В соответствии с Федеральными государственными требованиями основная общеобразовательная программа каждого дошкольного учреждения должна основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и интеграции образовательных областей.
Реализация принципа интеграции в детском саду компенсирующего вида для детей с нарушениями речи предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, преподавателя изобразительной деятельности, руководителя физического воспитания, воспитателей. Все они принимают активное участие в коррекционно-образовательной работе. Комплексность педагогического воздействия всех специалистов направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Одной из основных форм осуществления комплексного подхода в ДОУ являются интегрированные занятия. На них объединяются различные области знаний в рамках одной лексической темы, предлагаемой основной общеобразовательной программой детского сада.
В процессе интегрированных занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности, избежать перегрузки детей. На таких занятиях решаются и коррекционные, и образовательно-воспитательные задачи, а также задачи по расширению двигательной активности детей, развитию музыкально-ритмических и художественных способностей. Интегрированный подход к педагогическому процессу позволяет дать детям целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные изменения.
Основой планирования коррекционно-образовательной работы в соответствии с ФГТ является тематический подход, обеспечивающий системность и взаимосвязь учебного материала, концентрическое наращивание информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опереться на уже имеющиеся у него знания и, в конечном итоге, обеспечивает его поступательное развитие.
Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка.
Концентрированное изучение материала служит средством установления более тесных связей между специалистами, так как они работают на протяжении недели в рамках одной лексической темы и активно участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов, таким образом, способствуя более высоким темпам общего речевого развития детей. Залогом успешной работы являются: систематичность, плановость, согласованность.
Предлагаем Вашему вниманию примерное комплексно-тематическое планирование коррекционно-образовательной работы с детьми с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы.
Примерное комплексно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе
(согласно Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи – автор Н.В. Нищева)
Месяц, неделя |
Тема | Итоговое мероприятие | Участники итогового мероприятия | ||
Сентябрь | Мониторинг развития детей всеми специалистами ДОУ. | Праздник “День знаний” | Учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, воспитатель изодеятельности, воспитанники | ||
Октябрь, 1- я неделя |
Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью | Интегрированное занятие с использованием картин И. Левитана “Сумерки. Луна” и Ф. Васильева “Болото в лесу” из цикла “Четыре времени года” | Учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники | ||
Октябрь, 2-я неделя |
Человек. Мое тело. | Спортивный праздник “Малые олимпийские игры” | Инструктор по физкультуре, воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники | ||
Октябрь, 3-я неделя |
Овощи. Фрукты. Труд взрослых в садах | Фольклорный праздник “Осенняя ярмарка” | Воспитатель, музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитанники | ||
Октябрь, 4-я неделя |
Насекомые. Подготовка насекомых к зиме | Инсценировка басни И.А.Крылова “Стрекоза и муравей” | Воспитатель, музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитанники | ||
Ноябрь, 1-я неделя |
Перелётные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлёту | Экскурсия в осенний парк. Наблюдение за птицами. | Воспитатель, учитель-логопед, воспитанники | ||
Ноябрь, 2-я неделя |
Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных | Интегрированное занятие с использованием картины М. Башкирцевой из цикла “Четыре времени года” | Учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники | ||
Ноябрь, 3-я неделя – |
Дикие животные и их детёныши. Подготовка животных к зиме. | Выставка рисунков “В осеннем лесу” (совместное с родителями творчество) | Воспитатель, воспитатель изодеятельности, родители, воспитанники | ||
Ноябрь, 4-я неделя |
Осенние одежда, обувь, головные уборы | Создание модели костюма для “Королевы осени” | Воспитатели, воспитатель изодеятельности, воспитанники | ||
Декабрь, 1-я неделя |
Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой | Интегрированное занятие с использованием картин И. Грабаря “Зимний вечер” и И. Шишкина “Зима” из цикла “Четыре времени года” | Учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники | ||
Декабрь, 2-я неделя |
Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель. | Коллективное конструирование кукольной мебели из деталей деревянного конструктора по схемам и описанию “Обставим квартиру”. | Воспитатели, учитель-логопед, воспитанники | ||
Декабрь, 3-я неделя |
Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда. | Коллективная работа (лепка из глины) “Праздничный стол” | Воспитатели, воспитатель изодеятельности, воспитанники | ||
Декабрь, 4-я неделя |
Новый год | Новогодний костюмированный бал | Учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники | ||
Январь, 1-я неделя |
Зимние каникулы | ||||
Январь, 2-я неделя |
Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия | Презентация игрушки “Транспорт” | Учитель-логопед, воспитатель, воспитанники | ||
Январь, 3 неделя |
Профессии взрослых. Трудовые действия | Фотовыставка “Профессии моих родителей” (совместное с родителями творчество) | Учитель-логопед, воспитатель, родители, воспитанники | ||
Январь, 4-я неделя |
Труд на селе зимой | Интегрированное занятие с использованием картины И. Грабаря “ Февральская лазурь” из цикла “Четыре времени года” | Учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники | ||
Февраль, 1-я неделя |
Орудия труда. Инструменты | Ремонтируем игрушки совместно с папами | Воспитатель, родители, воспитанники | ||
Февраль, 2-я неделя |
Животные жарких стран, повадки, детёныши | Беседа-концерт “Карнавал животных” (по пьесам К.Сен-Санс”) | Учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники | ||
Февраль, 3-я неделя |
Комнатные растения, размножение, уход | Работа в лаборатории “Опыты в природе” | Воспитатель, воспитанники | ||
Февраль, 4-я неделя |
Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбки | Коллективное панно “Подводный мир” | Воспитатель, учитель-логопед воспитанники | ||
Март, 1-я неделя |
Ранняя весна, весенние месяцы. Первые весенние цветы. Мамин праздник | Праздник “8 Марта” | Учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники | ||
Март, 2-я неделя |
Наша Родина – Россия | Интегрированное занятие с использованием картины И. Грабаря “Март” из цикла “Четыре времени года” | Учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники | ||
Март, 3-я неделя |
Москва – столица России | Презентации “Москва-столица России”, “Наша родина Россия” | Учитель-логопед, воспитатель, воспитанники | ||
Март, 4-я неделя |
Наш родной город | Интегрированное занятие “Саратов театральный” (Коммуникация+музыка) | Учитель-логопед, воспитатель, воспитанники, музыкальный руководитель | ||
Апрель, 1-я неделя |
Мы читаем. Знакомство с творчеством С. Маршака | Викторина по произведениям С. Маршака | Учитель-логопед, воспитатель, воспитанники | ||
Апрель, 2-я неделя |
Мы читаем. Знакомство с творчеством К. Чуковского | Драматизация фрагментов сказок К. Чуковского |
Учитель-логопед, воспитатель, воспитанники, музыкальный руководитель | ||
Апрель, 3-я неделя |
Мы читаем. Знакомство с творчеством С. Михалкова | Конкурс рисунков к стихам С.Михалкова (совместное с родителями творчество) | Воспитатель, воспитанники, родители | ||
Апрель, 4-я неделя |
Мы читаем. Знакомство с творчеством А. Барто | Тематический вечер “Наши любимые стихи” | Воспитатель, воспитанники, учитель-логопед | ||
Май, 1-я неделя |
Весенние каникулы | ||||
Май, 2-я неделя |
Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелётные птицы весной | Интегрированное занятие с использованием картин С. Жуковского “Весенняя вода” и Н. Дубровского “Весенний вечер” из цикла “Четыре времени года” | Учитель-логопед, воспитатель, воспитанники, музыкальный руководитель | ||
Май, 3-я неделя |
Мы читаем. Знакомство с творчеством А. Пушкина | Выставка рисунков “В мире сказок А. Пушкина” (совместное с родителями творчество) | Воспитатель, воспитанники, воспитатель по изодеятельности | ||
Май, 4-я неделя |
Скоро в школу. Школьные принадлежности | Праздник “До свиданья, детский сад!” | Музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатель, воспитанники. |
Выдержка из тематического плана взаимодействия специалистов ДОУ по лексической теме: “Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью”
Педагог Тема недели |
Воспитатель | Учитель-логопед | Музыкальный руководитель | Инструктор по физкультуре | Воспитатель по изодеятельности |
Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью |
Чтение: М.Пришвин “Еж”,
И.Соколов-Микитов “Листопадничек”. Д/и “Кто больше соберет подарков Осени”. Экскурсия в осенний парк. Пальчиковая гимнастика “Осенние листья”. Конструирование из природного материала “Гирлянда из листьев”. |
Беседа “Деревья и кустарники осенью”. Рассматривание картин И. Левитана “Сумерки. Луна”, Ф. Васильева “Болото в лесу” из цикла “Четыре времени года”. Беседа “Признаки осени. Погода”. Составление рассказа по картине “Ранняя осень”. Д/и: “Осенние листья”, “Подбери родственные слова”. Игра-упражнение “Назови дерево” |
Слушание: П.Чайковский “Осенняя
песня”, С.Прокофьев “Фея осени”. Пение: Л.Алифирова “Спасибо тебе, осень!”. Игра “На горе то-калина”. Вальс осенних листьев. Элементарное музицирование: “Во поле березка стояла”. |
Комплекс утренней гимнастики с малым
мячом “Зарядка грибника”. Комплекс ОРУ “Упражнения с листьями”. П/и “Шишки, желуди, каштаны”. |
Рельефная лепка “Осеннее дерево”. Рисование: “Осенняя береза”, “Золотая осень”. |
Итоговое мероприятие: интегрированное занятие с использованием картин И. Левитана “Сумерки. Луна” и Ф. Васильева “Болото в лесу” из цикла “Четыре времени года” |
Литература.
- Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС” 2012.