Цели и задачи урока:
1. Образовательные: дать представление детям о роли воды для человека, для природы; расширить общий кругозор; прививать навыки экспериментальной работы
2. Развивающие: развивать умение выделять главное, существенное в учебном материале, сравнивать, делать выводы, переносить ранее полученные знания на новый учебный материал; способствовать развитию творческой активности;
3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам.
Оборудование: для опытов (стаканчики, соль, сахар, мята, молоко, разные по форме сосуды, мыло, соломинка), компьютер, проектор, интерактивная доска, электронный микроскоп, ноутбуки MacBook Pro.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
Ребята, я надеюсь, что у вас хорошее настроение и вы настроились на рабочий лад. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
2. Постановка целей и задач
Сегодня на уроке нам предстоит интересная работа. Мы проведём исследование одного природного объекта. У вас на партах находится оборудование, которое поможет нам это сделать.
Давайте определим, какой природный объект мы будем исследовать.
Я предлагаю вам отгадать ребус. А отгадку мы услышим в этих звуках (звучит музыка журчание воды).
Правильно. Вы догадались, что сегодня мы будем изучать воду.
3. Выявление субъектного опыта.
С чем у вас ассоциируется слово “вода”? Где в природе мы можем увидеть воду? (Море, озеро, река, водопад, океан, родник). Снег, дождь, иней, град, роса, туман, лёд — вот в скольких состояниях можно увидеть воду.
Как вы думаете, много ли воды на земле?
Какого цвета больше всего на карте? Почему?
Вода на нашей планете занимает большую часть. Почти ? поверхности земного шара покрыто водой, образующей океаны, моря, реки и озёра. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере; в виде огромных масс снега и льда на южном и северном полюсе.
Что ещё вы знаете о воде? (пресная, соленая)
На нашей планете 97% воды соленой и только 3% пресной.
Ребята, а где зародилась жизнь, на Земле или в воде?
Подарив людям воду, природа дала нам бесценное богатство. Вода входит в состав любого живого организма. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды.
Без воды человек может прожить всего лишь несколько дней.
В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о её ценности. Но к сожалению чистой воды на Земле остаётся всё меньше и меньше. В водоёмы сливаются сточные воды заводов, фабрик, вода использованная в быту. От загрязнения воды страдает всё живое.
На прошлом уроке мы поставили перед собой проблему: “Как загрязнённая вода влияет на семена растений”. Вы проводили опыт. В чём он заключался? (Семена фасоли мы положили в три лоточка. В один налили чистую воду, в другой воду с солью, в третий с разбавленным моющим средством и оставили эти лоточки на неделю).
К какому выводу вы пришли? (На состояние, рост и развитие семян воздействуют вещества, которые имеются в воде. Прорастание семян на прямую зависит от состояния окружающей среды).
4. Изучение нового материала
Мы уже знаем, почему воду надо беречь. А чтобы вы хотели узнать нового о воде на этом уроке?
Хорошо, сегодня мы выясним, благодаря каким свойствам вода для нас является “самой жизнью”.
Это и будет нашей целью урока. Чтобы достичь эту цель, будем работать по следующему плану:
- Какую роль играет вода в жизни организма.
- Как загрязнённая вода влияет на всё живое. Выводы по опыту.
- Минутка для отдыха.
- Свойства воды. Практическая работа.
- Выступление групп
- Подведение итогов.
Первый и второй пункт мы уже проработали. Я вам предлагаю ещё четыре пункта. Согласны ли вы с ними? Ничего не хотите добавить или поменять местами.
5. Физминутка
Очень всем нужна вода
Делай раз и делай два
Звери у ручья напились
Влево вправо наклонились
Вместе на носочки встали
Тучку лапками достали
Дружно хлопнули в ладоши
До чего же день хороший
Дождик вдруг полил с утра
За работу нам пора
Вода имеет важное значение в жизни человека. Именно поэтому ему необходимо как можно больше знать о ней. Правильное использование воды, бережное к ней отношение поможет человеку сохранить водные ресурсы.
Сейчас мы на практике определим, какими свойствами обладает вода. А изучать эти свойства вы будете в своих лабораториях.
Что вы ожидаете от предстоящей работы?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Для того чтобы узнать свойства воды на доске я написала задание для 4 групп. На перемене вы ознакомились с заданиями и выбрали группу, в которой хотите работать. Прошу сесть в те группы, которые вы выбрали. Здесь будет сидеть первая группа, …..
Задание для групп похожи, надо проделать опыт с водой и рассказать о каком свойстве воды вы узнали. Выберите командиров ваших групп. Командиры подойдите и получите задание для группы (приложение 1)
По каким критериям мы будем оценивать работу в группах?
- взаимопомощь
- умение слушать
- умение тихо работать
- умение договариваться
- правильность работы
У вас на столах стоит всё для ваших опытов. Для работы я вам даю 3 минуты.
Прошу приступить к работе. Желаю успехов.
Представители, какой группы хотели бы первыми рассказать о своём опыте?
1 группа опыт:
На столе стоят разные сосуды, наполненные водой. Посмотрите, какой формы вода в них. О чем это говорит?
(Вода не имеет формы, а приобретает форму сосуда, в котором находится)
Когда человек использует это свойство воды? (Когда наливает воду в чайник, в чашку и т.д.)
Во время выяснения какого-либо свойства на доске появляется надпись.
2 группа опыт:
Опустите ложку в стакан с водой и в стакан с молоком.
Что наблюдаете? В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком её не видно (вода прозрачная)
Когда люди используют это свойство воды? (когда рассматривают камешки на дне реки, рыбок в аквариуме…….)
Возьмите два стакана с чистой водой. Понюхайте. В один стакан капните сок лимона. Что произошло с водой, когда в неё добавили лимон? Появился запах.
(Вода не имеет запаха)
Мы используем это свойство воды для определения одной жидкости от другой.
3 группа опыт:
Возьмите краски для рисования. В одном стакане размешай немного желтой краски, а в другом – красной, а в третьем – синей.
Что произошло с водой? (Вода приобрела цвет краски)
А какого цвета была вода? (Вода бесцветная)
Когда мы используем это свойство? (Когда готовим пищу, пьём чай)
4 группа опыт:
Возьмите два стакана с чистой водой. Попробуй её на вкус. В одном стакане размешай чайную ложку соли, а в другом сахарный песок.
Попробуйте на вкус воду в каждом стакане. Что произошло с водой?
Можно ли отличить по внешнему виду, в каком стакане соленая вода, а в каком – сладкая? А вода имеет вкус? (без вкуса)
Когда мы используем это свойство? (Когда готовим пищу, пьём чай)
Давайте прочитаем выводы о свойствах воды.
- прозрачна
- бесцветна
- без запаха
- без вкуса
- является растворителем
- не имеет формы
Всё мы написали, ничего не забыли? Но одно свойство мы с вами пропустили и я сейчас вам это свойство покажу под микроскопом. Внимание на доску. Что вы видите? (Каплю воды) А теперь я добавляю в неё гранулу кофе? Что происходит с кофе? Он растворился. А теперь я добавлю песчинку сахара? Что происходит с ним? (растворяется ,но более медленно).
Прошу обсудить работу ваших групп. Даю 2 минуты.
Какая группа хочет высказаться первой? Прошу командира.
6. Подведение итогов урока.
Как вы думаете, достигли мы цели урока?
А выполнили мы план урока?
Почему о воде сказано, что “она сама жизнь”?
Что нового вы узнали о свойствах воды?
Что было сложным на уроке?
Что вам понравилось на уроке?
Что бы вы хотели повторить на следующем уроке?
Что вам запомнилось на нашем уроке?