Урок: "Золотое кольцо России". 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9


Цели и задачи:

  • Познакомить& учащихся с уникальными& историческими объектами
  • показать уникальность и красоту русской природы
  • формировать& интерес к& духовному наследию русского народа
  • показать возможности& рекреациoнных& ресурсов& Центральной России для отдыха и путешествий
  • формировать умение работать с разными источниками информации
  • формировать умение сравнивать, обобщать& и делать выводы
  • формировать& коммуникативную культуру

Необходимые ресурсы: &тексты по теме урока (размер текста в зависимости от времени(45 минут или 90 минут), мультимедийная техника или подборка иллюстраций, выход в интернет, карты атласа& по географии России 8, 9 класс.
Цветные фломастеры& на группу, лист ватмана.

Обоснование:

Урок проводится по технологии Критического Мышления
По времени желательно – 2 урока (но в тоже время, урок может быть& проведён за 45 минут (при этом необходимо& уменьшить& либо объем используемых текстов, либо их количество)

Ожидаемый результат: новые знания, интересные впечатления, желание посетить уникальные исторические и природные места&свое страны.

1. Фаза вызова

– Где& бы вы хотели провести свои каникулы (зимние, летние)? (Предполагаемые ответы: дача в Ленинградской области, в деревне у бабушки, в Турции, в Египте, в Греции…)
– А кто знает, а что такое Золотое кольцо?
Можно построить кластер ответов (предполагаются самые разнообразные ответы – от ювелирных украшений, ансамбля Золотое кольцо …)
– Я приглашаю вас в путешествие по уникальному маршруту …

Вступительное слово учителя (примерный текст):

Маршрут "Золотое кольцо России" проходит по древним русским городам,
хранящим уникальные, памятники русской культуры и истории.
Нет утвержденного списка городов, составляющих Золотое кольцо, но бесспорно в него входят&Владимир,Суздаль,&Сергиев Посад,&Ростов Великий,&Ярославль,Кострома.
Маршрут охватывает части Московской, Владимирской, Ярославской, Костромской, Ивановской областей.
В городах и селах представлены все этапы развития древнерусского зодчества: величественные белокаменные храмы 12-13 веков, шатровые постройки 16 века, буйное узорочье 17 века, произведения архитектурных и живописных школ Ростова, Ярославля, Суздаля.
В Список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены:
Архитектурный ансамбль&Троице-Сергиевой лавры;
Кремль, Покровский и Спасо-Евфимиев монастыри в Суздале;
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше;
Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире.
Многочисленные православные святыни, монастыри и храмы, расположенные в данном регионе, привлекают паломников.
Район Золотого кольца славится произведениями народного искусства. В музеях собраны образцы старинных художественных промыслов: резьба по дереву и кости, изделия искусных кружевниц и ювелиров, лаковая миниатюра и живопись по эмали (финифть).
Природа центральной России привлекательна во все времена года. Живописны места с волжскими просторами и тихими лесными речушками, сосновыми борами и березовыми рощами.
По данному маршруту удобнее всего путешествовать на автомобиле.
В Суздаль, Переславль Залесский только по автомобильной трассе.
В крупные города также можно добраться по железной дороге. Из Москвы ходят пригородные поезда до Владимира. Пригородный поезд Москва – Ярославль проходит через Сергиев Посад, Александров, Ростов Великий.
Углич, Рыбинск, Тутаев, Ярославль, Кострома, Плёс стоят на Волге, Муром расположен на берегах Оки. Посещение этих городов входит в программу речных круизов. Недаром речные круизы по "Московской кругосветке" часто путают с маршрутом Золотое кольцо.
В последнее время в городах Золотого кольца России интенсивно развивается туристический бизнес, поэтому практически в любом городе можно найти приемлемую гостиницу, кафе или ресторан. По этой же причине цены на данные услуги довольно велики, особенно во Владимире и Суздале.
На осмотр основных достопримечательностей в одном городе обычно достаточно одного дня, но если вы хотите посетить все музеи и окрестности, то можете смело останавливаться в городе на неделю.

Смотрит вдаль с берегов отвесных&
Куполов золотой рассвет,&
Белых храмов – застав небесных&
Вечных истин забытый свет!&
Над волнами лугов цветущих,&
Среди сосен могучих крон,&
Над березовой стройной гущей&
Слышен меди призывный звон!

(Г.Васильев)

Видеофильм под& песню в исполнении братьев Радченко «Малиновый звон» – виды городов&«Золотого кольца» (Приложение 1)

2.& Фаза осмысления

Работа в группе (или в парах)
На этой фазе используются элементы& приём «Зигзаг», который& позволяет проработать материал большого объёма, но ученики работают в одной& малой группе (или в парах).
Каждый ученик получает&индивидуальное задание для работы (Приложение 2)
Чтение текста или работа по географической карте& сначала идёт индивидуально.
Затем ученики формируют группы (или пары), работающие по одному из вопросов& темы. Обсуждают полученную из текстов информацию, делают выводы. Анализируют природные условия по картам атласа (географическое положение , климат , раститетельность , животный мир , особенности рельефа , реки , озёра и т.д.), выясняют стоимость путешествия по разным маршрутам , которые предлагают разные туристические фирмы(использование интернета)

Затем группа& отбирает информацию, создаёт& общий кластер по теме.

Каждая группа творчески представляет свою работу.

3. Фаза рефлексии

На этой фазе проводится индивидуальная творческая работа, здесь интересен будет приём «Синквейн» (пятистрочие), который позволяет быстро обобщить изученный материал. При недостатке времени на уроке& синквейн может быть создан& рабочей& группой.

Правила написания синквейна:

1. Тема – 1 существительное
2. Признаки темы – 2 прилагательных
3. Действие – 3 глагола
4. &Вывод по теме,& моё отношение– 4 слова (короткое предложение)
5. Суть – 1 существительное

Ученики или группа учеников представляет свою работу

Заключительное слово учителя (примерный вариант):

Проект&«Золотого кольца»&был разработан с целью представить миру культурное и архитектурное наследие древней Руси. Наиболее известными и посещаемыми городами&«Золотого Кольца»&являются Москва, Владимир, Суздаль, Кострома, Юрьев Польский, Углич, Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ярославль и Ростов Великий. Но все чаще, когда мы говорим «Золотое кольцо России», мы понимаем и такие города, которые являются гордостью и честью России, неотъемлемой крупицей славной истории нашего государства – Рязань, Касимов, Дивеево, Муром, Гусь-Хрустальный... Каждый из Вас может добавить еще хотя бы один город, который, безусловно, тоже нужно включить в Золотое кольцо России.

Домашнее задание: Составить экскурсию (возможно в виде презентации или видеофильма) по городам «Золотого кольца» о которых не было рассказано на уроке.