Урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "У Черного моря"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа;
  2. Познакомить с географическим положением субтропической зоны России, флорой и фауной;
  3. Учить работать с географической картой, дополнительной литературой;
  4. Закрепить умение работать в паре, группе.

Ход урока

1. Орг. момент.

Соли в речку
Брошу я –
Выйдет море
У меня.

Чайки в небе
Закричат,
Черепахи
Зашуршат,

Задрожат в воде
Медузы,
Краб ракушку тронет
Усом,

Чёрный скат
Над жёлтым дном
Шевельнёт
Тугим хвостом,

И весёлые
Дельфины
Из волны
Покажут спины.

2. Тема урока.

– Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

– Что вы ожидаете от нашего урока?

3. Выявление субъектного опыта.

– Кто был на Черном море?

– Расскажите о климате на море.

– Расскажите, что вы знаете о растениях, которые видели на Черном море.

– Чем они отличаются от растений нашей полосы?

– Расскажите, каких животных вы видели на Черном море.

4. Составление плана урока.

(На доске записывается план урока, со слов детей).

– Как вы думаете, с изучения чего мы начнем знакомиться с новой природной зоной? (Климат)

– Познакомившись с климатом, о чем мы продолжим разговор? (Растительный мир – флора)

– Растительный мир тесно связан с … . Следующий пункт нашего плана? (Животный мир – фауна)

5. Цель урока.

Цель нашего урока познакомиться с климатом, растительным и животным миром Причерноморья.

6. Новый материал.

(На доске карта природных зон)

– Найдите и покажите на карте Черноморское побережье Кавказа.

Попав на Черноморское побережье Кавказа, чувствуешь, что находишься на теплом юге.

Здесь расположена субтропическая зона. Она тянется узкой полосой по побережью Черного моря.

В переводе с латинского языка “суб” обозначает “под”. “Субтропическая” обозначает “расположенная под тропиками”, т.е. вблизи тропической зоны.

Основная часть субтропической зоны лежит южнее нашей страны, а к нам она как бы “заглядывает”.

7. Работа в парах.

В учебниках на стр.132 найдите и прочитайте информацию о климате Причерноморской зоны.

– Какая зима и какое лето в данной зоне?

– Какие осадки выпадают зимой и летом?

– Почему здесь такие теплые зимы?

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

(На стенах, шкафах, занавесках класса развешены названия растений разных природных зон) (Приложение 1)

– Посмотрите по сторонам. Вы видите названия растений разных природных зон. Я называю природную зону, а вы находите и называете растения, которое там растет.

  • Зона арктических пустынь.
  • Зона тундры.
  • Зона лесов (тайга).
  • Степь.
  • Пустыня.

– Почвы Черноморского побережья Кавказа очень плодородны, а растительность богата.

– В лесах и на склонах гор растут дубы, каштаны. (Слайд 1)

– В парках и на городских улицах люди выращивают красивые растения из теплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы. (Слайд 2, 3, 4)

– В садах зреют грецкие орехи, инжир, абрикосы и персики. (Слайд 5, 6)

– А какие же животные должны обитать в этой местности?

– Издалека слышно стрекотание цикад (слайд 7). Они питаются соком растений.

– Почему богомол такого цвета? (слайд 8)

– Среди зеленых листьев поджидает свою добычу ХИЩНЫЙ БОГОМОЛ. Он питается мухами и другими насекомыми.

– Какие птицы живут на берегу моря? Почему они здесь обитают?

Бакланы, чайки. (Слайд 9)

– Очень интересны морские обитатели: медузы, крабы (слайд 10), морские коньки и морские иглы (слайд 11) и, конечно же, дельфины. (Слайд 12)

ФИЗМИНУТКА

8. Работа в группах.

Для выполнения этого задания вы можете использовать учебник и дополнительную литературу (Атласы – определители).

– Я вам предлагаю на выбор 3 задания:

У вас на парте лежит карточка с кратким описанием заданий. (Содержание карточек). (Приложение 2)

Вам нужно прочитать и определиться с выбором работы.

Каждый вид задания помечен звездочкой.

– Сейчас ваша группа должна определиться, с каким заданием вам хотелось бы работать.

(Дети сделали выбор, и учитель раздает карточки с заданиями (Приложение 2).

КАРТОЧКА №1

Нарисуйте картину “Животные и растения Черного моря”.

КАРТОЧКА №2

Сочинить и записать рассказ от 1-ого лица “Как я провел лето на Черном море”.

КАРТОЧКА №3

Обосновать. Почему растения лесной зоны не такие яркие и пышные, как растения субтропической зоны (У Черного моря)?

На выполнение задания – 5–7 минут. Приступайте к работе. УДАЧИ!

9. Проверка.

  • Картины вывешиваются на доску. (Карточка №1)
  • Составленный рассказ дети зачитывают. (Карточка №2)
  • Дети дают обоснования своим умозаключениям по предложенному заданию. (Карточка №3)

10. Возвращение к плану урока.

– Мы с вами познакомились с климатом Причерноморской зоны? (V)

– Узнали о флоре и фауне Черного моря? (V)

11. Итог урока. Рефлексия.

Баттл.

Выбираются два ученика (по желанию).

Учитель по-очереди задает детям вопросы по изученной теме.

– Где в России находится субтропическая зона?

– Какое лето в данной области?

– Какая зима?

– Какие растения произрастают на Черноморском побережье Кавказа?

– Какие животные обитают?

Чтобы вы еще хотели узнать по данной теме?

12. Самооценка.

Дети самостоятельно оценивают свою работу на уроке. Ученики ставят себе отметку и дают оценку своей работе.

МОЛОДЦЫ!!!! ОТЛИЧНО ПОРАБОТАЛИ НА УРОКЕ!!!!

Презентация