Урок математики в 3-м классе "Путешествие с неизвестным"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: создать условия для формирования представления о выражениях с переменной.

Задачи урока:

  • способствовать воспитанию чуткого и заботливого отношения к окружающим, чувство ответственности к выполняемой работе;
  • содействовать развитию математической зоркости, внимания, памяти, логического мышления, способностей делать самостоятельные выводы;
  • работать в группе;
  • формировать умение решать выражения с переменной, неравенства, уравнения и задачи.

Оборудование:

  1. Учебник Л.Г.Петерсон “Математика” 3 класс часть 2.
  2. Технологические карты.
  3. Раздаточный материал для индивидуальной работы.
  4. Чистые листы бумаги, фломастеры.
  5. Карта путешествия.

Ход урока

1. Организационный момент: (мотивация учебной деятельности)

Дети разбиваются по группам, выбирают капитана и проверяют готовность к уроку.

– Капитаны, получите задание. (Дети получают листы).

 1 Команда. (Приложение 1. Задание).

2 Команда. (Приложение 2. Задание).

3 Команда. (Приложение 3. Задание).

2. Актуализация знаний.

2.1.Устные вычисления:

Отметь число, которое является ответом на данное выражение.

  1. Множитель 20, второй 40. Найти произведение.(800)
  2. Делимое 560, делитель 8. Найти частное.(70)
  3. Произведение 9 и 4 разделить на 1.(36)
  4. Ноль разделить на 35. (0)
  5. Из 70 вычесть произведение 8 и 8.(6)
  6. 700 умножить на разность 5 и 4. (700)
  7. К частному 27 и 3 прибавить 6. (15)
  8. 48 разделить на произведение 2 и 3.(8)

Соедини точки и дорисуй до объекта.

– Мы отправляемся в путешествие.

А теперь скажи, на чём ваша команда отправляется в путешествие.

– Что вы заметили при произношении этих предложений?

(Меняется только вид транспорта).

– Транспорт, на котором мы отправляемся в путешествие здесь меняется, это переменное, которое можно обозначить буквой Х.

И тогда все эти предложения можно записать короче:

На доске появляется схема, заполняемая по мере прохождения материала.

3. Открытие нового знания.

3.1. Решим задачу:

– Катя и Даша занимаются плаванием. Катя ходит на занятия 4 раза в неделю, а Даша – на Х дней больше.

Сколько дней занимается плаванием Даша?

Решением задачи является выражение

– Какие значения может принимать переменная х в этом выражении (1, 2, 3 так, как в неделе 7 дней).

– Какой вывод можно сделать?

Итак, переменная в выражении может принимать значение, т.е. вместо неё можно подставить какое-либо число.

3.2. Закрепление:

– Заполни таблицы:

(1 команда).

Значение переменной
m

Значение выражения
m * 3

0  
6  
12  
18  
24  

(2 команда).

Значение переменной
p

Значение выражения
p : 11

0  
22  
44  
66  
88  

(3 команда).

Значение переменной
n

Значение выражения
n + 17

0  
6  
12  
24  
66  

Взаимопроверка.

4. Буквенные выражения.

4.1. Актуализация знаний.

  • Прочитай выражения! Как назвать такое выражение?

Это буквенное выражение. Оно может содержать 2, 3 и более переменных.

– Найди значение выражений, если

а = 5308 в = 924 с = 3785

Что ты заметил? Как объяснить полученный результат?

4.2. Закрепление.

– Составьте и запишите своё буквенное выражение (в команде).

– Найди буквенные выражения:

в * с 54 + d d : а
27 – x 13 + 94 76 : x = 4

– По мере прочтения карточки с выражениями выставляются парами.

Делается вывод: буквенные выражения могут содержать только буквы, а также иметь в своей записи только одну букву и число.

5. Физминутка.

– Отправляемся дальше. Посмотрите направо, посмотрите налево, внимательно посмотрите вперед, оглянитесь назад. Закройте глаза. Послушайте. (Включается запись с шумом моря, шуршанием леса, птичьими голосами).

В это время на доске, происходит таинственное превращение. Между выражениями записанными на доске, появляются знаки “>” и “<”

– Откройте глаза. Внимательно осмотритесь. Кто самый внимательный, что увидел? (Выражение с переменной превратилось в неравенство).

6. Неравенства.

6.1. Прочитай неравенство.

Какие значения может принимать переменная, чтобы неравенства были верными. Запишите это при помощи фигурных скобок: { }.

Какие еще неравенства можно составить, (работа в командах)?

6.2. Проверка.

7. Уравнения (равенства):

7.1. Актуализация знаний.

Какие выражения остались?

Какое из них лишнее, (13+94). Почему?

Как назвать эту запись: 76 : х = 4 (уравнение).

7.2. Решение уравнений.

Какие значения может принимать переменная, чтобы равенство было верным:

81 – x = 6 m + 15 = 80 в – 17 = 45
c * y = 18 d : 9 = 60 48 : n = 12

7.3. Работа с учебником: Стр.70, № 9. Самостоятельная работа в группах.

7.4. Проверка.

На доске появляются ответы по мере прочтения их.

n – a
b + c
d – k
n : a
b * c
d : k

Что объединяет эти записи?

(Это выражения с переменной, буквенные выражения).

8. Рефлексия.

Путешествие наше подходит к концу, и мы подводим итоги.

Где же мы побывали с переменной?

Что узнали о переменной?

Как вам работалось в команде?

Что бы ты пожелал себе и другим?

Отлично поработали на уроке, дружно, слаженно, помогали друг дружке. Познакомились с новым и неизвестным, и открыли новое для себя.

А теперь узнаем, какая команда быстрее вернется к нам в школу?

Вы знаете?

Проверим.

9. Самостоятельная работа.

Каждый ребенок получает карточку с заданием “ Блиц-турнир“ и сдаёт по мере выполнения задания в обмен на жетон с домашним заданием..

Приложение 1. Задание.

Приложение 1. Итоговая картинка.

Приложение 2. Задание.

Приложение 2. Итоговая картинка.

Приложение 3. Задание.

Приложение 3. Итоговая картинка.