Содержание проблемы и обоснование необходимости создания программы
Программа «Комплексные меры профилактики наркомании, курения, алкоголизма, СПИДа в школе» разработана в связи с ситуацией, сложившейся в городе, округе и, в целом в России, вызванная ростом распространения и употребления наркотических, токсических средств, алкогольных напитков, табачных изделий, что создает угрозу здоровью и безопасности людей. Особое беспокойство вызывает распространенность этих явлений среди детей и подростков. Чтобы предотвратить появления негативных явлений, необходимо начинать профилактическую работу в детских садах и в школах с ранней ступени. Семья и школа должны быть едины в решении этого вопроса. Учитель – ученики – родители – вот тот треугольник, на котором базируется основная работа школы. Одним из главных проблем воспитательного процесса школы является занятость учащихся во внеурочное время как наиболее эффективной части в профилактике здорового образа жизни и профилактике правонарушений.
Подавляющее большинство людей начинают курить, употреблять алкогольные напитки, наркотические вещества в школьном возрасте, поэтому эффективные меры по профилактике наркомании, курения, алкоголизма в школе помогут многим обойти стороной эту форму зависимости.
Обоснование необходимости организации профилактической работы в школе
После изучения прогноза наркоситуации, числа заболевших СПИДом, венерическими заболеваниями, количества курящих подростков в России, были установлены причинно-следственные связи развития этих явлений в обществе.
Главные причины возникновения и распространения этих явлений следующие:
- Недостаточное количество спортивных и досуговых учреждений в городе.
- Рост преступности в подростковой и молодежной среде.
- Проблемные отношения несовершеннолетних и молодежи, складывающиеся с окружающими.
- Массовое приобщение несовершеннолетних и молодежи к алкоголю.
- Отсутствие эффективного взаимодействия учреждений, занимающихся проблемой наркомании в городе.
Цель программы: обеспечение условий для снижения роста злоупотребления табачными изделиями, алкогольными напитками, наркотическими веществами среди подростков. Пропаганда здорового образа жизни.
Задачи программы:
- создать комплексную систему мер, направленных на ликвидацию курения, наркомании, алкоголизма на территории школы и вне ее;
- формировать позитивное отношение учащихся к здоровому образу жизни;
- совершенствовать систему профилактики потребления наркотиков, табака, алкогольных напитков;
- предоставить учащимся объективную информацию о последствиях наркомании, курения, алкоголизма и выработать представление о негативном их влиянии;
- формировать у учащихся отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркотикам.
Положительный результат нашей работы зависит от союза всех учителей, учащихся, родителей, психологов, социальных педагогов, административного аппарата школы. Поэтому главная основная задача – расширение сотрудничества между работниками школы и другими государственными учреждениями, обеспечение связи школы с центрами, комитетами, отделами, общественными объединениями с целью эффективного взаимодействия и успешной работы.
Профилактическая работа в школе предполагает связь с учреждениями города:
– Центр медицинской профилактики;
– Центр по проблемам семьи – Кордея;
– Центр «Анти-СПИД»;
– Центральная библиотека;
– Городские поликлиники;
– Центр Детского Творчества;
– Образовательные учреждения города.
Программа предполагает использование
различных форм профилактической работы
по наркомании, алкоголизму, курению, СПИДу,
распространению венерических заболеваний.
Это:
– семинары;
– конференции;
– лектории;
– беседы;
– диспуты;
– просмотр видеоматериалов, кинофильмов:
– игровые ролики;
– тренинги.
– экскурсии.
– встречи:
а) с медицинскими работниками учреждений города;
б) с работниками правоохранительных органов;
в) с духовными наставникам;
г) с социальными педагогами;
д) с психологами;
е) с родителями учащихся школы;
– статьи в школьной прессе;
– уроки здоровья;
– волонтёрские площадки;
– элективные курсы;
– классные часы.
Направления деятельности по реализации программы
№ |
Организаторы |
Направление деятельности |
1 | Психологи | – индивидуальное консультирование; – оказание методической и практической помощи в подготовке и проведении классных часов, индивидуальных бесед; – освещение результатов мероприятий и работы психолога в целом по профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения в школе. |
2. | Социальные педагоги | – исследование
социально-педагогических условии в школе; – оценка эффективности взаимодействия образовательных учреждений и подразделений милиции города по ранней профилактике правонарушений несовершеннолетних; – изучение опыта работы по делам несовершеннолетних и защите их прав; – анализ поступающей информации из комиссии по делам несовершеннолетних; – формирование единой информационно-статистической базы по школе; – проведение социальных исследований; – индивидуальная работа с учащимися, родителями, классными руководителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании; – организация встреч с учащимися, родителями, правоохранительными органами и т.п. |
3 | Учителя биологии, химии, классные руководители | – организация профилактической работы
по наркомании, табакокурению, алкоголизму, СПИДу,
венерическим заболеваниям через: а) классно-урочную систему; б) внеклассные мероприятия; в) экскурсии. – выпуск рекламных щитов, плакатов, газет (пропаганда здорового образа жизни); – показ видеофильмов с целью профилактики данных явлений; – индивидуальные беседы с учащимися, родителями; – проведение информационно-просветительских акций для учащихся и их родителей; – организация воспитательной работы в классе; – пропаганда здорового образа жизни; –организация поездок на турбазы. |
4 | Медицинские работники, учителя физического воспитания. |
– оказание первой помощи при
отравлении алкоголем, токсическими веществами,
табаком; – выпуск санбюллетеней по пропаганде здорового образа жизни; – проведение индивидуальных бесед с учащимися, родителями, учителями; – проведение дней здоровья; – организация работы секций волейбола, баскетбола и др. – организация циклов лекций по борьбе с вредными привычками; – проведение Дня борьбы с курением – 7 мая, 1 декабря– международный день борьбы со СПИДом. |
5 | Библиотекарь | – создание электронного банка и
литературы по тематике: а) охрана здоровья б) профилактика наркомании в) профилактика табакокурения г) «Алкоголь и его последствия» д) «Чума века – СПИД» е) «Венерические заболевания, их профилактика» ж) пропаганда здорового образа жизни з) оформление выставки к тематическим месячникам. |
6 | Совет старшеклассников | – создание электронного банка и
литературы по тематике: а) охрана здоровья б) профилактика наркомании в) профилактика табакокурения г) «Алкоголь и его последствия» д) «Чума века – СПИД» е) «Венерические заболевания, их профилактика» ж) пропаганда здорового образа жизни з) оформление выставки к тематическим месячникам. |
Этапы реализации программы
Первый этап – организационный.
На этом этапе формулируется общий замысел программы, определяются функциональные и временные границы. Результатом этого этапа будет создание группы учащихся – координационного совета, который входит в состав НОУ. Координационный совет планирует свои действия и работает по особому плану.
Второй этап – внедренческий
Это постепенное выполнение всех намеченных мероприятий. Самое главное на этом этапе – четкая последовательность действий, их анализ и оценка. На этом этапе идет внедрение в практическую деятельность программы по вопросам антинаркотического, антиалкогольного и др. просвещения.
Третий этап
Анализ и обобщение информации по проблемам общества (наркомании, табакокурения, алкоголизма, игромании, СПИДа).
Организация процесса инициирования программы
Составление программы | Совещание административной группы в школе | Проведение педагогического совета | Проведение классных часов |
Проведение общественного родительского собрания | Проведение родительских собраний в школе | Создание координационного совета по реализации программы | |
Связь школы с учреждениями города | Работа пресс-центра | Научно-исследовательская работа учащихся |
Ожидаемые результаты:
1. Сформированность у учащихся приоритетных
основ здорового образа жизни.
2. Сформированность у учащихся стойкого
противодействия к наркомании, курению,
алкоголизму.
3. Уменьшение количества учащихся, зависимых от
курения.
4. Обеспечение учащихся знаниями о вреде
наркомании, табака, алкоголя, игромании.
5. Совершенствование системы профилактики
потребления наркотиков, табака, алкоголя.
6. Создание необходимых условий в школе для
организации занятости учащихся во внеурочное
время.
Формы профилактической работы с классом.
Вывод: Основные значимые для класса формы профилактической работы принимаются:
– планом работы школы и класса;
– собранием учащихся класса;
– главным советом корпорации класса «пятерка»;
– родительским собранием, родительским
комитетом.
Выступление на конференции
Работа пресс-центра
Экскурсия в поликлиннику
Семинар "Курить сегодня не модно"