Урок технологии: "Вышивка атласными лентами". 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Этап

Время

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Форма работы

Используемый материал (ТСО)

1. Оргмомент

3 мин. Пробудить интерес;
Активизировать группу, дать им возможность целенаправленно думать, структурировать последующий процесс изучения материала.
Учитель зачитывает стихотворение:

Возьму канву, к примеру цвет любой
И аккуратно, крестик за крестом
Без громких слов шедевр сотворю
И вышивкой украшу весь свой дом!
В доме друзей родителей, детей,
Буду сердца любовью наполнять!
Жизнь подарю я множеству идей
Я просто обожаю вышивать!

– Вы согласны с автором стихотворения?

Дети отвечают на вопрос индивидуально или хором. Коллективная Слайд  № 1

2. Актуализация знаний

2 мин. Актуализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме Беседа:
– Какие виды вышивки вы знаете?
– Как вы можете сформулировать тему урока?
Учащиеся называют известные им виды вышивки (Крест, гладь, атласные ленты, ришелье)
Учащиеся пытаются назвать тему урока
Коллективная Слайды № 2,3

3. Изучение нового материала

15 мин. Познакомить учащихся с особенностями вышивки лентами Иллюстрированный рассказ:
Учитель:Вышивание распространенный вид декоративно-прикладного творчества. Издавна вышивка украшала одежды человека и тканьевые изделия домашнего обихода – скатерти, рушники, занавески, салфетки. Для женщины-матери и хозяйки – вышивание было наиболее доступным видом прикладного творчества, и она сочетала свои эстетические потребности с пользой для семьи и дома.
– У вас в быту используются вышитые изделия?

Учитель: Вышивка всегда привлекала женщин различных сословий: вышивали как крестьянки так и женщины высшего общества.

Учитель: Необходимо отметить, что вышивкой украшали не только домашнюю утварь и одежду, но и церковную одежду.

Учитель: Учитывая то обстоятельство, Российская империя имела большую территорию и добывались различные природные богатства, особое место занимает вышивка речным жемчугом.

Учитель: Еще в древности люди использовали для различных нужд узкие полоски ткани, а также с помощью ярких, красивых лент мастера отделывали и украшали одежду, мебель, занавески, скатерти, салфетки.

– Вспомните, где в быту вы встречали ленты?

Учитель:Верно, в последние годы все отчетливее наблюдается тенденция декорирования изделий вышивкой, выполненной в ручную. Вышивка шелковыми лентами – аналог вышивки нитками. В ней применяются стежки крестом, гладь и переплетение. Лента давно используется в быту и является элементом декорирования. Она имеет гладкую структуру, блеск. Благодаря ленте можно создать образцы декоративно-прикладного творчества.

Учащиеся слушают рассказ и отвечают на вопрос учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся слушают рассказ учителя.

 

 

Учащиеся слушают рассказ учителя.

 

 

Учащиеся слушают рассказ учителя.

 

 

 

Учащиеся слушают рассказ учителя и отвечают на вопрос (в отделке детской одежды, в отделке народных костюмов, подарок перевязывают лентами, новогодние шары оформляют лентами, переплетают свадебный букет и украшают машины, из лент делают закладки для книг)
Учащиеся слушают рассказ учителя.

Индивидуальная Слайд № 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 5

 

 

Слайд № 6

 

 

Слайд № 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды № 8,9,10

 

4. Подготовка к практической работе 8 мин. Повторение ранее изученного материала в начальной школе и комментарий по поводу инструментов, материалов и приспособлений необходимых для вышивки атласными лентами – Какие вы знаете инструменты, материалы и приспособления необходимые для вышивки?

Учитель:Вы совершенно правильно назвалиинструменты, материалы и приспособления. Но есть свои особенности при вышивке атласными лентами. Обычно вышивают на канве, но могут использовать и другие изделия, на которых хотят выполнить вышивку; ленты могут использоваться атласные или капроновые, ширина от 3 мм до 5 см.; пяльцы могут быть от 25 см. до 45 см. закрепляя ткань нужно следить за тем, чтобы она не провисала; основное требование к иглам – наличие у них широкого ушка, через которое легко бы проходили бы ленты; необходимо использовать и простые иглы для закрепления лент в узоре; булавки используют для закрепления кальки на канве или ткани при копирования рисунка, для фиксации ленты; нитки хлопчатобумажные или шелковые для закрепления лент. Могут использоваться бусины, бисер для декорирования вышивки. Кроме того используются в работе игольницы, карандаши и маркеры, калька, ножницы, наперсток, соломинки для коктейля и шило.
Тест на внимательность и повторение техники безопасности при работе
Учитель: Верны ли утверждения, приведенные на слайде?

Учащиеся читают правила приведенные на слайде и анализируя из соглашаются или нет с утверждением.

 

Ученики отвечают на вопрос учителя: наперсток, нитки, пяльцы, иглы, канва, ножницы.

 

 

Учащиеся слушают рассказ учителя

Индивидуальная  

Слайды № 11-12

Слайды № 13-14

5. Физминутка 2 мин. Создание условий для психо-эмоциональной разгрузки у учащихся Учитель показывает движения детям. Дети повторяют движения и слова за учителем. Коллективная Слайд №15
6. Практическая работа 15 мин. Развитие умения работать с инструкционными картами и привитие аккуратности. Учитель: Приступая к работе с лентами необходимо освоить прием закрепления нити в начале и в конце работы. (используя слайд, комментируются этапы выполнения).

Во время самостоятельной работы детей, учитель проводить индивидуальный инструктаж.

Учитель: Продолжим наше знакомство с ручными стежками и это шов «Петля» (используя слайд, комментируются этапы выполнения).

Во время самостоятельной работы детей, учитель проводить индивидуальный инструктаж.

Учащиеся прослушав инструктаж по правилам выполнения  закрепления нити в начале и в конце работы самостоятельно выполняют работу, используя инструкционные карты №1 и №2
Учащиеся, прослушав инструктаж по правилам выполнения  шва «Петля» самостоятельно выполняют работу, используя инструкционную карту №3.
Индивидуальная  

Слайды № 16 и №17

 

 

 

Слайды № 18 и №19

Перемена

7. Практическая работа 16 мин. Развитие умения работать с инструкционными картами и привитие аккуратности. Учитель:Сегодня мы изучим еще один шов, и называется он «Французский узелок», (используя слайд, комментируются этапы выполнения).
Во время самостоятельной работы детей, учитель проводить индивидуальный инструктаж.
Учитель:Следующий шов, который мы с вами рассмотрим, это «Стежок с завитком прямым и смещенным», (используя слайд, комментируются этапы выполнения).
Во время самостоятельной работы детей, учитель проводить индивидуальный инструктаж.
Учащиеся, прослушав инструктаж по правилам выполнения  шва «Французский узелок» самостоятельно выполняют работу, используя инструкционную карту №4.

Учащиеся, прослушав инструктаж по правилам выполнения  шва « Стежок с завитком прямым и смещенным » самостоятельно выполняют работу, используя инструкционную карту №5.

Индивидуальная Слайды № 20 и №21

 

 

Слайды № 22 и №23

8. Физминутка 2 мин. Создание условий для психо-эмоциональной разгрузки у учащихся. Учитель показывает движения детям. Дети повторяют движения и слова за учителем. Коллективная Слайд № 24
9.  Практическая работа 15 мин. Развитие умения работать с инструкционными картами и привитие аккуратности Учитель: Очень интересно выполняется и выглядит в готовых изделиях элемент «Плетенка», (используя слайд, комментируются этапы выполнения).
Во время самостоятельной работы детей, учитель проводить индивидуальный инструктаж.
Учитель: В заключении мы с вами рассмотрим еще один элемент, который называется «Листик» (используя слайд, комментируются этапы выполнения).
Во время самостоятельной работы детей, учитель проводить индивидуальный инструктаж.
 

Учащиеся, прослушав инструктаж по правилам выполнения  элемента «Плетенка»,  самостоятельно выполняют работу, используя инструкционную карту №6.

Учащиеся, прослушав инструктаж по правилам выполнения  элемента «Листик»,  самостоятельно выполняют работу, используя инструкционную карту №7.

Индивидуальная Слайды № 25и №26

Слайд № 27

10. Обобщение изученного материала 4 мин. Обобщить изученный материал Учитель: На уроке мы с вами рассмотрели основные швы, которые применяются в работе с атласными лентами. На их основе можно создавать цветочные композиции.
Учитель демонстрирует образцы вышитых картин.
Вопрос к учащимся: какие цветы вы выполнили бы на основе изученных швов.
Учащиеся рассматривают предложенные картины и отвечают на вопрос учителя. Коллективная Слайд №28
11. Рефлексия 4 мин. Определить настроение учащихся в конце урока, степень удовлетворения уроком Учитель:
– Понравилось ли вам работать с атласными лентами?
– Легко или трудно было вам работать с лентами?
– Выполнение какого элемента понравилось больше всего?
– У вас на рабочих столах лежат ленты трех цветов: красные, оранжевые и синие, поднимите ленту того цвета, какое у вас настроение после проведенного занятия. (Красный – отличное; зеленый – хорошее; желтый – плохое).
Учащиеся отвечают на вопросы учителя и поднимают ленту в соответствии со своим настроением. Индивидуальная

Коллективная

Слайд 29
12. Итог урока. Домашнее задание 4 мин. Подведение итогов урока. Учитель: Выполнить творческое задание: используя изученные швы, выполнить цветочную композицию.
Определите свою оценку за сегодняшний урок.
Учащиеся записываю домашнее задание в дневники, и выставляют себе оценку за выполненные практические задания. Коллективная Слайды № 30  и № 31

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8