Цель: познакомить учащихся с гласным звуком [э] и буквой Э.
Задачи:
- способствовать формированию умение выделять звук [э] в речи, умение слышать и слушать, навыков орфоэпического, слогового, сознательного, выразительного чтения;
- создать условия для восприятия на слух и понимание художественного произведения, развития речи, внимания, фонематического слуха, расширения кругозора;
- содействовать формированию и воспитанию коммуникативных качеств, любознательности, интереса к чтению.
Планируемый результат:
- должны усвоить, что звук [э], обозначаю буквой Э ,э.
- место буквы э в словах
- должны научиться давать общее название каждой группе слов, объяснять значение новым словам, пользоваться
- справочной литературой, читать слова и текст с изученной буквой, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
Оборудование учителя: учебник “Букварь”, презентация к уроку
Карточка с буквой “Э,э”, цветные магниты, карточка с человечек- схема, слова “буква, звук, место в слове, ударная, безударная, гласная, в начале слова, после гласного, мэр, энергия”, конвертики с заданием для учащихся.
Оборудование учащихся: учебник “Букварь”, цветные карандаши, конвертики с заданием
Обучающие и развивающие этапы урока | Деятельность учащихся | УУД | |
1. | Орг. момент. Долгожданный дан звонок, Начинается урок! - Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики. - Умницы! - Молодцы! |
Приветствие учителя, самоорганизация
Садятся девочки. Садятся мальчики. |
Подготовка класса к работе Личностные УУД: самоопределение (мотивация), организация своего рабочего места Коммуникативные УУД- выступать перед аудиторией, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; |
2. | Актуализация знаний (создание
проблемной ситуации, формулировка учебной
проблемы) 1. побуждающий диалог - постановка проблемы На доске неоформленная схема-человечек
- Кто пришел к нам на урок? - Что у него в руках? - Почему! Знак? Почему ? знак? - Что же мы сегодня будем “открывать”? - Вот это нам предстоит сегодня открыть? |
1. диалог с учителем
- Урок “открытия” новых знаний, так как схема не раскрашена, нет на ней буквы - Новый звук и новую букву. |
Коммуникативные УУД: планирование
учебного сотрудничества с учителем и
одноклассниками. Метапредметными универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделение звука, поиск и выделение необходимой информации, знаково- символическое |
2. проведение звуковой разминки - Какой звук повторяется в словах: экран, эскимо, эхо, этаж? - А вы уже с этим звуком знакомы? - Давайте произнесем его. - Какой звук “э”? - Каким цветом мы его будем обозначать на схеме слов? - Придумайте слова, чтобы начинались со звука “э”? - Какой буквой обозначается звук “э”? карточка с буквой - На что похожа буква Э? слайд 2,3 - 1 клик 3. пальчиковая гимнастика - правая рука открыла рот и съела левую. |
- В этих словах повторяется звук “э”
Красным цветом. - эстафета, экскаватор, эскимо, экран и т.д. - буквой Э Дети перечисляют Дети выполняют |
||
4. подведение к формулировки темы - Какие задачи нашего урока? Чему вы должны научиться? - У нас сегодня необычная буква, нужно узнать ее место в словах. (на доске карточки: буква, звук, место буквы в словах) |
4. формулирование темы - Узнать всё про новый звук, новую букву. - Научиться читать слоги и слова с буквой э. |
||
5. Игра “Открой секрет” -Ребята, давайте поищем, не спряталась ил наша буква в классе? - Кто нашёл, покажите ее. На доске карточка, - У кого такая же, как у.... – встаньте и т.д. |
5. Дети в классе ищут букву Э (она прописная, печатная, большая и маленькая приклеена везде по классу на карточках “секрет”, под партами, стульями, на стенах и т.д.) | ||
5. | 1. Поиск решения проблемы- открытие
нового знания секретики 1.- А вы знаете ребята, что буква Э молодая по происхождению. До современного алфавита было очень много других алфавитов. Вот посмотрите на них. В старом алфавите есть такая буква? Есть ли здесь буква Э? Слайд 4,5,6,7 в каждом по 1 клику |
||
2. организация работы по чтению и
анализу слогов и слов. Слайд 8 пустой А)- Откройте учебники с 146 - Какая буква лишняя? Почему? (с,е,ё,э) Б)- Прочитайте следующую строчку (эл,эм, эг, эн, эр, эй, эх, эт, эс) - Что общего? - Разделите на группы. Слова- эл, эм, эн,эр, эй, эс, эх Слоги- эг, эк, эт |
С - согласная, ё - есть две точки, э - написана в другую сторону
Слова- эл, эм, эн,эр, эй, эс, эх Слоги- эг, эк, эт |
Предметные УУД - называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия “звук” и “буква”; делить слово на слоги, ставить ударение; |
|
В) чтение 1 столбика, работа над
лексическим значением слов. - Найдите 1 столбик. Прочитайте. Эму, эра, эй! Эхо - значение каких слов вы не знаете? - Как вы думаете, какое слово обозначает название животного? (эму) слайд 9 - Какое слово, обозначает промежуток времени? (эра) - Какое слово, обозначает возглас, которым подзывают, окликают человека? (Эй) - Какое слово, обозначает отражение звука от предметов. (эхо) - Какое слово лишнее? Почему? Слайд 10 - Составьте схему слова эй слайд 10 1 клик - слово 2 клик - схема - Проверьте. На доске - Что общего в словах? (карточка ударный звук) |
Эму, эра, эй! Эхо Эму Эра Эй Эхо Эй- 2 звука, в конце восклицательный знак
Первая буква и звук Э, ударение падает на первый слог |
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной – схематической форме (на уровне предложения или слов); слушать и понимать речь других |
|
Г) чтение 2 столбика, работа над
лексическим значением. (поэт, поэма, поэзия) - С каким поэтами вы познакомились на прошлом уроке? (Федор Тютчев и Афанасий Фет) - Кто это? - Как одним словом назвать их произведения? - У меня в руках поэма (например Пушкин “Евгений Онегин”) - Что такое поэмы? - Составьте схему этого слова? Слайд 10 - Проверьте 1 клик-слово 2 клик- схема - Чем похожи слова в этом столбике? - Где находится буква Э? (после гласной Карточка “после гласной”) - Поставьте ударение в этих столбиках и сделайте вывод. Карточка ударная |
Федор Тютчев и Афанасий Фет
Поэт Поэзия
Это большое стихотворение
Поэ - после гласной буквы - Буква Э - ударная |
||
Д) чтение 3 столбика, лексическое
значение слов (эгоист, энергия, экран, этаж) - Значение каких слов, вы не знаете? - Как называют человека, который любит только себя? (эгоист) - Энергия – это свойство материи- мере ее движения, а также способность производить работу (солнечная, электрическая) - экран- устройство, на которое проецируют изображение - этаж – часть здания - составьте схему к слову энергия. СЛАЙД 10 1 клик-слово 2 клик- схема - Сколько звуков “э” слышится? - Какими буквами они обозначены? (э,е) - Где они расположены? - самостоятельная работа слова “экран”. СЛАЙ 10, 1 клик-слово 2 клик- схема самопроверка - Где расположена буква Э? - поставьте ударение? - Так изучаемая буква ударная или безударная? Карточка безударный |
2 звука Е, э Э- первая, е- в середине
В этих словах буква безударная |
||
Е) 4 столбик, чтение, лексическое
значение слов - Значение каких слов, вы не знаете? Этика- учение о морали, о нормах поведения человека Этикет- правила поведения принятые в обществе Этикетка- это наклейка - Что лишнее? Почему? |
Этикетка |
||
Ж) 5 столбик. - прочитайте слова. - Соотнесите слова и рисунки. - Составьте предложение со этими словами. |
Эскимо, эскимос, эскалатор, экскаватор Эскимос ест эскимо. |
||
З) 6 столбик. - Прочитайте слова. - Значение каких слов вы не знаете? Экология – наука о защите окружающей среды. Эколог – профессия человека, ученый., занимающийся проблемами защиты окружающей среды. Мэр- глава городской власти. (ВГ.Шайхразиев) - Найдите лишнее слово? (мэр) - Почему? - Что можно сказать про слова эколог, экология - Где стоит буква Э? - В слове “мэр”, буква э после гласной или согласной буквы написано? - Таких слов в русском языке мало (мэр, сэр, пэр) |
Экология, эколог, мэр
Лишнее слово мэр. - Значение другое, и буква э после согласной - это однокоренные слова, -эколог-, близкие по значению |
||
6 | Физминутка На слайде есть и такая Встаньте, внимательно смотри на экран и глазами ищите, где же появится буква. 2. Где спрятался звук? - Встаньте. Вам нужно будет найдите положение звука [э] в словах. Если вы услышите звук в начале слова – подпрыгнуть один раз Этот, мэр, экскурсия, юбка, экзамен, машина, экскаватор, экран, сэр, эльф, электричество. |
Дети следят за экраном, и глазами находят буквы. Дети услышав звук “э” подпрыгивают. |
Познавательные УДД – общеучебные: классифицировать звуки по месту нахождению в слове, определять наличие данного звука в слове |
7. | Закрепление изученного А) - Прочитайте слова, которые начинаются на букву Э. - Сколько их? (17) - Прочитайте слова с буквой Э в середине слова, после гласной буквы. - Сколько их? (3) - Каких слов больше? (которые начинаются с буквы Э) - Какое слово осталось? (мэр) - Где расположена буква Э? (в середине, после согласной) - Сколько таких слов? (1) - В русском языке очень, очень мало слов, в которых буква Э в середине после согласной. Б) Игра “Лесенка”- подберите слова. Слайд 14 В) Разделите данные слова на группы. - возьмите конверты, достаньте слова и разделите их на группы Слайд 15 - проверка по клику. |
- Слов, начинающихся на букву Э- 17.
- Которые начинаются с буквы Э
МЭР После согласной
Можно использовать слова из учебника Работа по парам. |
Коммуникативные УУД- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
* | Дополнительные задания. А) разгадывание загадок. Слайд 16 - найдите отгадки, в которых есть звук “э”. Б) составление схем. Слайд 17 - составьте схему того слова, где есть звук “э” - Какой буквой он будет обозначаться? - У вас наверное дома есть словари, посмотрите каких слов больше на букву “Э” или букву “Е”. |
||
8. | Работа по учебнику слайд 18 А) работа над текстом - прочитайте автора текста - Из какой книги этот текст? - прочитайте ключевые слова; куст, бежал, ветер, шар, семена - Рассмотрите иллюстрацию. - Знаете ли вы, что это за куст? - Значит, нам надо будет разгадать тайну кустов. Б) чтение текста учителем. -Убедил ли вас автор, что бывают бегающие кусты? - Не догадались ли вы, о каких кустах идет речь. - Давайте прочитаем отгадку. - Так о каком растение идет речь? - Почему его так назвали? - Как интересно рассказал писатель об удивительном мире растения, сохранив тайну до конца его названия! - Какого вы ожидали конца этой отгадки: реального или сказочного? - Какие открытия для себя вы сделали, прочитав текст? |
Сформированность Предметных умений: воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся; осмысленно, правильно читать целыми словами; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; |
|
8. | Итог урока - Какие открытия ..... - Кто все понял, хорошо работал на уроке, правильно составил схему слова, без ошибок, аккуратно выполнил работу в тетрадях – погладьте себя по голове, похвалите себя, а кто допустил ошибки – тоже похвалите себя, но только со словами – я обязательно постараюсь и выполню всю работу правильно. Слайд “Спасибо за урок” |
Коммуникативные УУД – умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли
Познавательные УУД – рефлексия, осознание качества и уровня усвоения Личностные УУД - самоопределения |