Цель занятия: формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи занятия:
- Способствовать стремлению противостоять вредным привычкам.
- Прививать желание заботиться о своем здоровье.
- Развивать коммуникативные навыки детей, позитивное отношение друг к другу.
- Воспитывать, побуждать творческую активность.
Оборудование:
- музыкальное оформление;
- краткий толковый словарь русского языка;
- корзина с сердечками;
- плакаты с высказываниями великих людей о вреде курения;
- ватман, фломастеры, маркеры;
- костюмы к сказке, фасад дома, гитара, цветы;
- выставка книг и рисунков.
Ход занятия
I. Вступление.
Дорогие ребята!
Уважаемые взрослые!
Мы собрались сегодня с вами, чтобы поговорить о важнейшей человеческой ценности – о здоровье. Все мы хотим быть сильными, смелыми, ловкими, красивыми, хотим быстрее вырасти и стать достойными людьми. Что нам для этого нужно и помощник ли нам в этом никотин? Давайте разберемся.
Тема нашего занятия: “Поможет ли сигарета быстрее подрасти?”.
Человек, который любит себя и заботится о своем здоровье и здоровье других, никогда не будет курить. Научитесь любить себя и говорить себе и близким только добрые хорошие слова. А в этом нам поможет игра “Комплименты”. Пусть каждый сделает комплимент себе. Начните со слов “Я люблю себя, потому что….”, закончите словами “И поэтому забочусь о своем здоровье.” (в конце игры все встают и хором произносят: “Мы любим друг друга и заботимся друг о друге”). Молодцы!
А теперь давайте вернемся к нашей теме и проведем небольшую экскурсию в историю.
Откуда к нам пришел табак?
“Табак завоевывает мир”.
- Табак родом из Америки. Христофору Колумбу в 1492 году аборигены в числе подарков поднесли сушеные листья растения “петум”. Они курили эти подсушенные на солнце листья, свернутые в трубочки.
- На Кубе местные жители употребляли для курения траву, которую они называли “сигаро”.
- В середине 30-х годов 19 века первым ввел табак в употребление в Европе Жан Нико (от его имени произошло название “никотин”). Он советовал нюхать листья табака при головной боли.
- В России табак был завезен в 1585 году английскими купцами и стал быстро распространяться.
- В 1634 году в Москве случился страшный пожар, причиной которого оказалось курение. Началось гонение на табак, но это не помогло, т.к. табак приносил огромный доход в казну страны.
- При Петре 1 в 1697 году табак был разрешен.
Вот видите, употребление табака началось очень давно, 500 лет назад (и люди гибли и города горели), а избавиться от этой напасти мы до сих пор не можем.
II. Основная часть.
Давайте поговорим откровенно.
– Пробовали ли вы когда-нибудь табак?
– Что при этом испытывали?
– Как вы закурили?
– Какие чувства испытываете, когда кто-либо курит при вас?
– Как вы считаете, почему молодые люди начинают курить? (из любопытства, за компанию, чтобы казаться взрослым)
– Делает ли сигарета человека взрослым? (взрослый – тот, кто отвечает за свои поступки)
– Если часто куришь, что появляется у человека по отношению к никотину? (привычка)
Привычка или по-другому назовем это новым для вас словом “зависимость”.
– А давайте определим значение слова “зависимость”.
Работа со словарем.
Зависимость – положение, при котором подчиняются чужой воле, власти.
– От чего может зависеть человек? (от настроения, от ТВ, от компьютера, от интересной игры, погоды, конфет и т.д.)
– Может ли человек сам справиться с зависимостью от ТВ, компьютера, конфет?
– А легко ли справиться с зависимостью от никотина? (чтобы побороть зависимость нужна сила воли)
– Стоит ли так мучить свой юный растущий организм?
– Давайте вспомним, какие органы человека страдают от курения?
К нам на занятие пришли внутренние органы злостного курильщика.
Ребята учили стихи, это было домашнее задание. Что бы сказали нам внутренние органы курильщика, если бы могли говорить:
Чтение стихов.
Сердце.
Мне так плохо, я так устало,
И нет уж больше сил стучать.
Наверное, жить осталось мало…
Могли бы только вы понять –
Мне не хватает кислорода,
Меня так душит никотин,
А этот яд непобедим.
Мои сосуды кровяные
В дыму сгорают день за днем,
И если вы нас не спасете.
Мы от куренья пропадем!
Легкие.
Ой, мы бедные, сожженные совсем,
Мы хотим спросить вас, люди:
“А вы курите зачем?”
Нас полоний отравляет,
Никотин нам – страшный яд,
Наши бронхи он сжигает.
Кто же в этом виноват?
По утрам ужасный кашель
Раздирает горло в кровь.
Кто же нам теперь поможет,
Чтобы стать здоровым вновь?
Головной мозг.
Иссушил меня проклятый злодей,
Нету больше светлых идей.
Он мои нейроны украл
И на пачку сигарет променял.
Я теперь и за долгий срок
Не могу выучить данный урок,
И внимания, и памяти нет –
Все от этих проклятых сигарет.
– Посмотрите, какие они бледненькие, худенькие, как губит их никотин!
– Так поможет ли сигарета нам быстрее подрасти? (медленно думают, плохо слышат, вянет кожа, сипнет голос, желтеют зубы)
– Ребята, давайте поделимся на две команды (кто вытащит из волшебной корзинки сердечко зеленого цвета – команда здоровячков, розового – бодрячков). Две команды (здоровячков и бодрячков) приступают к общему творческому заданию.
III. Творческая работа.
Нужно нарисовать небольшие плакаты о вреде курения и рассказать, что вы изобразили. Работаем 5 минут. Приступаем. (Рисование и обсуждение)
Все верно.
– Ребята, к чему приводит курение? Какие болезни вызывает никотин? (человек плохо растет и развивается, желтеют зубы, кариес, кашель, одышка, морщины, гастрит, болезни сердца, рак легких, инвалидность, ранняя смерть).
– Как вы думаете, может ли человек, который курит, пробежать длинную дистанцию на лыжах, на коньках, быстро бегать, плавать?
Спорт и курение несовместимы.
– Развитые страны отказываются от сигарет. На Западе молодежь занимается спортом, ведет здоровый образ жизни. День 31 мая объявлен как Всемирный день без табака.
У нас в России приняты законы против курения. Запрещено курить в общественных местах.
– Как вы считаете, где нельзя курить? (во дворцах спорта, бассейнах, спортзалах, учебных и медицинских заведениях, в транспорте, кафе, самолете, поезде)
– А у нас в приюте можно курить?
Курение – это страшное зло, ловушка для человека. И даже 250 лет назад люди осуждали эту дурную привычку. Давайте зачитаем высказывания великих людей и обсудим.
От курения тупеешь. (Гете)
Всякий курящий должен знать, что он отравляет не только себя, но и других. (Семашко)
Табак приноси вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации. (Бальзак)
Обсуждение высказываний.
Итоговая работа.
Команды здоровячков и бодрячков. Подумайте и
назовите вред, который наносит употребление
табака. Итак, вред от курения: (дети
проговаривают и записывают на ватмане)
Итог. Молодцы, обе команды отлично справились с заданием. И, судя по нашим записям, сигарета не друг, и быстрее подрасти она нам не поможет.
Новый молодежный лозунг звучит так: “ Не курить – это круто!” и чтобы доказать вам это, предлагаем посмотреть “Сказку о Красной Шапочке или береги здоровье смолоду!”
“Сказка о Красной Шапочке или береги здоровье смолоду!”
(Участвуют 3 человека: Красная Шапочка, Волк, Ведущий.)
Костюмы и оформление: костюм Красной Шапочки, тапочки, корзина, кимоно, бандана; костюм волка, гитара, очки, окурок, фасад дома, цветы. (Ведущий читает, а в это время разыгрывается действие.) Пошла Красная Шапочка
При платьице, при тапочках
К своей старушке-бабушке
Лекарства отнести.
Идет она лесочками:
Березками, дубочками
(Красная Шапочка гуляет, собирает цветы. Неожиданно появляется волк.)
Вдруг серый волк
Встает ей на пути.
(Волк поет песню грубым голосом. Красная Шапочка изображает испуг, дрожит).
Мурашечки по спиночке:
Такое на тропиночке,
Что глаз не отвести!
А волк-бандюга старая
С окурком и гитарою,
К Шапочке пристал:
“Скажи мне, Шапка Красная,
Не заливай напрасно мне,
Где бабушка живет?
Волк выбрал жизнь опасную,
Сорвал шапчонку красную
(Снимает с головы Красной Шапочки головной убор и медленно уходит.)
И, мучаясь одышкою,
Поковылял вперед.
(Красная Шапочка снимает тапочки и бежит за макет фасада дома).
А в это время Шапочка,
Схватив под мышку тапочки,
Как побежала к бабушке,
Чтоб ту предупредить.
Бежала она быстро
Тропинками тенистыми,
И даже скорый поезд
За ней бы не поспел.
Девчонка она резвая,
Красивая, чудесная
И никотином легкие
Не хочет отравлять,
Поэтому и волка
Может обогнать.
(Появляется волк, все действия осуществляет медленно, так как они ему причиняют боль).
А волк курить стал смолоду,
Свою дурную голову
На “Приму” променял! (Достает сигарету, делает вид, что закуривает)
И легкие скукожило (сильно кашляет)
И печень пропил тоже он. (Хватается за печень)
И зренье потерял. (Изображает, что ничего не видит)
У волка пульс зашкаливал, (проверяет пульс)
И очень тяжко кашлял он. (Сильно кашляет)
И бил эндартериит (еле волочет ноги).
Вот волк приплелся к бабушке. (Стучится в дверь)
Не зная, что уж Шапочка
Давненько его ждет. (К.Ш. в кимоно и бандане на голове выбегает к волку, показывает несколько приемов каратэ)
И схватка была быстрая,
И не звучало выстрелов,
Как в фильмах разных там:
И пиф, и паф! Волк падает!
Владейте джиу-джицею
И не зови полицию.
Не пейте, не курите,
Здоровью не вредите! (Артисты кланяются зрителям)
IV. Заключение.
Все вы сегодня молодцы, поработали отлично. И в завершении нашего занятия давайте обобщим:
– Что вы узнали сегодня?
– Над чем задумались?
Нужны ли эти знания?
– Где они пригодятся?
– Что запомнилось? Понравилось?
Для меня вы все сегодня умнички, все прекрасно поработали. Но я хочу, чтоб вы сами оценили друг друга. Возьмите веселые смайлики и подарите их тому, кто наиболее достоин, кто работал активнее других. А на прощание возьмемся за руки и все вместе скажем: “Мы любим друг друга и заботимся друг о друге”.