Цели:
- Урок физики в начальной школе является пропедевтическим, его цель — познакомить ребят с физическими явлениями, показать, с какими физическими явлениями человек встречается в повседневной жизни; развивать любознательность, заставить учащихся с нетерпением ждать встречи с предметом.
- Для учеников 10 класса - в увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках, показать их широкое использование в повседневной жизни; подчеркнуть роль физического эксперимента в науке; создать условия для развития элементов творческой деятельности; развитие у школьников коммуникативной культуры (умения общаться, вести монологическую и диалогическую речь); воспитание интереса к предмету.
Оборудование: физическое оборудование для демонстрации физических опытов, таблички с основными понятиями, портреты физиков.
Краткое описание: ученики 10 класса (7 человек) знакомят учащихся начальной школы с основными физическими явлениями: механическими, тепловыми, звуковыми, электрическими, магнитными, световыми, показывают алгоритм изучения физического явления, знакомят с физическими терминами. Далее учащиеся приводят интересные факты о некоторых физических открытиях, читают стихи о создании лампочки, об изобретениях. Следующая часть урока посвящена физическим опытам (первоклассники предварительно разделены на шесть групп, они по очереди подходят к лабораторным столам, ученики 10 класса показывают им интересные опыты). Урок заканчивается тем, что первоклассникам предлагают отгадать физические загадки и ответить на вопросы. Те обучающиеся начальной школы, которые были на уроке наиболее активными, получают призы.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня вы пришли на экскурсию в кабинет физики, и совсем скоро, через несколько лет, вы начнете изучать этот предмет. Старшие братья и сестры, родители, наверное, уже рассказывали вам о том, что изучает физика. Посмотрите вокруг, и давайте начнем наш занимательный разговор. Как вы думаете, а что изучают в этом кабинете? (Дети отвечают) А что значит – изучать физику? Давайте разбираться.
Ведущий: Физики изучают различные физические явления: механические (выходит первый ученик с табличкой “механические явления”, прикрепляет ее к доске, встает рядом, держит в руках мяч и модель автомобиля), тепловые (выходит второй ученик с табличкой “тепловые явления”, прикрепляет ее к доске, в руках у него свечка и бумажная вертушка), световые (выходит третий ученик с табличкой “световые явления”, прикрепляет ее к доске, в руках у него лампочка и очки), электрические (выходит четвертый ученик с табличкой “электрические явления”, в руке у него фонарик и чайник электрический), магнитные (выходит пятый ученик с табличкой “магнитные явления”, прикрепляет к доске, берет в руки магнит подковообразный и компас), и, наконец, звуковые (выходит шестой ученик, в руках у него табличка “звуковые явления”, прикрепляет ее к доске, перед собой держит колокольчик и динамик). Но, как вы, наверное, догадались, существует еще множество других явлений, которые физика не изучает. Давайте поиграем: я буду называть явление, если оно относится к физическим, вы поднимете руку, если не относится - не станете поднимать. Попробуем: со стола падает чашка и разбивается, машина скорой помощи подает сигнал, ученик думает у доски (не относится к физическим), потертая о шерстяную ткань пластмассовая линейка притягивает кусочек бумаги, намагниченная отвертка притягивает к себе гвозди, мама ругает ученика за двойку (не относится к физическим), во время дождя слышны раскаты грома и видны вспышки молнии. (Дети отвечают).
Ведущий: Молодцы! Я вижу, вы все хорошо поняли. А как вы думаете, что значит “изучать физическое явление”? Попробую объяснить: сначала нужно собрать и изучить исходные опытные факты, потом заменить моделями и идеальными объектами, ввести физические величины, описывающие модель, выдвинуть основные законы и следствия из них, подтвердить справедливость законов опытными фактами.
Ученик 1: Например, известный физик И. Ньютон (показывает на его портрет, вывешивает на доску табличку с именем физика) наблюдал падение яблок на землю (вывешивает табличку “изучить исходные опытные факты”), затем он заменил их на маленькие шарики – такая модель в физике называется материальной точкой (табличка “ использовать физические модели”), а также стал рассматривать в качестве физических величин, описывающих модель, массы шариков и расстояния между ними (прикрепляет на доску табличку “ввести физические величины”). Ньютон предположил, что причиной падения тел является их взаимодействие с Землей, и открыл закон всемирного тяготения (прикрепляет табличку “вывести физические законы”), справедливость которого была позже многократно подтверждена астрономическими наблюдениями за движением небесных тел (прикрепляет табличку “рассмотреть опытные факты, подтверждающие законы”).
Ведущий: Все ясно? А теперь потренируемся: станем изучать известное вам с детства тепловое явление - плавление твердых тел. Какие исходные опыты мы можем наблюдать? Какие физические величины мы можем использовать? Какую закономерность мы можем проследить? Какие другие опытные факты, подтверждающие эту гипотезу, вы можете назвать? Для того, чтобы физики могли общаться между собой грамотно, писать статьи в научные журналы, существуют определенные слова – физические термины (прикрепляет на доску табличку “физические термины”). Многие из них вы знаете и используете для объяснения физических явлений уже сейчас. Например, какая физическая величина характеризует степень нагретости тела и измеряется прибором, принцип действия которого основан на изменении свойств тела при нагревании и охлаждении? Правильно, температура. А теперь мы прочитаем вам, как другие ученики первого класса, ваши ровесники, объясняют смысл физических терминов, а вы должны будете угадать, о чем идет речь.
Ученик 2: 1). “…это может быть солнце, а может быть электричество. Это когда распускаются цветы. Для него нужна большая звезда. Спасает нас от темноты и объясняется излучением” (свет); 2). “…дает свет и огонь. Когда до него дотронешься, станет больно, можно даже умереть. Помогает технике. Если бы его не было, телевизор бы не работал. Идет по проводам, которые нужно соединить, обязательна розетка, но можно встретить и на улице” (электричество); 3). “ …можно встретить дома, когда батареи греют. Также когда наступает лето. Оно приятное, потому что исходит от Солнца. Бывает холодное, теплое и жаркое” (тепло);
Ученик 3: 4). “…есть у человека, когда он ударит другого человека и тот попадет в больницу, или когда кто-то может поднять большой камень. Мы набираем ее с помощью еды, или качая штангу. Если ты хочешь поднять стол, она тебе обязательно нужна” (сила); 5). “…когда что-то выполняют, например, в магазине или Сбербанке. Когда это делаешь, тебе тяжело, и не известно, полезно ли это. В деревне это делают руками. Может быть тяжелой, а может быть легкой. Ее можно найти в любом месте. За это дают деньги, на которые можно купить поесть” (работа). (Дети отвечают)
Ведущий: Молодцы, с физическими терминами мы тоже разобрались. А теперь скажите, ребята, а для чего нужны физические теории, формулы, законы, да и вообще все физические знания? (Ребята отвечают). Правильно, для того, чтобы использовать эти знания в изобретениях, чтобы они могли служить человеку. Вот, например, изобретение простой лампочки…
Ученик 4: С 1840 по 1870 год десятки изобретателей пытались создать лампу накаливания. Неудача следовала за неудачей, и на идею уже махнули рукой. И вот в 1872-1873 годах русский инженер и изобретатель Александр Николаевич Лодыгин сделал первую в мире лампу, которая выдержала все испытания. Она горела всего лишь полчаса. Когда из стеклянной колбы начали откачивать воздух, лампочки сделались долговечнее. В 1873 году две лампы Лодыгина загорелись на улицах Петербурга (вывешивает на доску портрет Лодыгина и табличку с именем). Конечно, вам известно, что скоро мы будем использовать только специальные энергосберегающие лампы, а в начале 20 века в честь этого изобретения сочиняли даже стихи.
Старый век копытом цокал
по брусчатой мостовой,
Эдисон придумал цоколь
к лампе цоколь нарезной.
Время шло, летело даже…
И у ламп своя судьба,
но у лампочки все та же Эдисонова резьба! (показать резьбу)
Ведущий: И таких открытий, изобретений можно назвать очень много: квантовый компьютер и солнечная батарея, паровая машина и электродвигатель, лазер и оптоволокно, электромобиль и ускоритель плазмы, сотовый телефон и пульт дистанционного управления – все это стало возможным благодаря физике и труду огромного числа ученых. Послушайте теперь стихотворение, посвященное изобретениям человека.
Игла, горшок и парус,
Да что там ни возьми:
Компьютер и гитара
Придуманы людьми.
Стул, двери, ложка, вилка,
ракета и кино,
Гамак, сенокосилка,
автобус и окно.
Пусть чуда нет теперь в них,
Но мир не позабыл
Людей, тех самых – первых,
Кто чудо сотворил!
Ученик 5: Ребята, скажите, пожалуйста, а как называются эти люди? (изобретатели). Действительно, благодаря труду многих людей сейчас стало возможным то, что еще совсем недавно казалось нам чудом.
Я ещё не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле:
Телевизору, голосу раций,
Вентилятору на столе.Самолёты летят сквозь тучи,
Ходят по морю корабли –
Как до этих вещей могучих
Домечтаться люди смогли?Ток по проволоке струится,
Спутник ходит по небесам.
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам.
Ведущий: А теперь старшеклассники, которые пригласили вас сегодня на урок физики, предлагают вам разделиться на небольшие группы и пройти в физическую лабораторию для того, чтобы посмотреть некоторые физические опыты. Надеемся, что вам будет интересно, и просим соблюдать порядок в физической лаборатории.
Ученик1. Механические явления.
Опыты: 1). Два стакана играют роль опоры. На них нужно поставить третий стакан, заполненный водой, используя лист бумаги. 2). На граненый стакан положите фанерную доску с достаточно тяжелым грузом. Предложите первоклассникам разбить стакан сильными ударами слесарного молотка по гире. Стакан таким образом не разобьется. Почему? 3). Выпилите из фанеры фигурку балерины. К ее ноге прикрепите две проволоки длиной по 25 см с грузами на концах. Установите фигурку на проволоке и сообщите ей колебательное движение. Она сохраняет равновесие. Почему? 4). Наполните до краев стакан водой и прикройте листом плотной бумаги. Переверните стакан, придерживая лист бумаги ладонью. Затем уберите руку. Вода из стакана не выливается. Почему?
Ученик 2. Тепловые явления.
Опыты: 1). Положите на дно тарелки или блюдца монету и налейте немного воды. Как достать монету, не замочив пальцев? 2). Сделайте вертушку из папиросной бумаги. Ее можно заставить вращаться, используя тепло человеческой руки. 3). Оберните гвоздь плотной ниткой. Внесите в пламя свечи. Нитка не сгорит. Почему? 4). Возьмите спиртовку и пробирку. Налейте в пробирку воды, нагревайте ее сверху. Внизу пробирки вода останется холодной. Почему?
Ученик 3. Электрические явления.
Опыты: 1). Уравновесьте на лампочке деревянную линейку. Наэлектризуйте расческу трением о сухие волосы, заставьте линейку вращаться. 2). Подвесьте на нитях два шарика. Наэлектризуйте их трением о шерсть или о газету. Шарики будут отталкиваться. Можно провести аналогичный опыт с султанами. 3) Возьмите маленький рыхлый кусочек гигроскопической ваты массой 3-5 мг. Хорошо наэлектризуйте пластмассовую расческу или эбонитовую о чистые волосы, опустите на нее ватку. Она притянется и наэлектризуется. Рывком палки в сторону оторвите ватку и быстро подведите палку под ватку, далее управляйте ее движением. Ватка будет “плавать” в воздухе. 4). Соберите простейшую электрическую цепь, соедините параллельно лампочку и звонок. При включении одной ветви цепи загорится лампочка, другой- зазвенит звонок.
Ученик 4. Световые явления.
Опыты: 1). Наблюдение спектра с помощью мыльной пленки, компакт диска.2) Наблюдение изображений в зеркалах и линзах. 3). Опыты с вращающимся разноцветным диском.
Ученик 5. Магнитные явления.
Опыты: 1). Переноска тяжестей с помощью электромагнита. 2). Управление движением человечков с металлическими туфлями с помощью постоянных магнитов. 3). Взаимодействие двух магнитных стрелок.4). Спичку подвесьте на тонкой нити длиной 50 см. Поднесите к головке сильный магнит - она почти не притянется. Сожгите серную головку и вновь поднесите магнит. С расстояния приблизительно 1,5 см головка спички притянется к магниту.
Ученик 6. Звуковые явления.
Опыты: 1). Опыты с электрическим звонком. 2). Опыты со звуковым генератором. 3). Демонстрация переговорного устройства из пластмассовых стаканчиков и лески. 4). Опыты с камертоном.
Ведущий: Ребята! Понравились вам опыты? Вы обратили внимание на то, что некоторые из них сможете легко провести дома. А сейчас нам бы очень хотелось загадать вам несколько физических загадок и задать вопросы.
Ученик 1: О чем идет речь? Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (вода)
Ученик 2. Отгадайте загадку. Две сестры качались, правды добивались, а когда добились – то остановились! (весы)
Ученик 3. По тропинкам я бегу, без тропинок не могу. Где меня, ребята, нет, не зажжется в доме свет! (электрический ток)
Ученик 4. Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и все же без него мы жить не можем (воздух).
Ученик 5. Смотрите, мы раскрыли пасть, в нее бумагу можно класть: бумага в нашей пасти разделится на части (ножницы).
Ученик 6. Ночью к ученику первого класса во сне пришла волшебная добрая фея. Можно ли появление феи с ее волшебной палочкой изучать в качестве физического явления? (нет)
Ведущий: Дорогие ребята! Мы хотели бы поблагодарить вас за работу. Пора прощаться! Сегодня вы узнали много нового и интересного, и в 7 классе вы зайдете в этот кабинет на урок физики. До новых встреч, друзья!