Конспект урока по теме "Сочинительные и подчинительные союзы". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


"Русский язык неисчерпаемо богат, и все обогащается с быстротой поражающей" (М. Горький)

Цели:

  • знать о делении союзов на сочинительные и подчинительные, а также о функции этих союзов в предложении;
  • отработать навыки постановки знаков препинания при сочинительных и подчинительных союзах;
  • уметь использовать сочинительные и подчинительные союзы в речи.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление материала.
  5. Подведение итогов.
  6. Домашнее задание.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование урока:  учебник русского языка,  компьютер, мультимедийная установка, карточки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

1) Приготовление к уроку, приведение в порядок рабочих мест.
2) Приветствие.
3) Объявление новой темы и задач урока.

– Тема этого урока «Сочинительные и подчинительные союзы». Сегодня вы узнаете, на какие разряды делятся союзы, для чего они используются,  как нужно ставить знаки препинания при различных союзах.

– В конце урока необходимо будет сделать выводы, отвечая на поставленные вопросы урока.

2. Проверка домашнего задания

1) Фронтальный опрос:

– На какие две группы делятся все части речи?
– Какие части речи относятся к служебным?
– Вспомните определение союза.
– Какие группы союзов вам известны?
– Приведите примеры простых и составных союзов.

3) Проверка упражнения № 319, выполненного дома.

3. Объяснение нового материала

Левое крыло доски                                                                Средняя часть доски

      Союзы                                                                 Змея подняла голову и зашипела.
Подчинит.       Сочинит.                                      Ветер стряхивал капельки росы, и они срывались, радужно падая на землю.
А, но, и,         Что, чтобы,                                    
 да=и,            поэтому,
 да=но,          потому что,                                      Надо было торопиться, так как вода прибывала.
                                                                                                                        
или, либо,      как, куда,
 не то,            хотя,если
 то..то

Сначала проводится работа с предложениями. Совместно с классом выделяем грамматические основы, обводим в кружок союзы, объясняем постановку знаков препинания, чертим схемы сложных предложений и однородных членов.
Затем делаем вывод, что союзы, служащие для связи однородных членов и частей ССП, называются сочинительными, а союзы, которые соединяют части СПП, называются подчинительными.
Попутно объясняем постановку запятой при обособленном обстоятельстве, выраженным деепричастным оборотом.
После объяснения учащиеся записывают схему в тетрадь. Схема с доски не стирается до конца урока.

4. Закрепление материала

1) Карточка №1 раздаётся каждому ученику (если в кабинете имеется мультимедийная установка, можно карточку №1 вывести на экран), карточка № 2– для индивидуальной самостоятельной работы хорошо подготовленных учащихся. Такие ученики сдают тетради на проверку. Весь класс выполняет первое задание карточки устно. Для второго задания заранее выписываются на обратную сторону доски возможные варианты предложений. (Приложение 1)

2) Работа с текстом. Различение союзов и их использование в предложении:

Записать под диктовку предложения, выделить союз, обозначая его разряд. Объяснить знаки препинания при помощи схем. Выделяем орфограммы. Обращаем внимание учеников на правописание слова свирель.

Пастушья свирель.

Дни переход..т в очень жаркие, но росы ещё пр..хладные. Коров стали выг..нять рано и в полдень приг..нять, спасая от слепней.
Пастуш..я свирель имеет способность прон..кать в каждый дом, чтобы достигнуть каждой души. Сегодня мелодия проникла в меня, и я насл..ждался простой жизнью.

3) Упражнение на развитие речи:

Составить предложения по схемам:

[ ], но [ ],
[ ], (потому что)

5. Подведение итогов

Подводя итоги уроки, ответьте на вопросы:

– На какие разряды делятся союзы?
– Какую функцию выполняют сочинительные и подчинительные союзы?
– Как ставятся знаки препинания при сочинительных и подчинительных союзах?

6. Домашнее задание

Упражнение № 322, выучить таблицу из тетради, чтение теории стр. 149 учебника.