Тип урока: урок объяснения нового материала.
Класс: 9.
Цель: познакомить учащихся со строением атомного ядра.
адачи:
- Образовательные:
- ввести понятия: протон, нейтрон, ядерная сила, энергия связи, единица измерения энергии связи (МэВ);
- научить учащихся определять электрический заряд атомного ядра, число протонов, нейтронов и массовое число ядра;
- ввести формулу для вычисления числа нейтронов в атомном ядре (N = A – Z);
- сформировать умения решать задачи на определение состава атома различных химических элементов;
- закрепить умения пользоваться периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева
- Развивающие:
- развитие внимания, логического мышления, памяти, степени самостоятельности, а также интереса к познавательной деятельности.
- Воспитательные:
- воспитание ответственности, настойчивости и познавательной активности при закреплении изученного материала.
Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, схема «Строение атома и атомного ядра», презентация по теме: «Атомное ядро», таблица «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»
Материал для учащихся: таблица «ПСХЭ Д. И. Менделеева»
ХОД УРОКА
Этап урока, время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Вводный (5 мин.) | Приветствие учащихся, проверка
домашнего задания, сообщение темы урока. Здравствуйте, Ребята! Садитесь… На прошлом уроке мы рассматривали строение атома. Ответьте на следующие вопросы. (Приложение 1. Слайд 2): 1. Кем и когда было открыто строение атома?
|
Приветствуют учителя, отвечают на
вопросы учителя, записывают тему урока.
1. Резерфордом в 1911 году. |
2. Основная часть – объяснение нового материала (25 мин.) | (Слайд 4): В 1932 году было установлено, что атомное ядро состоит из протонов и нейтронов. (Слайд 5): Протон представляет собой положительно заряженную частицу с массой, которая в 1836 раз превышает массу электрона. Электрический заряд протона совпадает по модулю с зарядом электрона: . Ядра разных атомов содержат разное число протонов. Число протонов в ядре, так же как и число электронов в атоме, совпадает с порядковым номером соответствующего элемента в таблице Д.И.Менделеева. Обозначается число протонов в ядре буквой Z. |
Учащиеся слушают учителя, и основные моменты записывают в тетрадь. |
Скажите мне сколько протонов в ядре
атомов углерода (С), фтора (F), хлора (Cl)? (Слайд 6): Нейтрон представляет собой нейтральную частицу с массой, которая в 1839 раз превышает массу электрона. Электрический заряд нейтрона равен нулю: . Число нейтронов в атомном ядре обозначается буквой N. Оно находится по формуле: N =A – Z, где A – массовое число ядра, Z – число протонов в ядре. Как же определить массовое число ядра? Помимо порядкового номера в таблице Д.И.Менделеева для каждого химического элемента указано еще одно число, которое, будучи округленным до целого числа, показывает общее число частиц (протонов и нейтронов) в атомном ядре. |
Отвечают на вопрос учителя: У углерода Z = 6, у фтора число протонов Z = 9, у хлора Z = 17. |
|
Давайте найдем число нейтронов,
содержащихся в атомном ядре магния (Mg). (Слайд 7): Поскольку нейтроны не имеют заряда, то электрический заряд атомного ядра совпадает с суммарным зарядом протонов, находящихся в данном ядре. Например, заряд атомного ядра цинка (Zn) . (Слайд 8): Но почему же положительно заряженные протоны не разлетаются, ведь мы знаем, что одноименно заряженные тела должны отталкиваться? Оказывается, что протоны и нейтроны удерживаются в ядре особыми – ядерными – силами. Эти силы в сто раз превосходят электрические и поэтому не дают одноименно заряженным протонам разлететься в разные стороны. (Слайд 9): Характеристикой устойчивости атомного ядра является его энергия связи (). Так называют энергию, которую необходимо затратить, чтобы расщепить ядро на отдельные частицы. В ядерной физике эту энергию принято измерять в мегаэлектронвольтах (МэВ): . |
Учащиеся находят число нейтронов в ядре
магния: N = 24 – 12 = 12 |
|
Давайте посмотрим, какую энергию связи
имеют различные химические элементы. Откройте
учебник на стр. 13. А теперь давайте решим задачи на определение состава атома различных химических элементов. |
Учащиеся рассматривают таблицу,
приведенную в учебнике. Решают задачи. |
|
3. Закрепление (6-7 мин.) | Решение задач №14: каков состав атома фтора (F), серебра (Ag); платины (Pt) и цинка (Zn) (для платины и цинка решить дома)? |
Дано: Атом F Определить состав атома. Решение: 1) Число электронов в атоме (оно совпадает с порядковым номером элемента) Z = 9; 2) общее число частиц в ядре 19 (оно совпадает с массовым числом): А = 19; 3) число протонов в ядре (совпадает с числом электронов в атоме): Z = 9; 4) число нейтронов в ядре: N = A – Z = 19 – 9 = 10. Дано: Атом
Ag
|
4.Заключительный этап. Домашнее задание (4-3 мин.) |
Учитель спрашивает, есть ли вопросы по
новому материалу, если есть, то отвечает на них. Затем
задает домашнее задание: |
Учащиеся задают вопросы по изученной
теме. Записывают домашнее задание. |
Литература:
1. Громов С.В. Физика: Учеб. для 9кл. общеобразоват. учреждений / С.В.Громов, Н.А. Родина. – М.: Просвещение