Педагогический проект "Объединение МИФ (математика, информатика, физика)"

Разделы: Математика


А можете Вы себе представить, что дети, едва дождавшись каникул, каждое утро спешат в школу решать задачи, ставить опыты, проводить исследования? Вы считаете, это миф, небылица? Нет, это реальность, которая обрела форму интеллектуального объединения «МИФ» в рамках реализации школьной программы «Сотворчество: ребёнок, родители, педагог (работа со способными и одарёнными детьми)».

Без базовой физико-математической и информационной подготовки невозможно представить образование современного человека. Изучение этих предметов способствует развитию логического мышления и воображения, формированию алгоритмического мышления, вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует приобретению навыков умственного труда.

Развитие науки и техники приводит к повышению требований к физико-математическому образованию в школе. Для выявления наиболее талантливых учеников традиционно проводятся предметные олимпиады школьников. Но сложно показать результат на олимпиаде без  подготовки. Должен ли учитель общеобразовательной школы, работая со способными и одарёнными детьми,  ограничиваться рамками школьного учебника? И где взять время на решение нестандартных задач, если количество часов на изучение физики и математики в базисном учебном плане уменьшилось?

Мы стали искать пути решения этой проблемы. Начали с создания сети кружков по предметам, объединявших в себе детей одной возрастной группы. Но уровень развития детей в одной параллели различен. Есть дети, уровень интеллектуального развития которых выше среднего, они значительно выделяются среди сверстников, опережая их в интеллектуальном развитии. Поэтому было решено объединить детей в разновозрастные группы по предметам.

Экспериментальные  занятия на осенней каникулярной смене 2006 года убедили нас в необходимости создания постоянно действующего клуба «МИФ» (математика, информатика, физика). Первоначально внутри клуба действовало три самостоятельные разновозрастные группы: 1) по математике; 2) по информатике; 3) по физике. Однако многим детям было сложно определиться с выбором группы, т.к.  их интересовали и смежные дисциплины. Поэтому была разработана интегрированная программа работы клуба «МИФ». Сегодня ребята клуба «МИФ» имеют возможность реализовать свои интеллектуальные способности и в математике, и в информатике, и в физике.

Таким образом, инновационность проекта для нашего ОУ состоит:
– в создании разновозрастного объединения учащихся;
– в интеграции трех учебных дисциплин во внеурочной деятельности.

Цель проекта: создание  в школе объединения  учащихся разного возраста (5-11 класс), интересующихся математикой, информатикой, физикой, способствующего их интеллектуальному и творческому развитию.

Задачи:

  • выявление учащихся, имеющих способности к изучению математики, информатики, физики;
  • формирование клубного пространства;
  • совершенствование  материально-технической  базы работы со способными детьми;
  • пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике, информатике и физике и их приложениям;
  • расширение и углубление знаний учащихся;
  • развитие математических способностей и  логического мышления у учащихся;
  • развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
  • расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики и физики;
  • обеспечение участия детей в районных, областных, всероссийских и международных конкурсах, конференциях, олимпиадах;
  • разностороннее развитие личности.

Принципы:

  • Успех – главное условие развития детей;
  • Комфортность, доброжелательность, взаимопомощь;
  • Личностный подход;
  • От простого к сложному;
  • Самостоятельно по способностям (каждый ребёнок может подняться до «потолка» своих возможностей).

      В реализации проекта принимают участие три учителя математики, один учитель физики и один учитель информатики. Все педагоги имеют высшую квалификационнйю категорию. В ОУ имеются в наличии: 3 кабинета математики, 2 кабинета информатики и 1 кабинет физики.

План  реализации проекта:

Задача Методы реализации Сроки
Формирование творческой группы педагогов Объединение учителей математики, информатики, физики в одно МО
Изучение форм работы с одаренными детьми
 

2006 год

Выявление учащихся, имеющих способности к изучению математики, информатики, физики Анализ успеваемости

Изучение портфолио учащихся

Анкетирование учащихся и родителей

Изучение достижений учащихся начальной школы

 

Постоянно в течение реализации проекта

Формирование клубного пространства Организована сеть предметных кружков по параллелям:
«Юный физик»
«Занимательная математика»
«Мой друг – компьютер»

Каникулярная профильная смена (объединение детей разных возрастов  внутри каждого предметного кружка)

Создание клуба «МИФ»

Летняя профильная смена «МИФ»

 

До 2006 года

 

                                                                                                 Осень 2006 года

2007 год

2009 год

Совершенствование материально-технической базы работы со способными детьми Создание и пополнение «методической копилки»
Модернизация и обновление компьютерной базы

Обновление лабораторного и демонстрационного оборудования в кабинете физики

Открытие на базе школы IT – класса ТУСУРа

 

 

Постоянно в течение реализации проекта

Обеспечение участия детей в районных, областных, всероссийских и международных конкурсах, конференциях, олимпиадах Всероссийские международные конкурсы: «Кенгуру»,  «КИТ», «Инфознайка»

Интернет-олимпиады по математике, информатике и физике

Всероссийские олимпиады по физике и математике, организованные школой «Авангард»
Всероссийская научно-техническая конференция студентов, аспирантов, молодых учёных «Научная сессия ТУСУРа»

Районная «Математическая регата»

Участие в математических соревнованиях, организованных школой «Пифагор»

 

Постоянно в течение реализации проекта

С 2007 года

2007 год

 

С 2007 года

С 2008 года

Расширение и углубление знаний учащихся; развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой Обучение учащихся в Заочной школе СУНЦ НГУ

Обучение в дистанционной школе по математике и физике «Школа-Плюс»

Выполнение исследовательских работ

Постоянно в течение реализации проекта

 

Формы работы:

  • Олимпиады
  • Конференции
  • Интеллектуальные марафоны
  • Математические бои
  • Математические регаты
  • Интернет-карусели
  • Лабораторные практикумы
  • Международные конкурсы
  • Экскурсии
  • Познавательные игры
  • Психологические тренинги
  • Просмотр научно-популярных фильмов
  • Работа со справочной литературой
  • КВНы
  • Встречи с интересными людьми

Результаты  2011-2012 учебного года:

  • участники интернет-карусель по математике,
  • участники XI лично-командного первенства  НСО по математике среди 6-8 классов;
  • V Новосибирская региональная открытая устная олимпиада (Почетная грамота);
  • VII Новосибирский турнир математических боев (призеры II лиги);
  • международные  конкурсы «Кенгуру», (победители и призеры в районе);
  • районный конкурс «Физическая регата» среди 7-8 классов (победители в командном и личном первенстве);
  • осенняя региональная школа ТЮФ в г. Новосибирске ( 3-е командное место, победитель в блиц-бое, дипломы II и III степени в личном первенстве);
  • межрайонный конкурс «Математическая регата» среди учащихся 5-6, 7-8 классов (победители и призеры в командном первенстве и в личном первенстве);
  • районный конкурс «Физическая регата» среди учащихся 7-8 классов (победители и призеры в командном первенстве и в личном первенстве);
  • участники школьной X ученической научно-практической конференции «Шаг в будущее»;
  • призеры районной научно-практической конференции.

Перспективы проекта:

Реализация проекта будет продолжаться. Предполагается совершенствовать работу объединения «МИФ»: расширять число его участников, активизировать участие учащихся в исследовательской деятельности, увеличить число внутришкольных  конкурсов, привлечь большее число учащихся к обучению в заочных школах, изучать потенциал учащихся начальной  школы с дальнейшим вовлечением их в работу клуба «МИФ». Отслеживать дальнейшую судьбу выпускников – членов объединения.