логопед, воспитатель, воспитанники
Январь,

3 неделя

Профессии взрослых. Трудовые действия Фотовыставка “Профессии моих родителей” (совместное с родителями творчество) Учитель-логопед, воспитатель, родители, воспитанники
Январь,

4-я неделя

Труд на селе зимой Интегрированное занятие с использованием картины И. Грабаря “ Февральская лазурь” из цикла “Четыре времени года” Учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники
Февраль,

1-я неделя

Орудия труда. Инструменты Ремонтируем игрушки совместно с папами Воспитатель, родители, воспитанники
Февраль,

2-я неделя

Животные жарких стран, повадки, детёныши Беседа-концерт “Карнавал животных” (по пьесам К.Сен-Санс”) Учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники
Февраль,

3-я неделя

Комнатные растения, размножение, уход Работа в лаборатории “Опыты в природе” Воспитатель, воспитанники
Февраль,

4-я неделя

Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбки Коллективное панно “Подводный мир” Воспитатель, учитель-логопед воспитанники
Март,

1-я неделя

Ранняя весна, весенние месяцы. Первые весенние цветы. Мамин праздник Праздник “8 Марта” Учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники
Март,

2-я неделя

Наша Родина – Россия Интегрированное занятие с использованием картины И. Грабаря “Март” из цикла “Четыре времени года” Учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники
Март,

3-я неделя

Москва – столица России Презентации “Москва-столица России”, “Наша родина Россия” Учитель-логопед, воспитатель, воспитанники
Март,

4-я неделя

Наш родной город Интегрированное занятие “Саратов театральный” (Коммуникация+музыка) Учитель-логопед, воспитатель, воспитанники, музыкальный руководитель
Апрель,

1-я неделя

Мы читаем. Знакомство с творчеством С. Маршака Викторина по произведениям С. Маршака Учитель-логопед, воспитатель, воспитанники
Апрель,

2-я неделя

Мы читаем. Знакомство с творчеством К. Чуковского Драматизация фрагментов сказок

К. Чуковского

Учитель-логопед, воспитатель, воспитанники, музыкальный руководитель
Апрель,

3-я неделя

Мы читаем. Знакомство с творчеством С. Михалкова Конкурс рисунков к стихам С.Михалкова (совместное с родителями творчество) Воспитатель, воспитанники, родители
Апрель,

4-я неделя

Мы читаем. Знакомство с творчеством А. Барто Тематический вечер “Наши любимые стихи” Воспитатель, воспитанники, учитель-логопед
Май,

1-я неделя

Весенние каникулы    
Май,

2-я неделя

Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелётные птицы весной Интегрированное занятие с использованием картин С. Жуковского “Весенняя вода” и Н. Дубровского “Весенний вечер” из цикла “Четыре времени года” Учитель-логопед, воспитатель, воспитанники, музыкальный руководитель
Май,

3-я неделя

Мы читаем. Знакомство с творчеством А. Пушкина Выставка рисунков “В мире сказок А. Пушкина” (совместное с родителями творчество) Воспитатель, воспитанники, воспитатель по изодеятельности
Май,

4-я неделя

Скоро в школу. Школьные принадлежности Праздник “До свиданья, детский сад!” Музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатель, воспитанники.

Выдержка из тематического плана взаимодействия специалистов ДОУ по лексической теме: “Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью”

Педагог
Тема недели
Воспитатель Учитель-логопед Музыкальный руководитель Инструктор по физкультуре Воспитатель по изодеятельности
 

Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью

Чтение: М.Пришвин “Еж”, И.Соколов-Микитов “Листопадничек”.

Д/и “Кто больше соберет подарков Осени”.

Экскурсия в осенний парк. Пальчиковая гимнастика “Осенние листья”. Конструирование из природного материала “Гирлянда из листьев”.

Беседа “Деревья и кустарники осенью”.

Рассматривание картин И. Левитана “Сумерки. Луна”, Ф. Васильева “Болото в лесу” из цикла “Четыре времени года”. Беседа “Признаки осени. Погода”.

Составление рассказа по картине “Ранняя осень”. Д/и: “Осенние листья”, “Подбери родственные слова”. Игра-упражнение “Назови дерево”

Слушание: П.Чайковский “Осенняя песня”, С.Прокофьев “Фея осени”.

Пение: Л.Алифирова “Спасибо тебе, осень!”.

Игра “На горе то-калина”.

Вальс осенних листьев.

Элементарное музицирование: “Во поле березка стояла”.

Комплекс утренней гимнастики с малым мячом “Зарядка грибника”.

Комплекс ОРУ “Упражнения с листьями”.

П/и “Шишки, желуди, каштаны”.

Рельефная лепка “Осеннее дерево”.

Рисование: “Осенняя береза”, “Золотая осень”.

Итоговое мероприятие: интегрированное занятие с использованием картин И. Левитана “Сумерки. Луна” и Ф. Васильева “Болото в лесу” из цикла “Четыре времени года”

Литература.

  1. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС” 2012.