Цели:
- активизация знаний учащихся 6-7 классов по теме "Гидросфера",
- развитие познавательного интереса к предмету, развить представление учащихся о значении воды и необходимости ее сбережения через актуализацию имеющихся и получение новых знаний об основных свойствах воды и ее роли в природе, жизни и деятельности человека.
Задачи:
- расширить и закрепить у учащихся знания о воде, как об уникальном веществе, без которого невозможна жизнь;
- способствовать формированию представления о чистой воде, как о величайшей универсальной ценности;
- содействовать закреплению у школьников желания беречь воду.
Участники:команды 6 – 7 классов, в жюри - учащиеся 10 класса.
Оформление: карта полушарий, физическая карта Ульяновской области, рисунки учащихся на которых изображены реки, озёра, водопады, сочинения о воде.
Ход мероприятия
Эпиграф к уроку записан на доске.
Учитель:
Проходят эры – миллионолетья,
Земля живет, и будет жить всегда,
Пока в артериях ее не иссякает
Источник Жизни – Чистая вода...
Сегодня разговор поведем о воде. Девиз нашего урока: Вода – это жизнь! Наша страна обладает пятой частью мирового запаса воды. И это делает Россию одной из самых богатых в этом отношении государств мира. На земле есть такие регионы, где люди десятками тысяч умирают от голода и болезней, связанных с острейшим дефицитом воды. Казалось бы, при огромном водном запасе России не угрожает проблема дефицита воды. Но чтобы сохранить этот важнейший ресурс, мы должны бережно к нему относиться, так как любые запасы можно исчерпать.
А начнём мы наш урок с творческих зарисовок об этом божественном даре природы, которые вы приготовили дома.
Учащиеся зачитывают сочинения о воде, выставка рисунков.
Показ фильма на тему "Водные богатства России" (10 минут).
Учитель: А теперь начинаем игру. Участвуют команды 6-х – 7-х классов. В жюри - ученики 10 класса (представить).
Первый конкурс –“Приветствие”.
Команды должны были придумать название, девиз и эмблему.
Всё оценивается по 1 баллу, кроме того, жюри может добавить 1 балл за оригинальность или слаженность ответа команды.
Второй конкурс "Разминка".
Команды по очереди отгадывают загадки, получая за каждый правильный ответ по 1 баллу. Если команда не отгадала, то отвечают болельщики.
Вопросы командам
1.
Я и туча и туман,
И ручей, и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
2.
Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь!
Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. (Снег)
3. Что значит “снег тает”? (Обращается в жидкое состояние)
4. Где вода стоит столбом? (В стакане)
5. Может ли дождь идти два дня подряд? (Нет, так как ночь разделяет день)
6. Если ласточки летают низко, то это... (К дождю)
7. Что такое исток? (Место, где начинается река)
8. Каких камней нет в море? (Сухих)
9. Где на земном шаре не шел, не идет и вряд ли будет идти дождь? (Южный и Северный полюс)
10. При какой температуре дождь превращается в снег? (0 градусов)
11. По чему утка плавает? (по воде)
12. Сколько дней шел дождь, приведший к всемирному потопу? (40 дней)
13. Великая река России и Ульяновской области. (Волга)
14. Самое глубокое озеро? (Байкал)
15.
Много лет в горах подряд снег идёт и сыплет град.
Слой осадков тех велик, а зовут его? (Ледник)
16.
В сто морей тот великан,
Он зовётся... (Океан).
17.
Все обходят это место: здесь земля, как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи, нет опоры для ноги. (Болото)
18.
Он без рук, он без ног из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной, ледяной поит водой. (Родник)
19. Кругом вода, а с питьем беда.(Море)
20.
С высоты большой срываясь, громко он ревёт.
И, о камни разбиваясь, пеною встаёт. (Водопад)
21.
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик - в роднике,
А широкий - в море. (Река)
22.
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина. (Град)
Третий конкурс “Спешите видеть”.
С помощью опытов вам необходимо доказать, какое удивительное вещество эта вода. Каждой команде раздаются карточки с опытами (Приложение 1).
Каждая команда выполняет по три опыта.При этом опыты нужно комментировать доказательством. За правильное выполнение и доказательство вы можете получить 5 баллов.
Дети выполняют опыты.
Учитель: Пока команды проводят опыты, болельщики разгадают мини-кроссворды.
Напишите в клеточках:
1. Какие пресноводные водоёмы созданы человеком:
п д в е к л
Ответы: Пруд, водохранилище, канал.
2. Какие пресноводные водоёмы встречаются в природе:
р к р й б о о о р а
Ответы: Река, ручей, болото, озеро, река.
3. Какие водоёмы с соленой водой встречаются в природе:
м е о н п в з в
Ответы: море, океан, пролив, залив.
Учитель: Для человека очень важно знать все эти свойства воды, так в своей деятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды.
Четвёртый конкурс называется "Шагословы". Помогите НЕВЕ стать МОРЕМ, ответив на вопросы и заполнив все строчки. За каждый правильный ответ ставится по 1 баллу.
Н | Е | В | А | |
1. Засеянное поле | ||||
2. Углубление в горе | ||||
3. Груз, перевозимый на себе | ||||
4. Жилище зверей | ||||
5. Природная возвышенность | ||||
6. Оно было у Федоры | ||||
М | О | Р | Е |
Ответ: Нива, ниша, ноша, нора, гора, горе.
Пятый конкурс – кроссворд “Реки Ульяновской области”.
У каждой команды на столах есть кроссворд по рекам нашего края – Ульяновской области. На выполнение вам даётся 5 минут. За каждую, правильно угаданную, реку получаете по 1 баллу.
6. Шестой конкурс "Самый-самый".
Команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ ставится по 1 баллу. Можно пользоваться атласом.
- Самый большой океан? (Тихий)
- Самая глубокая впадина Мирового океана? (Марианская)
- Самое глубокое озеро мира? (Байкал)
- Самая полноводная река мира? (Амазонка)
- Самая длинная река мира? (Нил)
- Самый маленький океан? (Северный Ледовитый)
- Самое мощное течение в Мировом океане? (Западных ветров)
- Самое солёное море Мирового океана? (Красное)
- Самый широкий пролив? (Дрейка)
- Самый высокий водопад? (Анхель)
Седьмой конкурс – “Тест”.
Каждая команда получает свой тест. За каждый правильный ответ получаете по 1 баллу. В сумме – 5 баллов (Приложение 3).
Восьмой конкурс - "Телеграмма".
На листах бумаги написаны названия географических объектов гидросферы (реки, озёра, водопады и др.), на доске висит контурная карта полушарий с изображением материков, по которым их нужно распределить. Задача: не ошибиться адресом. За каждый правильный ответ – 1 балл, время работы - 3 минуты.
6 класс
- Евразия: оз. Байкал, Онежское озеро, река Лена, река Волга, море Лаптевых, Каспийское море.
- Африка: река Нил, Красное море, Мозамбикский пролив.
- Австралия: Тасманово море, Индийский океан.
7 класс
- Евразия: река Дунай, река Енисей, Ладожское озеро, Чёрное море, Берингов пролив, Северный- Ледовитый океан.
- Африка: река Нигер, озеро Виктория.
- Южная Америка: река Амазонка.
- Северная Америка: озеро Виннипег, Мексиканский залив.
Девятый конкурс - "Третий лишний".
Командам по очереди называются группы географических объектов, нужно определить, что лишнее 1балл.За объяснение ещё 1 балл. Итого – 2 балла.
- Конго, Гольфстрим, Амур, Миссисипи. (Гольфстрим - течение, остальное - реки)
- Танганьика, Байкал, Титикака, Кракатау. (Кракатау - вулкан, остальное - озёра)
- Устье, морена, приток, порог. (Морена относится к ледникам, остальное - к рекам)
- Каналы, водохранилища, пруды, террасы. (Террасы образуются на реках, остальное - искусственные водоёмы).
Десятый конкурс называется "Что это?".
Суть его заключается в том, что по названным определениям вы должны отгадать географический термин или понятие. 1 балл присуждается той команде, которая первой даст правильный ответ:
Затяжной, проливной, слепой, грибной, тёплый, холодный, кислотный ... (дождь).
Жесткая, мягкая, мутная, прозрачная, пресная, солёная, проточная, стоячая, минеральная, газированная, дождевая, талая, морская, родниковая, речная ... (вода).
Подземная, бурная, широкая, спокойная, узкая, извилистая, горная, судоходная, молочная, людская.. (река).
Звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, электрическая, магнитная, длинная, короткая, сейсмическая, ветровая, морская... (волна).
Учитель: А теперь, пока жюри подводит итоги, мы послушаем с болельщиками весёлые стихи на внимание:
Каждый с детства твёрдо знает:
Ангара в Байкал впадает.
(Не впадает, а вытекает)Знает каждый капитан:
Волга - это океан.
(Не океан, а река)Шесть океанов на планете.
Согласны все же с этим дети?
(Шесть материков, а не океанов, океанов - четыре)Слышу подсказку я с места дружка,
Что Эверест - большая река.
(Не река, а гора)Знать ребята вам пора,
Что Байкал у нас - гора.
(Не гора, а озеро)На пруду есть развлеченье:
На спине плыть по течению.
(Не на пруду, а на реке, течение только там)
Подведение итогов. Награждение команд.
Учитель: Будущее России, ее экология, чистота ее рек и озер зависят от каждого из нас, от детей и взрослых. Сегодняшние дети завтра станут руководителями промышленных предприятий, автомобилистами, сами создадут семьи. Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар. Нужно охранять от загрязнений водоемы и прилегающие к ним территории. А без воды не будет жизни на Земле! Как говорил русский ученый-гидролог Н.Н. Горский: “Человечеству не угрожает недостаток воды. Ему грозит нечто худшее – недостаток чистой воды”. Из 6 млрд. жителей планеты почти 2 млрд. человек не имеют возможности пить чистую питьевую воду. Мировые запасы питьевой воды могут истощиться из-за нерационального водопользования или загрязнения. К 2050 году 30% населения Земли могут столкнуться с нехваткой питьевой воды.
А закончить наш урок хочется словами известного летчик и писателя Антуана де Сент Экзюпери писал: “Вода! Ты сама жизнь! Ты самое большое богатство на свете! Давайте беречь ее. Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за ее будущее”.
Используемая литература.
- Перепечева Н.Н. Нестандартные уроки географии. 6-7 классы. - Волгоград: Учитель – АСТ, 2004. – 96с.
- Романова А.Ф. Предметные недели в школе: География. – Волгоград: Учитель,2007. - 88с.
- Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях. Часть 1 / А.Ю.Тихонова, П.И.Волкова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007. - 100 с. - 200 экз.
- Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях. Часть 2 / А.Ю.Тихонова, П.И.Волкова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007. - 108 с. - 200 экз.
- Торопова Т.К. География. 6-9 классы: тесты, викторины. - Волгоград: Учитель, 2009. – 135с.