Урок по окружающему миру во 2-м классе по теме "Свойства воды"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

1. Образовательные: дать представление детям о роли воды для человека, для природы; расширить общий кругозор; прививать навыки экспериментальной работы

2. Развивающие: развивать умение выделять главное, существенное в учебном материале, сравнивать, делать выводы, переносить ранее полученные знания на новый учебный материал; способствовать развитию творческой активности;

3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам.

Оборудование: для опытов (стаканчики, соль, сахар, мята, молоко, разные по форме сосуды, мыло, соломинка), компьютер, проектор, интерактивная доска, электронный микроскоп, ноутбуки MacBook Pro.

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.

Ребята, я надеюсь, что у вас хорошее настроение и вы настроились на рабочий лад. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

2. Постановка целей и задач

Сегодня на уроке нам предстоит интересная работа. Мы проведём исследование одного природного объекта. У вас на партах находится оборудование, которое поможет нам это сделать.

Давайте определим, какой природный объект мы будем исследовать.

Я предлагаю вам отгадать ребус. А отгадку мы услышим в этих звуках (звучит музыка журчание воды).

Правильно. Вы догадались, что сегодня мы будем изучать воду.

3. Выявление субъектного опыта.

С чем у вас ассоциируется слово “вода”? Где в природе мы можем увидеть воду? (Море, озеро, река, водопад, океан, родник). Снег, дождь, иней, град, роса, туман, лёд — вот в скольких состояниях можно увидеть воду.

Как вы думаете, много ли воды на земле?

Какого цвета больше всего на карте? Почему?

Вода на нашей планете занимает большую часть. Почти ? поверхности земного шара покрыто водой, образующей океаны, моря, реки и озёра. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере; в виде огромных масс снега и льда на южном и северном полюсе.

Что ещё вы знаете о воде? (пресная, соленая)

На нашей планете 97% воды соленой и только 3% пресной.

Ребята, а где зародилась жизнь, на Земле или в воде?

Подарив людям воду, природа дала нам бесценное богатство. Вода входит в состав любого живого организма. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды.

Без воды человек может прожить всего лишь несколько дней.

В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о её ценности. Но к сожалению чистой воды на Земле остаётся всё меньше и меньше. В водоёмы сливаются сточные воды заводов, фабрик, вода использованная в быту. От загрязнения воды страдает всё живое.

На прошлом уроке мы поставили перед собой проблему: “Как загрязнённая вода влияет на семена растений”. Вы проводили опыт. В чём он заключался? (Семена фасоли мы положили в три лоточка. В один налили чистую воду, в другой воду с солью, в третий с разбавленным моющим средством и оставили эти лоточки на неделю).

К какому выводу вы пришли? (На состояние, рост и развитие семян воздействуют вещества, которые имеются в воде. Прорастание семян на прямую зависит от состояния окружающей среды).

4. Изучение нового материала

Мы уже знаем, почему воду надо беречь. А чтобы вы хотели узнать нового о воде на этом уроке?

Хорошо, сегодня мы выясним, благодаря каким свойствам вода для нас является “самой жизнью”.

Это и будет нашей целью урока. Чтобы достичь эту цель, будем работать по следующему плану:

  1. Какую роль играет вода в жизни организма.
  2. Как загрязнённая вода влияет на всё живое. Выводы по опыту.
  3. Минутка для отдыха.
  4. Свойства воды. Практическая работа.
  5. Выступление групп
  6. Подведение итогов.

Первый и второй пункт мы уже проработали. Я вам предлагаю ещё четыре пункта. Согласны ли вы с ними? Ничего не хотите добавить или поменять местами.

5. Физминутка

Очень всем нужна вода
Делай раз и делай два
Звери у ручья напились
Влево вправо наклонились
Вместе на носочки встали
Тучку лапками достали
Дружно хлопнули в ладоши
До чего же день хороший
Дождик вдруг полил с утра
За работу нам пора

Вода имеет важное значение в жизни человека. Именно поэтому ему необходимо как можно больше знать о ней. Правильное использование воды, бережное к ней отношение поможет человеку сохранить водные ресурсы.

Сейчас мы на практике определим, какими свойствами обладает вода. А изучать эти свойства вы будете в своих лабораториях.

Что вы ожидаете от предстоящей работы?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Для того чтобы узнать свойства воды на доске я написала задание для 4 групп. На перемене вы ознакомились с заданиями и выбрали группу, в которой хотите работать. Прошу сесть в те группы, которые вы выбрали. Здесь будет сидеть первая группа, …..

Задание для групп похожи, надо проделать опыт с водой и рассказать о каком свойстве воды вы узнали. Выберите командиров ваших групп. Командиры подойдите и получите задание для группы (приложение 1)

По каким критериям мы будем оценивать работу в группах?

  • взаимопомощь
  • умение слушать
  • умение тихо работать
  • умение договариваться
  • правильность работы

У вас на столах стоит всё для ваших опытов. Для работы я вам даю 3 минуты.

Прошу приступить к работе. Желаю успехов.

Представители, какой группы хотели бы первыми рассказать о своём опыте?

1 группа опыт:

На столе стоят разные сосуды, наполненные водой. Посмотрите, какой формы вода в них. О чем это говорит?

(Вода не имеет формы, а приобретает форму сосуда, в котором находится)

Когда человек использует это свойство воды? (Когда наливает воду в чайник, в чашку и т.д.)

Во время выяснения какого-либо свойства на доске появляется надпись.

2 группа опыт:

Опустите ложку в стакан с водой и в стакан с молоком.

Что наблюдаете? В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком её не видно (вода прозрачная)

Когда люди используют это свойство воды? (когда рассматривают камешки на дне реки, рыбок в аквариуме…….)

Возьмите два стакана с чистой водой. Понюхайте. В один стакан капните сок лимона. Что произошло с водой, когда в неё добавили лимон? Появился запах.

(Вода не имеет запаха)

Мы используем это свойство воды для определения одной жидкости от другой.

3 группа опыт:

Возьмите краски для рисования. В одном стакане размешай немного желтой краски, а в другом – красной, а в третьем – синей.

Что произошло с водой? (Вода приобрела цвет краски)

А какого цвета была вода? (Вода бесцветная)

Когда мы используем это свойство? (Когда готовим пищу, пьём чай)

4 группа опыт:

Возьмите два стакана с чистой водой. Попробуй её на вкус. В одном стакане размешай чайную ложку соли, а в другом сахарный песок.

Попробуйте на вкус воду в каждом стакане. Что произошло с водой?

Можно ли отличить по внешнему виду, в каком стакане соленая вода, а в каком – сладкая? А вода имеет вкус? (без вкуса)

Когда мы используем это свойство? (Когда готовим пищу, пьём чай)

Давайте прочитаем выводы о свойствах воды.

  • прозрачна
  • бесцветна
  • без запаха
  • без вкуса
  • является растворителем
  • не имеет формы

Всё мы написали, ничего не забыли? Но одно свойство мы с вами пропустили и я сейчас вам это свойство покажу под микроскопом. Внимание на доску. Что вы видите? (Каплю воды) А теперь я добавляю в неё гранулу кофе? Что происходит с кофе? Он растворился. А теперь я добавлю песчинку сахара? Что происходит с ним? (растворяется ,но более медленно).

Прошу обсудить работу ваших групп. Даю 2 минуты.

Какая группа хочет высказаться первой? Прошу командира.

6. Подведение итогов урока.

Как вы думаете, достигли мы цели урока?

А выполнили мы план урока?

Почему о воде сказано, что “она сама жизнь”?

Что нового вы узнали о свойствах воды?

Что было сложным на уроке?

Что вам понравилось на уроке?

Что бы вы хотели повторить на следующем уроке?

Что вам запомнилось на нашем уроке?