Одной из задач дошкольного образования является развитие свободного общения с окружающими. Кажется, что речевой способ является самым обычным и простым. Но это только на первый взгляд. Ведь в жизни мы часто понимаем друг друга и без слов: с помощью жестов, мимики, позы. Учитывая ярко выраженную потребность в общении со сверстниками у детей 5-6 лет и значимость развития коммуникативных навыков в жизни, в старшем дошкольном возрасте я провожу с детьми развивающий курс “Мир общения”, где дети осваивают и способы невербального общения.
Возраст: старшая группа (дети 5-6 лет).
Цель занятия: развитие навыков невербального общения.
Задачи занятия: развивать умение детей понимать язык мимики и жестов других людей; передавать настроение и информацию невербальными сигналами.
Материалы: колокольчик, индивидуальные карточки с эмоциями людей и животных.
Обогащение словаря: мимика, жесты.
Сценарий тренинга
I ч. Вступительная.1. Беседа. Стою на ковре, звоню в колокольчик. Дети подходят и встают в круг.
– Здравствуйте, ребята! А как вы догадались, что я зову вас, и как вы поняли, что надо встать в круг? Вы правильно меня поняли, молодцы! Значит, даже если люди молчат или говорят на иностранном языке, они всё равно могут понять друг друга. В чём здесь секрет?
Есть язык, состоящий из слов. А есть язык, состоящий из движений нашего тела. Тело человека выражает то, какой он сейчас: бодрый или усталый, весёлый или грустный, рассерженный или доброжелательный. И если внимательно понаблюдать за осанкой человека, его походкой, руками, выражением лица, манерой говорить, то можно узнать очень-очень много. Даже больше, чем говорят слова. Хотите научиться языку без слов?
Сегодня мы с вами будем учиться понимать друг друга без слов. Давайте поиграем!
2. Упражнение “Дирижёр”.
Цель: концентрация внимания, умение понимать невербальные сигналы.
Психолог поднимает и опускает руки. Чем выше (ниже) руки, тем громче (тише) хлопки.
3. Игра “Обмен приветствиями”.
Цель: развитие умения передавать мимикой и жестами определённую информацию.
Участники встают в два круга лицом друг к другу.
Задание:
- поприветствуйте друг друга только глазами;
- … только головой;
- … только руками;
- … только плечами,
- … только словами.
– Что оказалось для вас труднее: общаться словами или без слов?
II ч. Основная.4. Игры в парах. Игра “Зеркало”.
Цель: развитие внимательности, умения действовать согласованно, подражая друг другу; быть ведущим и ведомым.
Дети по очереди играют роль “обезьяны” и “зеркала”: когда обезьянка смотрится в зеркало, зеркало повторяет движения обезьянки. По сигналу дети меняются ролями. При обсуждении каждый говорит, какую роль ему было легче выполнять.
5. Игра “Скульпторы”.
Цель: развитие умения действовать молча; ощутить себя в роли ведущего и ведомого; развитие воображения.
Дети по очереди играют роль “скульптора” (решительного, инициативного) и “глины” (мягкой, гибкой, послушной). При обсуждении выясняется, какая роль больше понравилась ребёнку.
– Сейчас мы учились с вами с помощью движений рук выражать свои мысли и чувства. Движения рук – это жесты. Они помогают понимать друг друга, выражать свои мысли, чувства. Жесты могут заменять речь. Существует и язык лица, который также без слов расскажет нам о чувствах и настроении человека. Язык лица называют мимикой.
6. Игровое упражнение “Угадай эмоцию”.
Цель: развитие умения различать эмоции людей и животных по мимике (радость, грусть, злость).
Дети достают из красивого пакета карточки, отгадывают эмоцию и называют её. Остальные анализируют, правильно ли отгадана эмоция.
7. Упражнение “Руки”.
Цель: развитие произвольности внимания, навыков невербального общения.
Участники образуют пары и в течение нескольких минут изучают руки друг друга (рассматривают, ощупывают с открытыми, закрытыми глазами): размер, форму, другие особенности, пытаясь запомнить. Потом собираются в общий круг. Выбирается ведущий, он закрывает глаза. “Слепой” пытается с закрытыми глазами найти руки “своего” партнёра. И так каждый. В конце дети делятся своими впечатлениями.
III ч. Заключительная.8. Упражнение “Пирамида любви”.
Цель: активизация положительных чувств к миру, людям, друг другу.
– Каждый из нас кого-то любит. Но необязательно словами выражать свою любовь, можно и руками, с помощью жестов. Давайте построим “пирамиду любви” из наших рук. Каждый назовёт что-то любимое и положит свою руку.
9. Рефлексия.
– Мне очень хочется услышать, что интересного вы сегодня узнали, чему научились. Кто мне скажет, с помощью чего, помимо слов, можно общаться друг с другом?
10. Прощание.
– Сейчас всем на прощание скажу я: “До свидания!” Благодарю.