Цель урока: создать условия для формирования представления о выражениях с переменной.
Задачи урока:
- способствовать воспитанию чуткого и заботливого отношения к окружающим, чувство ответственности к выполняемой работе;
- содействовать развитию математической зоркости, внимания, памяти, логического мышления, способностей делать самостоятельные выводы;
- работать в группе;
- формировать умение решать выражения с переменной, неравенства, уравнения и задачи.
Оборудование:
- Учебник Л.Г.Петерсон “Математика” 3 класс часть 2.
- Технологические карты.
- Раздаточный материал для индивидуальной работы.
- Чистые листы бумаги, фломастеры.
- Карта путешествия.
Ход урока
1. Организационный момент: (мотивация учебной деятельности)
Дети разбиваются по группам, выбирают капитана и проверяют готовность к уроку.
– Капитаны, получите задание. (Дети получают листы).
1 Команда. (Приложение 1. Задание).
2 Команда. (Приложение 2. Задание).
3 Команда. (Приложение 3. Задание).
2. Актуализация знаний.
2.1.Устные вычисления:
Отметь число, которое является ответом на данное выражение.
- Множитель 20, второй 40. Найти произведение.(800)
- Делимое 560, делитель 8. Найти частное.(70)
- Произведение 9 и 4 разделить на 1.(36)
- Ноль разделить на 35. (0)
- Из 70 вычесть произведение 8 и 8.(6)
- 700 умножить на разность 5 и 4. (700)
- К частному 27 и 3 прибавить 6. (15)
- 48 разделить на произведение 2 и 3.(8)
Соедини точки и дорисуй до объекта.
– Мы отправляемся в путешествие.
А теперь скажи, на чём ваша команда отправляется в путешествие.
– Что вы заметили при произношении этих предложений?
(Меняется только вид транспорта).
– Транспорт, на котором мы отправляемся в путешествие здесь меняется, это переменное, которое можно обозначить буквой Х.
И тогда все эти предложения можно записать короче:
На доске появляется схема, заполняемая по мере прохождения материала.
3. Открытие нового знания.
3.1. Решим задачу:
– Катя и Даша занимаются плаванием. Катя ходит на занятия 4 раза в неделю, а Даша – на Х дней больше.
Сколько дней занимается плаванием Даша?
Решением задачи является выражение
– Какие значения может принимать переменная х в этом выражении (1, 2, 3 так, как в неделе 7 дней).
– Какой вывод можно сделать?
Итак, переменная в выражении может принимать значение, т.е. вместо неё можно подставить какое-либо число.
3.2. Закрепление:
– Заполни таблицы:
(1 команда).
Значение переменной |
Значение выражения |
0 | |
6 | |
12 | |
18 | |
24 |
(2 команда).
Значение переменной |
Значение выражения |
0 | |
22 | |
44 | |
66 | |
88 |
(3 команда).
Значение переменной |
Значение выражения |
0 | |
6 | |
12 | |
24 | |
66 |
Взаимопроверка.
4. Буквенные выражения.
4.1. Актуализация знаний.
- Прочитай выражения! Как назвать такое выражение?
Это буквенное выражение. Оно может содержать 2, 3 и более переменных.
– Найди значение выражений, если
а = 5308 | в = 924 | с = 3785 |
Что ты заметил? Как объяснить полученный результат?
4.2. Закрепление.
– Составьте и запишите своё буквенное выражение (в команде).
– Найди буквенные выражения:
в * с | 54 + d | d : а |
27 – x | 13 + 94 | 76 : x = 4 |
– По мере прочтения карточки с выражениями выставляются парами.
Делается вывод: буквенные выражения могут содержать только буквы, а также иметь в своей записи только одну букву и число.
5. Физминутка.
– Отправляемся дальше. Посмотрите направо, посмотрите налево, внимательно посмотрите вперед, оглянитесь назад. Закройте глаза. Послушайте. (Включается запись с шумом моря, шуршанием леса, птичьими голосами).
В это время на доске, происходит таинственное превращение. Между выражениями записанными на доске, появляются знаки “>” и “<”
– Откройте глаза. Внимательно осмотритесь. Кто самый внимательный, что увидел? (Выражение с переменной превратилось в неравенство).
6. Неравенства.
6.1. Прочитай неравенство.
Какие значения может принимать переменная, чтобы неравенства были верными. Запишите это при помощи фигурных скобок: { }.
Какие еще неравенства можно составить, (работа в командах)?
6.2. Проверка.
7. Уравнения (равенства):
7.1. Актуализация знаний.
Какие выражения остались?
Какое из них лишнее, (13+94). Почему?
Как назвать эту запись: 76 : х = 4 (уравнение).
7.2. Решение уравнений.
Какие значения может принимать переменная, чтобы равенство было верным:
81 – x = 6 | m + 15 = 80 | в – 17 = 45 |
c * y = 18 | d : 9 = 60 | 48 : n = 12 |
7.3. Работа с учебником: Стр.70, № 9. Самостоятельная работа в группах.
7.4. Проверка.
На доске появляются ответы по мере прочтения их.
n – a
b + c
d – k
n : a
b * c
d : k
Что объединяет эти записи?
(Это выражения с переменной, буквенные выражения).
8. Рефлексия.
Путешествие наше подходит к концу, и мы подводим итоги.
Где же мы побывали с переменной?
Что узнали о переменной?
Как вам работалось в команде?
Что бы ты пожелал себе и другим?
Отлично поработали на уроке, дружно, слаженно, помогали друг дружке. Познакомились с новым и неизвестным, и открыли новое для себя.
А теперь узнаем, какая команда быстрее вернется к нам в школу?
Вы знаете?
Проверим.
9. Самостоятельная работа.
Каждый ребенок получает карточку с заданием “ Блиц-турнир“ и сдаёт по мере выполнения задания в обмен на жетон с домашним заданием..
Приложение 1. Итоговая картинка.