Девиз: “Без носа человек - черт знает что - птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми, да и вышвырни за окошко!..” Н.В. Гоголь
Цель урока:
- расширить знания учащихся о значении анализаторов в жизни человека на примере обонятельного анализатора;
- продолжить развитие умения делать выводы о связи между строением и функциями органов чувств;
- продолжить формирование убеждения о здоровом образе жизни и о здоровье, как самой главной человеческой ценности.
Оборудование: модель “Верхние дыхательные пути человека”, рисунки, дидактические карточки, портреты, презентации.
На доске: тема конференции и девиз.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ученик-ведущий объявляет тему урока-конференции: “А зачем человеку нос?”.
А если серьезно? Для чего появился нос у человека разумного? Ведь у наших предков человекообразных обезьян – его не было!Ответить на эти вопросы мы сможем в конце урока, заслушав и обсудив доклады учащихся. Представляет докладчиков и темы докладов, коллективно решается последовательность выступлений и регламент.
2. Актуализация знаний. (Повторение по теме “Дыхание”)
Учитель предлагает по модели “Верхние дыхательные пути человека” вспомнить строение носа (носовой полости), как органа дыхательной системы и выполнить задание№1, (См. Приложение №1)
3. Изучение нового материала. Учащиеся – слушатели в ходе урока-конференции заполняют таблицу:
Тема выступления | Новая и полезная для меня информация (факты) | ? Узнать ?? Уточнить |
Оценка выступления |
1. | |||
2. | |||
3. |
Выступление учащихся.
Отоларинголог (лор). Тема: “Обоняние. Теория восприятия запахов”
НОС является воспринимающей частью обонятельного анализатора человека. К обонятельной области носа относят часть слизистой оболочки, покрывающей верхнюю носовую раковину и верхнюю часть перегородки носа. Эта область покрыта специфическим обонятельным эпителием. Общая площадь данной области у человека равна 6X4 квадратных сантиметра, где располагается около10 млн. рецепторов( у немецкой овчарки их 224 млн.) Именно эти обонятельные клетки, находясь на границе между организмом и окружающей средой, снабженные большим количеством ресничек (диаметром0,1 и высотой 1-2 мкм.) способны улавливать множество чужеродных пахучих агентов. Для возбуждения рецептора достаточно не более10 молекул пахучего вещества. Ощущение запаха возникает при возбуждении около 40 рецепторов. В настоящее время существует примерно 50 теорий, пытающихся объяснить механизм взаимодействия ароматических молекул с нервными клеточными окончаниями. Достоверно лишь то, что их биохимическое взаимодействие становиться источником ионов, необходимых для возникновения потенциалов действия. Нервный импульс передается по обонятельным нервам в центр обоняния, который находится в зоне головного мозга, отвечающей за эмоции и сексуальное поведение. Обонятельный эпителий зарождается у эмбриона человека на первой недели жизни. К моменту рождения обоняние - первое из чувств, которое проявляется у новорожденных, когда они еще не видят и не слышат. Очевидно, это для того, чтобы ребенок лучше мог узнать мать. Взрослому человеку обоняние необходимо для ориентации в окружающей среде, для определения пригодности пищи и вдыхаемого воздуха. А в Африке есть племена, которые и поныне выбирают супругов, руководствуясь только обонянием. Таким образом, обонятельный анализатор участвует в организации поведенческой защитной реакции организма.
Историк. “Исторические аспекты обоняния”
Платон считал, что запахи, отличаясь от обычного воздуха, представляют собой дым или пар. Свои воззрения в коллекцию теорий обоняния в разные годы добавили М.В. Ломоносов, К. Линней, Ч. Дарвин, физик А.Ф. Иоффе. Каждая из гипотез, что-то вносила в так и не раскрытые пока полностью представления о механизме обоняния. Эту проблему великий русский физиолог И.П. Павлов считал “ однойиз наиболее сложных в физиологии”. Греческий историк Плутарх описывал аромат “духов фараона”. Он- “сила, позволяющая усыпить человека, нагнать на него сладкие грезы, расслабить и прогнать печали и беспокойства”.Д.Н. Мамин- Сибиряк оставил о А.И. Куприне такую зарисовку: “...он, знаете, имеет привычку настоящим образом, по-собачьи, обнюхивать людей. Многие, в особенности дамы, обижаются. Господь с ним, если Куприну это нужно...”
Наполеон обливался одеколоном с ног до головы, ибо был убежден, что запах стимулирует работу мозга.Наряду с этим, он обожал запах несвежего тела.
Своей возлюбленной Жозефине Наполеон писал: “Не мойся, я спешу и через 8 дней буду здесь, у твоих ног”. Древний мудрец Анакреон (570-498 гг. до н. э.) считал,что ароматы оказывают благотворное влияние на чувства и мысли. Китайский философ Ван Вей так писал своему ученику: “ Ароматы действуют на тебя очищающее и восстанавливающее, укрепляя твою энергию и наполняя твои мысли спокойствием и умиротворением”. Н.К.Рерих писал в письмах о том, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью.
В Коране говорится: “Запах – это пища, которая пробуждает дух”. Библия и Коран описывают всевозможные эффекты применения натуральных ароматических веществ: от магических до эстетических и лекарственных. Подобные описания ароматических веществ можно найти в индийских “Махабхарате” и “Рамаяне”, которые повествуют о событиях, происходящих более 5000 лет тому назад, где упоминается о палочках и ароматических свечах, применяющихся для создания благоприятной атмосферы в помещениях, на шумных праздничных площадях, а так же для проведения магических ритуалов и лечения возможных недугов. Древние египтяне, а затем римляне и греки ценили благовония как золото, серебро, специи и считали их символами богатства, преподнося в качестве ценнейших подарков.
Терапевт. “Ароматерапия в жизни человека”
Ароматерапия – очень древняя медицинская наука, занимающаяся лечением различных заболеваний с применением ароматических веществ в соответствии с принципами естественного самоисцеления организма человека. Ароматерапия включает в себя ингаляции, ароматизации помещений, методы массажа, приёмы ванн и лечение чаями. Мир запахов окружает нас всюду, и мы сталкиваемся с ними непрерывно. Роль запахов в нашей жизни огромна. Каждый из нас на собственном опыте знает, как запах цветов или свежей травы может улучшить самочувствие и поднять настроение. И, напротив, неприятные запахи гнили и нечистот угнетают и отравляют жизнь. Таким образом, запах оказывает либо негативное, либо позитивное влияние на физическое тело, на чувства и эмоции. Поэтому всем было бы полезно научиться использовать эту тонкую энергию – запах, для достижения спокойствия, радости и гармонии жизни.Термин “ароматерапия” был создан в 1928 году французским химиком Гетефоссом, который занимался исследованием эфирных масел и обнаружил, что многие натуральные ароматические масла действуют более эффективно, чем их синтетические заменители. Современная ароматерапия начала свое развитие по Франции, позднее в Англии, а теперь по всему миру. В настоящее время ароматерапия является одним из популярнейших и быстро развивающихся направлений нетрадиционной медицины, она безвредна проста в применении. В странах Западной Европы, в США, в Канаде и Японии действуют сотни кабинетов ароматерапии, опубликованы десятки книг, издаются журналы и действуют научно-исследовательские институты, занимающиеся ароматерапией.
Эпидемиолог. “Ароматерапия против эпидемий”
В средние века чума стала бичом всех людей, и в то время люди боролись с помощью окуривания воздуха. Считалось, что это разрушает плохую “ауру” или смертельную болезнь, которая встала в воздухе. Врачеватели рекомендовали собирать коренья и цветки растений, высушивать и сжигать на кострах. Во время Великой Чумы было приказано разжигать ароматические костры по всему городу каждые 12 часов. Огромные костры из сосен давали едкий дым, и он был очень эффективным. Благовония в виде порошка сжигались в домах и на улице. Ароматические свечи горели в больницах. Каждое ароматическое средство, известное к тому времени, использовалось против Черной Смерти. Данные об ароматических материалах запомнили фармакопеи и столетиями это было главной защитой от эпидемий.
Химик. “Об эфирных маслах”
Натуральные эфирные масла – это пахучие вещества, которые вырабатываются эфиромаслиничными растениями. Эфирные масла важны и для растений, так как именно они придают растению специфический аромат. Эфирные масла - смеси органических соединений, главным образом терпенов и их кислородных производных-стиртов,альдегидов,эфиров и др. Количество различных компонентов в составе одного эфирного масла варьирует от 120 до 500. Химики первые стали идентифицировать различные вещества, содержащиеся в маслах, их исследования явились основой для создания синтетических двойников масел и способствовали росту современных лекарственной и парфюмерной индустрий.
Ботаник. “О содержании эфирных масел в растениях. Влияние ароматов на человека”
Эфирные масла могут содержаться в любой части растения- в семенах, плодах, листьях, древесине, цветах, корнях. Например:
В листьях - у мелиссы, шалфея ,тимьяна, эвкалипта, розмарина.
В кожице – у всех плодов цитрусовых растений.
В древесине - у сандалового дерева.
В корне - у имбиря, ириса, дудника.
В цветах - у жасмина, розы, ромашки.
Лимон: аромат кисловатый, прохладный, легкий, тонкий.
Лимонное дерево, абориген Юго-Восточной Азии, привезено в Италию 1500 лет назад, оттуда распространилось по всему миру. Лимонную цедру использовали как духи для одежды и в качестве пестицида.
К концу 17-го века были признаны лечебные свойства лимона:
- способствует восстановлению после тяжелой работы, укрепляет иммунную систему человека ; обеспечивает равновесие эмоций, помогает избавиться от тревоги, поднимает настроение и улучшает общее самочувствие, стимулирует умственные способности; обладает противовирусным и противоинфекционным действием; снимает головные боли, головокружение, тошноту, имеет сильные тонизирующие свойства. Рекомендуется для лечения инфекции дыхательных путей, гриппа, простуды, бронхита, синусита, помогает при астме.
Эвкалипт: аромат терпкий, вяжущий, резкий.Стимулирует умственные способности, укрепляет память, повышает настроение, снимает сонливость, очищает воздух, убивает бактерии, отпугивает насекомых. Используется как мощное антивирусное и противовоспалительное средство.
Травматолог. “О профилактике травматизма носа”
Валеолог- гигиенист. “О гигиене носовой полости и способах развития обонятельной памяти”.
В ходе конференции после каждого выступления учащегося – специалиста учащиеся – слушатели имеют возможность задать интересующий их вопрос выступающему или учителю врамках регламента времени.
4. Рефлексия. Коллективное обсуждение и оценивание выступлений учащихся и активность слушателей. Учитель объявляет оценки за выполнение задания №1.
5. Домашнее задание:
- Если у вас низкий результат при выполнении задания№1 -повторите материал учебника, который вызвал затруднение.
- Если вам понравились выступления, расскажите о них своим друзьям и родителям .
- Если вас заинтересовала одна из тем продолжите работу по ней.
Приложение №1
Задание №1.Проведите соответствие функций и строения носовой полости, напротив цифр поставьте соответствующие буквы.
1. Защитный фильтр | А. В легкие жителей знойной Африки, где +50, и в легкие северян, где – 45, поступает воздух +36,6, пройдя через три носовые раковины с сетью капилляров. |
2. Речь и мимика | Б. На извилистых стенках слизистой носа благодаря ресничкам задерживается до 40% пыли и эффективно обеззараживаются бактерии. |
3. Кондиционер | В. На 5 кв см обонятельной ямки носа располагается более10 миллионов рецепторов для дегустации воздуха. |
4. Увлажнитель | Г. Носовая полость с придаточными пазухами и носоглоткой образует резонатор, усиливающий звук и придающий голосу неповторимый тембр. |
5. Орган обоняния | Д. В легкие жителей знойных пустынь и засушливых степей поступает увлажненный воздух, пройдя через три носовые раковины с сетью капилляров. |
ОТВЕТЫ
1 2 3 4 5 Б Г А Д В