Цель занятия: Систематизировать знания детей о новогодних символах.
Задачи занятия:
Расширять представления детей о материале, из которых изготавливают новогодние игрушки, елка, о свойстве стекла (при нагревании – мягкое, пластичное, при охлаждении – застывает, приобретает форму);
Учить делать элементарные выводы;
Учить изготавливать игрушки из ваты;
Развивать внимание, монологическую и диалогическую речь.
Воспитывать бережное отношение к природе, чувство отзывчивости.
Образовательные области:
Познание (ф.ц.к.м);
Коммуникация;
Социализация;
Художественное творчество;
Оборудование: елочные игрушки заводские и изготовленные руками детей и их родителей, искусственная елка, засохшая ветка ели, аудиозапись отрывка сказки “Елочка”, видеоролик об изготовлении стеклянного шара, вода, мыло, стеклянные трубки, бумага, вата, клейстер, кисточки; сказочный герой – заяц, бутафорский топор.
Ход занятия
1. Д/игра “Найди зимнее слово”.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру “Найди зимнее слово”. Я буду называть слова, а вам надо хлопнуть в ладоши тогда, когда я назову зимнее слово.
– Маша, Дюймовочка, Снегурка;
– Платье, шорты, шуба;
– Велосипед, мотоцикл, санки;
– Снеговик, пяточок, Шрэк;
– Красная шапочка, Баба Яга, Дед Мороз.
Мы с вами выбрали зимние слова: Снеговик, Снегурка, шуба, санки, Дед Мороз, а почему мы их называем “зимние”? А какой праздник напоминают нам эти слова? (новый год). А что происходит в новый год? (наряжают елку, дарят подарки и т.д.) Скажите, пожалуйста, где можно взять елку на праздник? (ответы детей).
2.
(Появляется заяц с большим топором, здоровается)
Воспитатель: Как ты к нам попал? И зачем тебе топор?
Заяц: Я пошел в лес рубить елку и набрать шишек, чтобы украсить елку, а сорока мне подсказала, что у вас много елочных игрушек, вот я и решил сначала зайти к вам и попросить игрушек.
Воспитатель: Ребята, зайчик идет в лес рубить елку, а можно рубить елки на праздник? (дети должны рассказать о том, она очень долго растет и если все люди будут рубить елки, то зверям и птицам негде будет жить).
Заяц: А где же тогда взять елку?
Дети: в магазине. (Читают стих-е И. Токмаковой “Живи, елочка”)
Заяц: А разве в магазин не из леса привозят елки, разве там другие елочки?
Воспитатель: А ты сам посмотри вместе с детьми какая елка в магазине и чем она отличается от лесной. (рассматривают, трогают, нюхают, делают вывод: лесная колется, ломается, пахнет смолой; магазинная не пахнет, не ломается, не колется).
Воспитатель: Какая, зайчик тебе елочка больше нравиться? (лесная)
Воспитатель: Тогда давайте послушаем отрывок из сказки о Елочке, которая мечтала попасть на новогодний праздник и что с ней стало потом. (слушают отрывок из сказки “Елочка”). – Дети, так что же стало с елочкой? (ее выкинули)
Воспитатель: Почему же ты, зайка, плачешь?
Заяц: Мне очень жалко елочку, ее нельзя второй раз посадить, елочка погибла.
Воспитатель: Дети, почему елочка погибла? Почему зайчик говорит, что ее нельзя второй раз посадить? (у нее нет корней, она засохнет и осыпется).
Заяц: А скажите, вы поделитесь со мной игрушками? (ответы детей).
Воспитатель:: Давайте покажем зайчику наши игрушки и расскажем из чего они сделаны. (Рассказывают). – Кто из вас хочет подарить игрушку зайчику?
Заяц: Как замечательно, спасибо. Но я понял, как вы сами сделали игрушки, а как же делают стеклянные шары?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете? Тогда мы посмотрим, как же их делают. (просмотр видео ролика). – Профессия человека, который делает игрушки, называется СТЕКЛОДУВ. Повторите, как называется профессия.
Заяц: Да я тоже так умею делать шары! Мне нужен тазик, вода, кусочек мыла. (Получает мыльный раствор, пускает мыльные пузыри). – Ой, какие шарики красивые получаются, переливаются, надувайте и вы. Ловите их, будем елку украшать.
Воспитатель: Можно вашими шарами елку украсить?
Заяц: Вот так вопрос, а вы как думаете, ребята? (нельзя)
Воспитатель: Почему нельзя?
Воспитатель: Вода это жидкость, она не имеет форму. А елочные шары сделаны из стекла, оно при нагревании становиться мягким, пластичным, такое стекло может принять любую форму, а при охлаждении эта форма застывает и получается игрушка. Из тебя, зайчик, получился стеклодув?
Заяц: Ну, хорошо, раз шары из воды не получились, я покажу какие игрушки умеют делать мои зайчата и вас научу делать их(изготавливают игрушки из ваты с помощью клейстера, раскрашивают).
– Ну, вот и готовы наши игрушки, можно украшать елку.
Воспитатель: Прежде чем пойти украшать елку, скажите, что нового узнал зайчик у нас? (нужно беречь елочки, есть искусственные елки, стеклянные шары выдувают из стекла стеклодувы, научились делать игрушки). А теперь зовите зайчика украшать нашу елочку, а завтра мы вместе подумаем о том, как нам украсить группу, чтобы к празднику у нас все было красиво и нарядно.