Цели урока:
- Сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа;
- Познакомить с географическим положением субтропической зоны России, флорой и фауной;
- Учить работать с географической картой, дополнительной литературой;
- Закрепить умение работать в паре, группе.
Ход урока
1. Орг. момент.
Соли в речку
Брошу я –
Выйдет море
У меня.
Чайки в небе
Закричат,
Черепахи
Зашуршат,
Задрожат в воде
Медузы,
Краб ракушку тронет
Усом,
Чёрный скат
Над жёлтым дном
Шевельнёт
Тугим хвостом,
И весёлые
Дельфины
Из волны
Покажут спины.
2. Тема урока.
– Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
– Что вы ожидаете от нашего урока?
3. Выявление субъектного опыта.
– Кто был на Черном море?
– Расскажите о климате на море.
– Расскажите, что вы знаете о растениях, которые видели на Черном море.
– Чем они отличаются от растений нашей полосы?
– Расскажите, каких животных вы видели на Черном море.
4. Составление плана урока.
(На доске записывается план урока, со слов детей).
– Как вы думаете, с изучения чего мы начнем знакомиться с новой природной зоной? (Климат)
– Познакомившись с климатом, о чем мы продолжим разговор? (Растительный мир – флора)
– Растительный мир тесно связан с … . Следующий пункт нашего плана? (Животный мир – фауна)
5. Цель урока.
Цель нашего урока познакомиться с климатом, растительным и животным миром Причерноморья.
6. Новый материал.
(На доске карта природных зон)
– Найдите и покажите на карте Черноморское побережье Кавказа.
Попав на Черноморское побережье Кавказа, чувствуешь, что находишься на теплом юге.
Здесь расположена субтропическая зона. Она тянется узкой полосой по побережью Черного моря.
В переводе с латинского языка “суб” обозначает “под”. “Субтропическая” обозначает “расположенная под тропиками”, т.е. вблизи тропической зоны.
Основная часть субтропической зоны лежит южнее нашей страны, а к нам она как бы “заглядывает”.
7. Работа в парах.
В учебниках на стр.132 найдите и прочитайте информацию о климате Причерноморской зоны.
– Какая зима и какое лето в данной зоне?
– Какие осадки выпадают зимой и летом?
– Почему здесь такие теплые зимы?
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
(На стенах, шкафах, занавесках класса развешены названия растений разных природных зон) (Приложение 1)
– Посмотрите по сторонам. Вы видите названия растений разных природных зон. Я называю природную зону, а вы находите и называете растения, которое там растет.
- Зона арктических пустынь.
- Зона тундры.
- Зона лесов (тайга).
- Степь.
- Пустыня.
– Почвы Черноморского побережья Кавказа очень плодородны, а растительность богата.
– В лесах и на склонах гор растут дубы, каштаны. (Слайд 1)
– В парках и на городских улицах люди выращивают красивые растения из теплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы. (Слайд 2, 3, 4)
– В садах зреют грецкие орехи, инжир, абрикосы и персики. (Слайд 5, 6)
– А какие же животные должны обитать в этой местности?
– Издалека слышно стрекотание цикад (слайд 7). Они питаются соком растений.
– Почему богомол такого цвета? (слайд 8)
– Среди зеленых листьев поджидает свою добычу ХИЩНЫЙ БОГОМОЛ. Он питается мухами и другими насекомыми.
– Какие птицы живут на берегу моря? Почему они здесь обитают?
Бакланы, чайки. (Слайд 9)
– Очень интересны морские обитатели: медузы, крабы (слайд 10), морские коньки и морские иглы (слайд 11) и, конечно же, дельфины. (Слайд 12)
ФИЗМИНУТКА
8. Работа в группах.
Для выполнения этого задания вы можете использовать учебник и дополнительную литературу (Атласы – определители).
– Я вам предлагаю на выбор 3 задания:
У вас на парте лежит карточка с кратким описанием заданий. (Содержание карточек). (Приложение 2)
Вам нужно прочитать и определиться с выбором работы.
Каждый вид задания помечен звездочкой.
– Сейчас ваша группа должна определиться, с каким заданием вам хотелось бы работать.
(Дети сделали выбор, и учитель раздает карточки с заданиями (Приложение 2).
КАРТОЧКА №1
Нарисуйте картину “Животные и растения Черного моря”.
КАРТОЧКА №2
Сочинить и записать рассказ от 1-ого лица “Как я провел лето на Черном море”.
КАРТОЧКА №3
Обосновать. Почему растения лесной зоны не такие яркие и пышные, как растения субтропической зоны (У Черного моря)?
На выполнение задания – 5–7 минут. Приступайте к работе. УДАЧИ!
9. Проверка.
10. Возвращение к плану урока.
– Мы с вами познакомились с климатом Причерноморской зоны? (V)
– Узнали о флоре и фауне Черного моря? (V)
11. Итог урока. Рефлексия.
Баттл.
Выбираются два ученика (по желанию).
Учитель по-очереди задает детям вопросы по изученной теме.
– Где в России находится субтропическая зона?
– Какое лето в данной области?
– Какая зима?
– Какие растения произрастают на Черноморском побережье Кавказа?
– Какие животные обитают?
Чтобы вы еще хотели узнать по данной теме?
12. Самооценка.
Дети самостоятельно оценивают свою работу на уроке. Ученики ставят себе отметку и дают оценку своей работе.
МОЛОДЦЫ!!!! ОТЛИЧНО ПОРАБОТАЛИ НА УРОКЕ!!!!