Цель: Способствовать развитию логического мышления.
Задачи:
- Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.
- Развивать речь детей, активизировать их словарь: Сыпучий, песчинки, частички.
- Развивать способность анализировать, делать выводы и умозаключения.
Материал: песок, глина, лупа, стеклянные емкости, воронки, банка с водой, 2 листа белой бумаги.
Ход занятия
В группу вносится красивая коробочка. Но коробочка не открывается, на замочке загадка
-“Зимой одевается, к лету раздевается”.
Дети называют - земля, почва. Замочек на коробке открывается.
Дети открывают коробочку и достают оттуда песок, глину, лупу, стеклянные емкости, воронки, банку с водой, 2 листа белой бумаги.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим песок и глину.
Высыпьте на лист белой бумаги песок и глину, с помощью лупы рассмотрите песок и глину.
Они одинаковые? Чем отличаются друг от друга?
Песок рыхлый, сыпучий, песок состоит из песчинок.
Глина состоит из мелких частичек, которые слиплись между собой и из них получились комочки.
Сейчас давайте попробуем пропустить водичку через песок и глину.
В пустую банку ставим воронку, насыпаем в неё песок, аналогично проделываем с глиной.
Одновременно в обе воронки наливаем воду.
Наблюдаем, где быстрее просочилась вода.
Игра “Песчинки, частички”. Дети плотно прижимаются друг к другу, они - частички. Дети отходят друг от друга и превращаются в песчинки.
Вспомните, на прогулке мы гуляли по глинистой дорожке после дождя, какая она была грязная. А теперь, вспомните, песчаную дорожку. Она после дождя была не грязной.
Вывод: Через глину вода проходит плохо, так как частички глины плотно прижимаются друг к другу, а между песчинками воде просочиться очень легко.