Данная программа рассчитана для учащихся 9-х классов и направлена на ознакомление с темой: “Искусство быть красивой: косметолог, парикмахер” и ориентирует учащегося на художественный и индустриально-технологический (универсальный) профиль. Речь идет о подготовке к деятельности, связанной с использованием знания этой предметной области.
Содержание курса интегрирует знания по технологии, эстетике, биологии, химии, санитарии и гигиены.
Тематика курса помогает ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы (“Пойду на художественный профиль не потому, что имею тройки по математике, а потому, что намерен стать косметологом или парикмахером, а для этого буду поступать в техникум или университет”). Способствует созданию положительной мотивации обучения. Помогает проверить себя, ответить на вопросы: “Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?” Знакомит ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (врач-косметолог, визажист, дерматолог и т.д.).
Косметика – искусство быть красивой – является таким же старым средством, как стара и сама история человечества. Стремление быть красивым присуще людям с древнейших времен. В происторические времена были известны такие косметические средства, как гребень, татуировка, грим с помощью естественных красителей. Помада найдена в гробницах ледникового периода. Использовались масла, бальзамы. Уже в Древней Греции существовала специальная профессия – “косметолог” (искусство украшать). К человеку, владеющему ею, обращались женщины, желающие скрыть недостатки лица с помощью грима. Поэтому курс представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями ухода за кожей и волосами, формирует привычку тщательно следить за своей внешностью, знакомит с новыми тенденциями в мире моды, развивает воображение и воспитывает художественный вкус. Курс основан на основе приобретенных знаний в 5,6,7 классах общеобразовательной школы. Если школьная программа предусматривала ознакомление учащихся с историей косметики и с историей развития причесок, учила ухаживать за кожей, волосами и ногтями, то данный курс на практике помогает освоить хитрые приемы профессионального парикмахера и визажиста. Помогает найти свой образ. Созданная своими руками прическа и макияж способствуют развитию художественного вкуса и формируют позитивное отношение к жизни. Красота является украшением жизни и поднимает настроение.
Основные цели курса:
- С позиции актуальности для старшеклассников: знакомство с новыми приемами ухода за кожей и волосами, формирование умения по их выполнению.
- С позиции введения элементов профилизации образовательной деятельности: практическое применение знаний и области самореализации в образовательном и профессиональном пространстве.
Основные задачи курса:
- Углубить знания старшеклассников о существующих средств ухода за кожей лица и волос, современными детскими стрижками.
- Способствовать приобретению учащимися умений и навыков обработки детских волос с применением природных и экологически чистых материалов.
- Дать ученику возможность реализовать свой интерес в этой области.
В качестве литературы для изучения курса можно использовать журналы: “Лиза”, “Бурда”, “Сиюмбика”, “Самая”, “Глория”, “Elle” и книги, посвященные парикмахерскому искусству и косметологии.
Учащиеся получают зачет при выполнении следующих видов работ:
- Выполнение буклетов по парикмахерскому искусству и косметологии;
- Выполнение реферата по темам: “Профессия “визажист”, “Профессия “парикмахер”
- Выполнение технологической карты по популярным стрижкам для девочек и мальчиков.
- Презентация причесок.
II. Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Количество часов |
|
Теория |
Практика |
||
1 |
Введение. История косметики. Кожа. | 1 |
|
2 |
Повседневная и праздничная косметика. Косметические материалы. | 1 |
1 |
3 |
Что нужно знать о волосах. Инструменты и приспособления, применяемые в парикмахерском искусстве. | 1 |
|
4 |
Способы обработки прядей. | 0,5 |
0,5 |
5 |
Приемы и методы стрижки. | 0,5 |
0,5 |
6 |
Свобода выбора. Выполнение предложенных работ учащимися по курсу. |
1 |
1 |
Итого | 5 |
3 |
- Введение. История косметики. Кожа. Функции кожи. Индивидуальный уход за кожей лица. Советы визажиста _________________________________________ 1 час
- Повседневная и праздничная косметика. Косметические материалы. Правила нанесения и снятия масок. Коррекция различных форм лица при помощи макияжа – ___________________________________1 час
- Практика. Выполнение макияжа – _________________________1 час
- Что нужно знать о волосах. Инструменты и приспособления, применяемые в парикмахерском искусстве. Ножницы, бритвы, машинки для стрижки волос, расчески, щетки, зажимы, фен, опрыскиватель. Приемы держания ножниц и расчески. Деление волос на зоны– ________________________________________________1 час
- Способы обработки прядей – _____________________________0,5
часа
Срезание на пальцах и расческе. Пойнтирование. Выщипывание. Слайсит – ______________________________________________0,5часа - Приемы стрижки: сведение волос на нет, тушевка,
филировка – ____________________________________________0,5 часа
Методы стрижки: прядь за прядью, прядь на прядь, создание одной линии среза для всех волос, градуировка, окантовка__________0,5 часа - Свобода выбора. Стили: классический, романтический, спортивный, авангардный, азиатский – __________________________________ 1 час
- Выполнение и защита проектных работ – ____________________1 час
Список проектных и творческих работ:
- выполнение рефератов по темам: “Профессия “Визажист”, “Парикмахер”, “Косметолог”, “Дерматолог”;
- выполнение буклетов по парикмахерскому искусству и косметологии;
- выполнение технологической карты по популярным стрижкам для девочек и мальчиков.
- Презентация причесок.
Вопрос |
Ответ |
На каком содержательном материале? | Основан на минимальных знаниях, полученных на уроках технологии в 5-8-х классах. |
Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса? | Более углубленным изучением тем. |
Какие виды деятельности возможны? |
|
Какие виды работ могут выполняться учащимися? | Учащиеся могут выбирать:
|
Каковы критерии успешности (конкретные требования к оформлению)? | Зачет ставится при получении 24-34 балла Критерии: Количество баллов
+ за оригинальность – 2 + за сложность – 2 |
Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса? | Анкетирование или тестирование на 1 и 8 часу курса. |
Какова форма итоговой отчетности? | Итоговая конференция с сопутствующей защитой работы или презентация. |
Материальная база
Инструменты: ножницы (простые и филировочные), бритвы, машинки для стрижки волос (ручная, электрическая), расчески, щетки, зажимы.
Таблицы: прически прошлых лет, корректировка формы лица при помощи прически, плоскостной черно-белый эскиз-макет головы для подбора причесок, приемы держания ножниц, деление волос на зоны, способы обработки прядей, приемы стрижки, методы стрижки, стрижки.
VII. Литература
- Журналы: “Лиза”, “Сиюмбика”, “Ялкын”, “Самая”, “Глория”, “Elle” и другие современные журналы.
- Современные детские стрижки. М., “ЭксМо”, 2004 г.
- Макияж. М., “ЭксМо”, 2005 г.
- Л.А.Бурлуцкая. Золотая книга этикета. М., Вече, 2005.
- Конспекты лекций ОФК Низамутдиновой Ф.Д., Казань, 2005 г.
- нтернет-материалы сайтов: http://www.spikspb.ru/ (сайт союза косметологов и парикмахеров Санкт-Петербурга).
- http://hair.raptom.com/. Парикмахерское искусство.
- http://promogroup.ru/portfolio/web/schwarzkopf/znskp/ (сайт фестиваля парикмахеров “Золотые ножницы”).
- pr.f:Первый форум косметологов.
- http://silk-hair.ru/hairstyles-for-each-day