Урок технологии "Уход за волосами"

Разделы: Технология


Пояснительная записка

Данный урок домоводства  представлен в рамках муниципального  конкурса  «Мой лучший  урок»  по направлению  «Дошкольное, дополнительное и специальное образование».
Урок домоводства по теме «Уход за волосами», проведён в 8-м классе коррекционной школы VIII вида.

Обучение ведётся на основе Федеральной программы для 5-9 классов специальных  (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. (Домоводство 5-9 кл.) / Под ред. И. М. Бгажноковой. / М.,«Просвещение», 2010 г. Количество часов в год 68, в неделю – 2ч.

В 8 классе 12 обучающихся: 6 девочки  и  6 мальчиков, хорошистов – 5 человек. Класс среднего уровня подготовки. Дети любят слушать, излагать свои мысли. В коллективе дети достаточно дружны, с интересом участвуют в коллективных делах класса и школы, проявляют самостоятельность. На уроках домоводства  необходимо использовать различные виды работ.

Тип урока – комбинированный. Урок построен в соответствии с программными требованиями, находится во взаимосвязи с последующими и предыдущими уроками, т.к. они объединены в общий раздел, «Здоровье и красота». При планировании урока были учтены психофизиологические и интеллектуальные особенности детей с ОВЗ.

Орг. момент с эмоциональным настроем на положительную работу на уроке, быстрое включение всех обучающихся в рабочую обстановку урока, послужил психологический настрой на  учебную деятельность и обеспечило необходимую мотивацию к работе.

В начале урока  было повторение изученного материала. На этапе проверки изученного материала обучающиеся отвечали на вопросы по пройденному материалу и искали ответ на проблемный вопрос. При изучении нового материала сначала была определена тема урока через упражнение на коррекцию внимания и решения ребуса. Упражнения на коррекцию зрительного восприятия. Объяснение учителем на уроке понятие слово волосы. Для обучающихся предоставляется творческая работа разгадывание кроссворда, предлагается узнать воспитанником какие типы волос существуют. На этапе знакомства с новым материалом дети узнают о способах ухода за волосами. затем с целью осознания учениками учебного материала была  проведена игра движение  (используется как физминутка) на основе коррекции пространственной ориентации.

При закреплении пройденного материала обучающиеся составили кроссворд по изученной теме.

На уроке использовались разнообразные формы и методы организации учебной деятельности. Учебно-познавательная деятельность осуществлялась через словесные методы (беседа), визуальные (обращение к иллюстрациям,), метод самостоятельной работы (работа по карточкам, разгадывание кроссворда). Имела место на уроке фронтальная, индивидуальная форма работы и работа в паре .На уроке осуществлялась меж.  предметная связь. Особое место на уроке занял здоровье сберегающий аспект. Учителем была создана ситуация психологического настроя на успех, имели место моменты эмоциональной разрядки с использованием релаксационной минутки. На уроке применялись методы коррекции внимания, зрительного восприятия, подвижная физминутка. Стимулирование и мотивация осуществлялись через создание ситуации заинтересованности, новизны, опоры на жизненный опыт. Особое место на уроке заняли формирование и развитие у ребят социальных гигиенических навыков.

Обучающиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Ребята показали умение организовать свою деятельность, умение работать в паре, мобилизовать себя на восприятие и переработку новой информации. Ученики данного класса показали хорошие навыки разных форм работы,  умение находить ответы на поставленные вопросы, устно выражать отношение к изученному материалу.  Выбранные формы и методы организации учебной деятельности школьников были достаточно эффективными. На уроке использовались формы работы «ученик–учитель», «ученик–ученик». и рефлексия урока показала положительный настрой на социализацию детей.

Цель: Ознакомить обучающихся с приемами и способами ухода за волосами.

Задачи:

  • Образовательная: формировать знания о видах ухода за волосами.
  • Коррекционная: развивать зрительное и слуховое внимание,  память логическое мышление.
  • Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, дисциплинированность.

Наглядно-иллюстрационный материал:  иллюстрации, карточки-задания (Приложение 7)

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

1. Приветствие.

2. Психологический настрой на успех.

Кто готов учиться?
Кто готов трудиться?
Будем слушать, отвечать?
И друг другу помогать!

Цветотерапия (Приложение 1)

Ребята найдите глазами по классу красный квадрат, а теперь зеленый треугольник, желтый круг, синий прямоугольник.

II. Повторение изученного материала

– Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте с вами вспомним ранее изученный материал.
– Кто назовет тему прошлого урока? (Типы кожи)

1. Ответ на проблемный вопрос

– Какого типа бывает кожа лица? (Нормальная, жирная, сухая).

2. Работа по карточкам: установи соответствие.

 Карточка №1

Тип кожи Свойство кожи
Нормальная Тонкая, чувствительная, она часто шелушиться, без систематического ухода такая кожа очень быстро стареет, на ней рано появляются морщины.
Сухая Блестящая, толстая, сероватая с чуть желтоватым оттенком. Она лоснится, на ней поры расширены, часто встречаются прыщи и угри.
Жирная Гладкая, бархатистая, эластичная. Она содержит достаточно влаги, не имеет жирного блеска, матовая. На ней почти незаметны поры.

Карточка №2

Уход за кожей

жирная

сухая

нормальная

Крем      
Лосьон      
Жидкое мыло      

– Молодцы.
– Очень важное ухаживать за лицом.

III. Изучение новой темы

1. Определение темы урока. Упражнение на коррекцию внимания.

Тема:     Уход за     ?        .

– Ребята вы наверное заметили, что тема нашего урока записана не до конца. Для того что бы узнать концовку темы нашего урока нужно разгадать ребус. (Приложение 2).

– А теперь получившееся слово вставьте в тему.

2. Формулировка темы урока

– Итак, кто назовет тему урока? «Уход за волосами»

На доске висят иллюстрации с изображением красивых и ухоженных волос. (Приложение 3).

– Девочки вы хотите иметь такие красивые волосы?
– Вот сегодня на уроке мы с вами и будем говорить об уходе за волосами.

3. Постановка цели и задачи урока

Мотивация: Знания полученные на этом уроке помогут вам быть красивыми, опрятными и правильно соблюдать гигиенические требования.

4. Объяснение учителя  (с опорой на практические знания воспитанников)

Волосы – это роговое образование кожи. Все тело человека, кроме ладоней, подошв и губ, покрыто тонкими волосами. Длинные волосы расположены преимущественно на голове. Количество волос на голове от 80 до 150 тыс. располагаются они у лба и висков. У человека выпадают до 100 волос. Одновременно такое же их число вырастает вновь. Поэтому количество волос на голове относительно постоянно. В среднем они вырастают за год на 15 см. цвет волос определяется количеством пигмента. Блеск и эластичность зависят от жира, выделяемого  сальными железами.
А вы знаете какие типы волос существуют?

Схема-опора

               Типы  волос

 Нормальные
                                                      Жирные            Сухие 

4. Работа с тетрадью (запись темы урока и типы волос).

Нормальные волосы – прочные, эластичные, умеренно смазанные салом. Поскольку функции волос не нарушены, мыть волосы следует один раз в неделю.

Сухие волосы – тонкие, тусклые, легко рвутся на концах, часто секутся, нередко появляется перхоть. Сухие волосы следует мыть мягкой водой, с добавлением пищевой соды.

Жирные волосы – непрочные, густо смазанные салом, легко слипаются.
Такие волосы нужно мыть 2 раза в неделю.

Красивые волосы – одно из самых главных твоих украшений. Но то, чем тебя одарила природа надо беречь и правильно за ними ухаживать.

– Скажите какие способы ухода вы знаете?

Дети по очереди называют способы ухода и вывешивают на доску.

Опора  «Способы ухода»

Мытье
Сушка
Расчесывание
Оздоровление

– Сегодня на уроке мы с вами будем придерживаться этому плану.

Мытье волос – для того, чтобы волосы были красивыми и здоровыми за ними необходимо ежедневно ухаживать. Только ухоженные  волосы притягивают к себе взгляды окружающих. Среди множеств способов ухода за волосами мытье волос занимает центральное место. Немногие задумываются, что мыть волосы нужно правильно. Неправильное мытье волос побуждает к возникновению перхоти, ломкости, может ухудшиться структура волос, пропадает блеск  и волосы потускнеют. Чтобы с вашими волосами не приключилась подобные неприятности, необходимо придерживаться следующих правил.

5. Просмотр фрагмента презентации ( с целью самостоятельной формулировки правил)

6. Самостоятельная формулировка правил.

Правила:

  • прежде чем приступить к мытью, их необходимо расчесать.
  • намочить волосы водой.
  • нанести шампунь.
  • шампунь растереть по волосам и коже головы только подушечками пальцев.
  • основные направления движения рук во время мытья от корней к кончикам.
  • не рекомендуется мыть волосы слишком горячей водой или слишком холодной.
  • затем волосы хорошо промыть водой для полного исчезновения пены на волосах.
  • затем обвернуть волосы теплым махровым полотенцем. 

7.  Объяснение учителя

Длинные волосы моют реже, так как частое мытье обезжиривает их, они становятся сухими, прямыми и ломкими.
Короткие волосы можно мыть чаще, так как в близи от жировых желез они быстрее становятся сальными.

Физминутка

Ветер, ветер (качаем головой),
Дождик, дождик  (бъем подушечками пальцев по голове),
Волосам покоя нет (круговое движение головой),
Расчешу я их помою (массаж головы)
Укладу и вреда нет  (наглажевание волос).

8. Фронтальный опрос

– Скажите какие средства необходимы для мытья?

Опора «Средства для мытья волос»

Шампунь
Бальзам
Маски
Спреи

9. Объяснение учителя.

– Ребята а вы знаете, что для каждого вида волос существует свой вид шампуня. (Приложение 4)

Для жирных волос – жирный.
Для нормальных волос – нормальный.
Для комбинированных – для всех типов волос.
Для ломких и секущих – для поврежденных.

Бальзам – ополаскиватель – помогает  нашим волосам тем, что после мытья наши волосы очень хорошо расчесываются и не путаются.
Маски – предназначены для лечения наших волос  если волосы тусклые и ломкие.
Спреи – помогают поддерживать влагу волос от пересушевания феном. 

И помните волосам вредит не частое мытье, а фен с его горячим воздухом.
Если есть возможность, дайте волосам высохнуть естественным образом.

10. История о волосах (рассказывание детьми)

1. Англичанки славятся своими волосами и сами говорят, что красотой волос они обязаны расческе, которыми с малых лет привыкли ежедневно расчесывать волосы. Расчески должны содержаться в чистоте. Они предназначены для  личного пользования. Неприлично просить расческу у другого человека. Это индивидуальная вещь. (Приложение 5).   

2. Расчесывать волосы, особенно длинные, нужно долго и тщательно, проводя при этом расческой по коже головы, это усиливает прилив крови, способствует росту и сохранению волос. 

  • Длинные волосы начинать необходимо расчесывать с концов и постепенно переходить к корням.
  • Короткие волосы от корня к концам.
  • Расческа должна быть широкой, удобной, с редкими тупыми зубцами.

Мы привыкли мыть волосы шампунем и ополаскивать бальзамом.
Есть отличные народные средства  для ухода за волосами. Их легко приготовить  в домашних условиях, а волосы после них будут выглядеть не хуже, чем после дорогостоящих шампуней и масок.

– Я хочу вам предложить один рецепт, а может и вы тоже знаете рецепты своих бабушек?

Рецепт

Взять 1 с, ложку меда, 1 с, ложку растительного масла и сок одной луковицы. Все это смешать и втереть в голову на один час, затем укутать голову в целлофан и обернуть полотенцем и оставить эту массу на один час, затем смыть шампунем.
Оздоравливать волосы можно еще при помощи растительной хны.

IV. Закрепление

1. Фронтальный опрос

– Какие типы волос существуют?
– Какие способы ухода вы знаете за волосами?
– Чем славятся Англичанки?
– Какие существуют виды шампуней?

2. Самостоятельная работа

– У вас на столах лежит разрезной план по уходу за волосами и с помощью этого плана вам нужно самостоятельно составить последовательность правила мытья волос. (Приложение 6).

3. Поверьте своего соседа

4. Рефлексия

У обучающихся на столах лежат два личика одно грустное, другое веселое, обучающиеся должны поднять то личико в какой форме прошел для них урок.

V. Подведение итогов урока

1. Выставление оценок

2. Домашнее задание: составить рассказ о уходе за волосами.