А можете Вы себе представить, что дети, едва дождавшись каникул, каждое утро спешат в школу решать задачи, ставить опыты, проводить исследования? Вы считаете, это миф, небылица? Нет, это реальность, которая обрела форму интеллектуального объединения «МИФ» в рамках реализации школьной программы «Сотворчество: ребёнок, родители, педагог (работа со способными и одарёнными детьми)».
Без базовой физико-математической и информационной подготовки невозможно представить образование современного человека. Изучение этих предметов способствует развитию логического мышления и воображения, формированию алгоритмического мышления, вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует приобретению навыков умственного труда.
Развитие науки и техники приводит к повышению требований к физико-математическому образованию в школе. Для выявления наиболее талантливых учеников традиционно проводятся предметные олимпиады школьников. Но сложно показать результат на олимпиаде без подготовки. Должен ли учитель общеобразовательной школы, работая со способными и одарёнными детьми, ограничиваться рамками школьного учебника? И где взять время на решение нестандартных задач, если количество часов на изучение физики и математики в базисном учебном плане уменьшилось?
Мы стали искать пути решения этой проблемы. Начали с создания сети кружков по предметам, объединявших в себе детей одной возрастной группы. Но уровень развития детей в одной параллели различен. Есть дети, уровень интеллектуального развития которых выше среднего, они значительно выделяются среди сверстников, опережая их в интеллектуальном развитии. Поэтому было решено объединить детей в разновозрастные группы по предметам.
Экспериментальные занятия на осенней каникулярной смене 2006 года убедили нас в необходимости создания постоянно действующего клуба «МИФ» (математика, информатика, физика). Первоначально внутри клуба действовало три самостоятельные разновозрастные группы: 1) по математике; 2) по информатике; 3) по физике. Однако многим детям было сложно определиться с выбором группы, т.к. их интересовали и смежные дисциплины. Поэтому была разработана интегрированная программа работы клуба «МИФ». Сегодня ребята клуба «МИФ» имеют возможность реализовать свои интеллектуальные способности и в математике, и в информатике, и в физике.
Таким образом, инновационность проекта для
нашего ОУ состоит:
– в создании разновозрастного объединения
учащихся;
– в интеграции трех учебных дисциплин во
внеурочной деятельности.
Цель проекта: создание в школе объединения учащихся разного возраста (5-11 класс), интересующихся математикой, информатикой, физикой, способствующего их интеллектуальному и творческому развитию.
Задачи:
- выявление учащихся, имеющих способности к изучению математики, информатики, физики;
- формирование клубного пространства;
- совершенствование материально-технической базы работы со способными детьми;
- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике, информатике и физике и их приложениям;
- расширение и углубление знаний учащихся;
- развитие математических способностей и логического мышления у учащихся;
- развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
- расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики и физики;
- обеспечение участия детей в районных, областных, всероссийских и международных конкурсах, конференциях, олимпиадах;
- разностороннее развитие личности.
Принципы:
- Успех – главное условие развития детей;
- Комфортность, доброжелательность, взаимопомощь;
- Личностный подход;
- От простого к сложному;
- Самостоятельно по способностям (каждый ребёнок может подняться до «потолка» своих возможностей).
В реализации проекта принимают участие три учителя математики, один учитель физики и один учитель информатики. Все педагоги имеют высшую квалификационнйю категорию. В ОУ имеются в наличии: 3 кабинета математики, 2 кабинета информатики и 1 кабинет физики.
План реализации проекта:
Задача | Методы реализации | Сроки |
Формирование творческой группы педагогов | Объединение учителей математики,
информатики, физики в одно МО Изучение форм работы с одаренными детьми |
2006 год |
Выявление учащихся, имеющих способности к изучению математики, информатики, физики | Анализ успеваемости Изучение портфолио учащихся Анкетирование учащихся и родителей Изучение достижений учащихся начальной школы |
Постоянно в течение реализации проекта |
Формирование клубного пространства | Организована сеть предметных кружков
по параллелям: «Юный физик» «Занимательная математика» «Мой друг – компьютер» Каникулярная профильная смена (объединение детей разных возрастов внутри каждого предметного кружка) Создание клуба «МИФ» Летняя профильная смена «МИФ» |
До 2006 года
Осень 2006 года 2007 год 2009 год |
Совершенствование материально-технической базы работы со способными детьми | Создание и пополнение «методической
копилки» Модернизация и обновление компьютерной базы Обновление лабораторного и демонстрационного оборудования в кабинете физики Открытие на базе школы IT – класса ТУСУРа |
Постоянно в течение реализации проекта |
Обеспечение участия детей в районных, областных, всероссийских и международных конкурсах, конференциях, олимпиадах | Всероссийские международные конкурсы:
«Кенгуру», «КИТ», «Инфознайка» Интернет-олимпиады по математике, информатике и физике Всероссийские олимпиады по физике и
математике, организованные школой «Авангард» Районная «Математическая регата» Участие в математических соревнованиях, организованных школой «Пифагор» |
Постоянно в течение реализации проекта С 2007 года 2007 год
С 2007 года С 2008 года |
Расширение и углубление знаний учащихся; развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой | Обучение учащихся в Заочной школе СУНЦ
НГУ Обучение в дистанционной школе по математике и физике «Школа-Плюс» Выполнение исследовательских работ |
Постоянно в течение реализации проекта
|
Формы работы:
- Олимпиады
- Конференции
- Интеллектуальные марафоны
- Математические бои
- Математические регаты
- Интернет-карусели
- Лабораторные практикумы
- Международные конкурсы
- Экскурсии
- Познавательные игры
- Психологические тренинги
- Просмотр научно-популярных фильмов
- Работа со справочной литературой
- КВНы
- Встречи с интересными людьми
Результаты 2011-2012 учебного года:
- участники интернет-карусель по математике,
- участники XI лично-командного первенства НСО по математике среди 6-8 классов;
- V Новосибирская региональная открытая устная олимпиада (Почетная грамота);
- VII Новосибирский турнир математических боев (призеры II лиги);
- международные конкурсы «Кенгуру», (победители и призеры в районе);
- районный конкурс «Физическая регата» среди 7-8 классов (победители в командном и личном первенстве);
- осенняя региональная школа ТЮФ в г. Новосибирске ( 3-е командное место, победитель в блиц-бое, дипломы II и III степени в личном первенстве);
- межрайонный конкурс «Математическая регата» среди учащихся 5-6, 7-8 классов (победители и призеры в командном первенстве и в личном первенстве);
- районный конкурс «Физическая регата» среди учащихся 7-8 классов (победители и призеры в командном первенстве и в личном первенстве);
- участники школьной X ученической научно-практической конференции «Шаг в будущее»;
- призеры районной научно-практической конференции.
Перспективы проекта:
Реализация проекта будет продолжаться. Предполагается совершенствовать работу объединения «МИФ»: расширять число его участников, активизировать участие учащихся в исследовательской деятельности, увеличить число внутришкольных конкурсов, привлечь большее число учащихся к обучению в заочных школах, изучать потенциал учащихся начальной школы с дальнейшим вовлечением их в работу клуба «МИФ». Отслеживать дальнейшую судьбу выпускников – членов объединения.