Обучение грамоте "Строчная гласная буква "э""

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: познакомить учащихся с гласным звуком [э] и буквой Э.

Задачи:

  • способствовать формированию умение выделять звук [э] в речи, умение слышать и слушать, навыков орфоэпического, слогового, сознательного, выразительного чтения;
  • создать условия для восприятия на слух и понимание художественного произведения, развития речи, внимания, фонематического слуха, расширения кругозора;
  • содействовать формированию и воспитанию коммуникативных качеств, любознательности, интереса к чтению.

Планируемый результат:

  • должны усвоить, что звук [э], обозначаю буквой Э ,э.
  • место буквы э в словах
  • должны научиться давать общее название каждой группе слов, объяснять значение новым словам, пользоваться
  • справочной литературой, читать слова и текст с изученной буквой, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Оборудование учителя: учебник “Букварь”, презентация к уроку

Карточка с буквой “Э,э”, цветные магниты, карточка с человечек- схема, слова “буква, звук, место в слове, ударная, безударная, гласная, в начале слова, после гласного, мэр, энергия”, конвертики с заданием для учащихся.

Оборудование учащихся: учебник “Букварь”, цветные карандаши, конвертики с заданием

  Обучающие и развивающие этапы урока Деятельность учащихся УУД
1. Орг. момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики.

- Умницы!

- Молодцы!

Приветствие учителя, самоорганизация

 

 

 

Садятся девочки.

Садятся мальчики.

Подготовка класса к работе

Личностные УУД: самоопределение (мотивация), организация своего рабочего места

Коммуникативные УУД- выступать перед аудиторией, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

2. Актуализация знаний (создание проблемной ситуации, формулировка учебной проблемы)

1. побуждающий диалог - постановка проблемы

На доске неоформленная схема-человечек

- Кто пришел к нам на урок?

- Что у него в руках?

- Почему! Знак? Почему ? знак?

- Что же мы сегодня будем “открывать”?

- Вот это нам предстоит сегодня открыть?

 

 

1. диалог с учителем

 

 

 

 

- Урок “открытия” новых знаний, так как схема не раскрашена, нет на ней буквы

- Новый звук и новую букву.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Метапредметными универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделение звука, поиск и выделение необходимой информации, знаково- символическое

  2. проведение звуковой разминки

- Какой звук повторяется в словах: экран, эскимо, эхо, этаж?

- А вы уже с этим звуком знакомы?

- Давайте произнесем его.

- Какой звук “э”?

- Каким цветом мы его будем обозначать на схеме слов?

- Придумайте слова, чтобы начинались со звука “э”?

- Какой буквой обозначается звук “э”? карточка с буквой

- На что похожа буква Э? слайд 2,3 - 1 клик

3. пальчиковая гимнастика - правая рука открыла рот и съела левую.

 

- В этих словах повторяется звук “э”

 

 

 

 

Красным цветом.

- эстафета, экскаватор, эскимо, экран и т.д.

- буквой Э

Дети перечисляют

Дети выполняют

 
  4. подведение к формулировки темы

- Какие задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?

- У нас сегодня необычная буква, нужно узнать ее место в словах.

(на доске карточки: буква, звук, место буквы в словах)

4. формулирование темы

- Узнать всё про новый звук, новую букву.

- Научиться читать слоги и слова с буквой э.

 
  5. Игра “Открой секрет”

-Ребята, давайте поищем, не спряталась ил наша буква в классе?

- Кто нашёл, покажите ее.

На доске карточка,

- У кого такая же, как у.... – встаньте и т.д.

5. Дети в классе ищут букву Э (она прописная, печатная, большая и маленькая приклеена везде по классу на карточках “секрет”, под партами, стульями, на стенах и т.д.)  
5. 1. Поиск решения проблемы- открытие нового знания секретики

1.- А вы знаете ребята, что буква Э молодая по происхождению. До современного алфавита было очень много других алфавитов. Вот посмотрите на них. В старом алфавите есть такая буква? Есть ли здесь буква Э?

Слайд 4,5,6,7 в каждом по 1 клику

   
  2. организация работы по чтению и анализу слогов и слов. Слайд 8 пустой

А)- Откройте учебники с 146

- Какая буква лишняя? Почему? (с,е,ё,э)

Б)- Прочитайте следующую строчку (эл,эм, эг, эн, эр, эй, эх, эт, эс)

- Что общего?

- Разделите на группы.

Слова- эл, эм, эн,эр, эй, эс, эх

Слоги- эг, эк, эт

 

 

 

С - согласная, ё - есть две точки, э - написана в другую сторону

 

 

Слова- эл, эм, эн,эр, эй, эс, эх

Слоги- эг, эк, эт

 

 

Предметные УУД - называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия “звук” и “буква”; делить слово на слоги, ставить ударение;

  В) чтение 1 столбика, работа над лексическим значением слов.

- Найдите 1 столбик. Прочитайте.

Эму, эра, эй! Эхо

- значение каких слов вы не знаете?

- Как вы думаете, какое слово обозначает название животного? (эму) слайд 9

- Какое слово, обозначает промежуток времени? (эра)

- Какое слово, обозначает возглас, которым подзывают, окликают человека? (Эй)

- Какое слово, обозначает отражение звука от предметов. (эхо)

- Какое слово лишнее? Почему? Слайд 10

- Составьте схему слова эй слайд 10

1 клик - слово

2 клик - схема

- Проверьте. На доске

- Что общего в словах?

(карточка ударный звук)

 

 

 

Эму, эра, эй! Эхо

Эму

Эра

Эй

Эхо

Эй- 2 звука, в конце восклицательный знак

 

 

Первая буква и звук Э, ударение падает на первый слог

 

 

 

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной – схематической форме (на уровне предложения или слов);

слушать и понимать речь других

  Г) чтение 2 столбика, работа над лексическим значением.

(поэт, поэма, поэзия)

- С каким поэтами вы познакомились на прошлом уроке? (Федор Тютчев и Афанасий Фет)

- Кто это?

- Как одним словом назвать их произведения?

- У меня в руках поэма (например Пушкин “Евгений Онегин”)

- Что такое поэмы?

- Составьте схему этого слова? Слайд 10

- Проверьте

1 клик-слово

2 клик- схема

- Чем похожи слова в этом столбике?

- Где находится буква Э? (после гласной Карточка “после гласной”)

- Поставьте ударение в этих столбиках и сделайте вывод. Карточка ударная

 

 

 

Федор Тютчев и Афанасий Фет

 

Поэт

Поэзия

 

Это большое стихотворение

 

 

 

 

Поэ

- после гласной буквы

- Буква Э - ударная

 
       
  Д) чтение 3 столбика, лексическое значение слов (эгоист, энергия, экран, этаж)

- Значение каких слов, вы не знаете?

- Как называют человека, который любит только себя? (эгоист)

- Энергия – это свойство материи- мере ее движения, а также способность производить работу (солнечная, электрическая)

- экран- устройство, на которое проецируют изображение

- этаж – часть здания

- составьте схему к слову энергия. СЛАЙД 10

1 клик-слово

2 клик- схема

- Сколько звуков “э” слышится?

- Какими буквами они обозначены? (э,е)

- Где они расположены?

- самостоятельная работа слова “экран”.

СЛАЙ 10, 1 клик-слово 2 клик- схема

самопроверка

- Где расположена буква Э?

- поставьте ударение?

- Так изучаемая буква ударная или безударная?

Карточка безударный

 

 

 

 

 

 

 

 

2 звука

Е, э

Э- первая, е- в середине

 

 

 

 

 

 

В этих словах буква безударная

 
  Е) 4 столбик, чтение, лексическое значение слов

- Значение каких слов, вы не знаете?

Этика- учение о морали, о нормах поведения человека

Этикет- правила поведения принятые в обществе

Этикетка- это наклейка

- Что лишнее? Почему?

 

 

 

 

 

Этикетка

 
  Ж) 5 столбик.

- прочитайте слова.

- Соотнесите слова и рисунки.

- Составьте предложение со этими словами.

 

Эскимо, эскимос, эскалатор, экскаватор

Эскимос ест эскимо.

 
  З) 6 столбик.

- Прочитайте слова.

- Значение каких слов вы не знаете?

Экология – наука о защите окружающей среды.

Эколог – профессия человека, ученый., занимающийся проблемами защиты окружающей среды.

Мэр- глава городской власти. (ВГ.Шайхразиев)

- Найдите лишнее слово? (мэр)

- Почему?

- Что можно сказать про слова эколог, экология

- Где стоит буква Э?

- В слове “мэр”, буква э после гласной или согласной буквы написано?

- Таких слов в русском языке мало (мэр, сэр, пэр)

 

Экология, эколог, мэр

 

 

 

 

Лишнее слово мэр.

- Значение другое, и буква э после согласной

- это однокоренные слова, -эколог-, близкие по значению

 
6 Физминутка

На слайде есть и такая

Встаньте, внимательно смотри на экран и глазами ищите, где же появится буква.

2. Где спрятался звук?

- Встаньте. Вам нужно будет найдите положение звука [э] в словах. Если вы услышите звук в начале слова – подпрыгнуть один раз

Этот, мэр, экскурсия, юбка, экзамен, машина, экскаватор, экран, сэр, эльф, электричество.

 

Дети следят за экраном, и глазами находят буквы.

Дети услышав звук “э” подпрыгивают.

Познавательные УДД – общеучебные: классифицировать звуки по месту нахождению в слове, определять наличие данного звука в слове
7. Закрепление изученного

А) - Прочитайте слова, которые начинаются на букву Э.

- Сколько их? (17)

- Прочитайте слова с буквой Э в середине слова, после гласной буквы.

- Сколько их? (3)

- Каких слов больше? (которые начинаются с буквы Э)

- Какое слово осталось? (мэр)

- Где расположена буква Э? (в середине, после согласной)

- Сколько таких слов? (1)

- В русском языке очень, очень мало слов, в которых буква Э в середине после согласной.

Б) Игра “Лесенка”- подберите слова. Слайд 14

В) Разделите данные слова на группы.

- возьмите конверты, достаньте слова и разделите их на группы Слайд 15

- проверка по клику.

 

 

- Слов, начинающихся на букву Э- 17.

 

 

- Которые начинаются с буквы Э

 

МЭР

После согласной

 

 

 

Можно использовать слова из учебника

Работа по парам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

* Дополнительные задания.

А) разгадывание загадок. Слайд 16

- найдите отгадки, в которых есть звук “э”.

Б) составление схем. Слайд 17

- составьте схему того слова, где есть звук “э”

- Какой буквой он будет обозначаться?

- У вас наверное дома есть словари, посмотрите каких слов больше на букву “Э” или букву “Е”.

   
8. Работа по учебнику слайд 18

А) работа над текстом

- прочитайте автора текста

- Из какой книги этот текст?

- прочитайте ключевые слова; куст, бежал, ветер, шар, семена

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Знаете ли вы, что это за куст?

- Значит, нам надо будет разгадать тайну кустов.

Б) чтение текста учителем.

-Убедил ли вас автор, что бывают бегающие кусты?

- Не догадались ли вы, о каких кустах идет речь.

- Давайте прочитаем отгадку.

- Так о каком растение идет речь?

- Почему его так назвали?

- Как интересно рассказал писатель об удивительном мире растения, сохранив тайну до конца его названия!

- Какого вы ожидали конца этой отгадки: реального или сказочного?

- Какие открытия для себя вы сделали, прочитав текст?

  Сформированность Предметных умений:

воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

8. Итог урока

- Какие открытия .....

- Кто все понял, хорошо работал на уроке, правильно составил схему слова, без ошибок, аккуратно выполнил работу в тетрадях – погладьте себя по голове, похвалите себя, а кто допустил ошибки – тоже похвалите себя, но только со словами – я обязательно постараюсь и выполню всю работу правильно.

Слайд “Спасибо за урок”

  Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

Познавательные УУД – рефлексия, осознание качества и уровня усвоения

Личностные УУД - самоопределения