Урок русского языка по теме "Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

Образовательные:

  • Формировать умение находить в предложении подлежащее и сказуемое.
  • Обобщать имеющиеся знания о главных членах предложения

Развивающие:

  • Развивать умение выделять предложение из потока речи, оформлять его на письме.
  • Развивать у учащихся логическое мышление, внимание, память, интеллект.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, карточки для индивидуальной работы (приложение), учебник Т.Г. Рамзаева “Русский язык”.

Ход урока

1. Организационный момент. (Слайд 1)

Ровно встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко-сладко потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок,
Начинается урок.

 - Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.

2. Мобилизующий этап. (Слайд 2)

- Выполняем логическое упражнение. Читаю 1 раз. Будьте внимательны, запоминайте.

Медведь, волк и лиса написали предложения. На конце предложений они поставили разные знаки: точку, восклицательный знак, вопросительный знак. Медведь ставил не вопросительный знак. Волк поставил точку. Определите, какие знаки поставил каждый из зверей?

(Ученики повторяют задание и делают умозаключение: звери поставили разные знаки. Волк – точку, медведь не ставил вопросительный знак. Значит, поставил восклицательный, а лиса – вопросительный знак.)

3. Формулирование учащимися темы и цели урока.

- Выполняя логическое упражнение, как вы считаете, какой речью мы пользовались?

- Какая еще бывает речь?

Скажите, из чего состоит устная и письменная речь? (Из предложений.)

- Что такое предложение?

(Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Предложение о ком-либо или о чём-либо сообщает, содержит вопрос, побуждает к действию.)

- Без чего предложение не может существовать? (Без грамматической основы – подлежащего и сказуемого.)

- Опираясь на последний ответ, давайте мы с вами сформулируем тему сегодняшнего урока. (Слайд 3)

(Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.)

(Слайд 4)

- Сегодня на уроке мы будем развивать умение выделять предложения из потока речи, формировать умение находить в предложении грамматическую основу – подлежащее и сказуемое.

4. Минутка чистописания.

- И начнем мы свою работу с минутки чистописания. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Какие буквы у вас записаны в тетради? (а, о, и)

- Что у них общего?

- Чем они отличаются?

- Повторите написание этих букв.

5. Словарная работа (Слайд 6-7)

Работа по индивидуальным карточкам 3 человека. (Приложение)

Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
От слов начала откусили,
Из книжки в норку утащили.

На слайде окончания слов из словаря:

( пе) тух, (со) бака, (мед) ведь, (ли) сица, (ка) пуста, (со) рока, (во) рона.

- Какие слова были испорчены мышками? Какое слово здесь лишнее? Почему?

- Запишите эти слова в тетрадь, выделите орфограмму “ непроверяемая безударная гласная”.

- А теперь сделаем взаимопроверку, за каждое правильно написанное слово на полях ставим плюс.

- Оценивать работу будем по таблице оценивания

  • 7 “+” - 5 баллов
  • 6 “+” - 4 балла
  • 5 “+” - 3 балла
  • 4 “+” - 2 балла.

6. Упражнение на развитие речи (Слайд)

“Бабушка посадила на огороде капусту” (слова перепутаны).

- Восстановите предложение, обозначьте знакомые орфограммы, выделите грамматическую основу предложения.

(Один ребенок работает у доски)

- Какое ещё словарное слово в этом предложении встретилось? (огород)

- Какой знак поставили в конце предложения?

7. Повторение изученного материала.

- Прочитайте записанный текст. (Слайд 8)

Часто голоса рыб схожи с птичьими морской петух кукует кукушкой ставриды кричат дроздом морской карась крякает.

- Сформулируйте задание к упражнению.

(Списать текст, разделяя его на предложения.)

Выполняют задание.

- Сколько предложений у вас получилось? (Чтение предложений)

- Выделите грамматическую основу 2, 3, 4 предложения.

- Что мы называем подлежащим? На какие вопросы оно отвечает?

(Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопросы кто? что?)

- Какой частью речи выражено подлежащее?

- Что мы называем сказуемым? На какие вопросы оно отвечает?

(Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы что делает? что делают?)

- Какой частью речи выражено сказуемое?

- Какие орфограммы встретили в словах этого текста?

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

- Как проверить парную согласную?

С какой целью мы выполняли это задание?

- Дети вы слышали такое выражение “ нем как рыба”? Как вы его понимаете? В каких случаях его употребляют?

8. Физкультминутка.

Мы писали, мы устали
Дружно все мы тихо встали
Ручками похлопали 1,2,3
Ножками потопали 1,2,3
Сели, встали, встали, сели
Никого мы не задели.
Мы неплохо отдохнем
И опять писать начнем.

(Гимнастика для глаз)

9. Работа по учебнику. (Слайд 9 - 10)

- А теперь откройте учебники нс с.66, упр. 334.

- Прочитайте задание. Как вы считаете, сколько предложений в тексте? Почему?

- Прочитайте 1 предложение; 2; 3. Отметим границы предложений на интерактивной доске.

Дифференцированный подход. (На обложках тетрадей - кружки разного цвета.

  • Красные – задание базового уровня.
  • Желтые – задание среднего уровня.
  • Зеленые – задание повышенного уровня.)

- У кого красные кружки на тетради – спишите 1 предложение и выделите подлежащее и сказуемое;

  • у кого желтые – спишите второе предложение, подчеркните главные члены предложения, обведите в кружок буквы, которые обозначают мягкий согласный звук;
  • зеленые - спишите 3 предложение, подчеркните главные члены предложения, подпишите части речи, выделите знакомые орфограммы.

11. Рефлексия. Итог урока.

Выполнили ли мы поставленные цели?

Оцените свою работу на уроке (Смайлики) (Слайд 12)

Продолжи фразу

  • Сегодня на уроке было интересно, потому что ............
  • Я бы хотел похвалить себя за то .................
  • На уроке понравилось то, что.............................

(Выставление оценок с комментированием)

12. Домашнее задание. (Слайд 13)

Упр. 335, подготовиться к словарному диктанту


Приложение

Карточка 1

Разделить текст на предложения.

Подружилась мышка с лягушкой раз мышка пришла в гости к лягушке лягушка жила на болоте она сидела на листке кувшинки и звала мышку к самой воде мышка оступилась и упала в воду она очень испугалась с тех пор не ходит мышка в гости к лягушке.

 Карточка 2

Разделить текст на предложения. Выделить главные члены предложения.

На крутом берегу ласточки свили гнёзда ходил по берегу кот Василий захотел он из гнёзд птичек достать стал он ползти к гнёздам ласточки всей стаей начали его клевать кот сорвался и упал в воду долго он потом зализывал ранку на лапке.

 Карточка 3

Разделить текст на предложения.

Утром мы с Петькой лежали на тёплом камне и смотрели в воду подлетела птица испить воды с шумом поднялись из кустов утки вода стала мутной нам показалось, что сам водяной поднялся со дна реки это была коряга.