Программа по развитию навыков мелкой моторики рук у детей с ЗПР

Разделы: Коррекционная педагогика


Данная программа составлена для детей дошкольного возраста с ЗПР.

В программе подобраны упражнения по развитию мелкой моторики рук у детей с ЗПР по различным темам. Определенная тема берется на неделю. Я, воспитатель, считаю, что работа по развитию мелкой моторики рук у детей с ЗПР – одна из основных направлений моей работы.

В программе упражнения только по мелкой моторике, но работа параллельно ведется и по развитию общей моторики: речь с движением (стихотворные тексты, подвижные игры с проговариванием, игры драматизации с показом движений).

Упражнения включаются в различные виды деятельности: занятия (конспекты прилагаются), во время прогулки: увидели птичку: “Дети, давайте из пальчиков птичку сделаем. Похожа? Да, конечно! Птичка улетела, а наша в наших руках”.При рассматривании деревьев, наблюдений за транспортом, насекомыми и т.д.

Прежде чем показать детям какую – либо фигуру из пальчиков, я сама учусь её делать, а это не так просто. У детей с первого раза не всегда получается, поэтому одна и та же фигурка повторяется в течение недели много раз во всех видах деятельности, пока дети автоматически быстро не смогут её выполнить.

Сказки пальчиков ещё сложнее. Там меняется несколько персонажей, фигурки движутся.

Помимо фигурок из пальцев и сказок пальчиков я включила в программу упражнения по выкладыванию из семечек, спичек, палочек, шнуры.

Детям очень интересно выкладывать и получать результат.

Последним пунктом к каждой теме взяты упражнения по развитию графических навыков, потому, что вся система упражнений по развитию навыков мелкой моторики преследует две главные цели: создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности, развитие речи и подготовку к письму.

Упражнения по мелкой моторики подбирались из разных источников: различных пособий, журналов “Дошкольная педагогика”, “Дошкольное воспитание”, многие придумала самостоятельно.

Предлагаю ознакомиться с одним из комплексом упражнений для развития ручной ловкости и занятиями по различным темам.

№1

И.П. – стоя или сидя, руки вытянуты перед грудью, пальцы разведены. Сильно сжать пальцы в кулаки, задержаться в этом положении на 2-3 секунды, затем разжать, расслабить кисти и встряхнуть ими 4 – 6 раз.

№2

И.П. – стоя или сидя, руки вытянуты перед грудью, пальцы правой руки сжать в кулак. Разжать пальцы правой руки и одновременно сжать в кулак пальцы левой руки, вернуться в И.П. (20 раз).

№3

И.П. – стоя или сидя, ладони вместе, пальцы переплетены. Попеременно сгибать и разгибать пальцы (повторить 20 – 30 раз).

№4

И.П. – сидя, руки с разведенными пальцами лежат на ровной горизонтальной поверхности. В течении 30 – 60 секунд поочередно постукивать по опоре пальцами то одной, то другой руки, то обеих рук сразу.

№5

И.П. – стоя или сидя, руки согнуты перед собой. Касаться большим пальцем поочередно указательного, среднего, безымянного, мизинца. Темп выполнения и сила надавливания постепенно возрастают (15 – 20 раз).

№6

И.П. – стоя или сидя, ладони вместе, пальцы переплетены. Сгибать и разгибать кисти в лучезапястных суставах (10 – 20 раз).

№7

И.П. – стоя или сидя, руки вытянуты перед грудью, пальцы разведены. Развернуть ладони наружу, вернуться в И.П.

№8

И.П. – стоя или сидя, руки согнуты в локтях, в стороны, расслабленные кисти свободно опущены. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти (15 – 20 раз).

№9

И.П. – стоя или сидя, руки согнуты в локтях, перед грудью ладонями кверху. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти.

Тема: Осень

  1. Развитие ловкости рук. Упражнения 1 – 3.
  2. Дидактическая игра “Волшебный клубок” (внутри клубочка при разматывании дети обнаруживают желудь, шишку, каштан).
  3. Сказка пальчиков “Осень” (все слова дети повторяют за воспитателей шепотом):
  4. Воспитатель Дети
    Меж еловых мягких лап, Поглаживают подушечками пальцев колени.
    Дождик кап, кап, кап. Стучат пальцами по коленям.
    Где сучок давно засох, Поднимают руки вверх, опускают вниз.
    Серый мох, мох, мох.
    Где листок к листку прилип, Пальцы то прижимают друг к другу, то расставляют как можно шире.
    Вырос гриб, гриб, гриб.
    Кто нашел его, друзья? Указательным пальцем правой руки поочередно касаются пальцев левой руки.
    Это я, я, я.
  5. Знакомство с тетрадью: обложка, листы, страницы. Отгадывание загадки: Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита.
  6. Знакомство с рабочей строкой (состоит из ряда клеток, расположенных слева направо, верхняя и нижняя границы, раскрасить строчку синим карандашом). Дети ставят точки на рабочей строке: в центре клеток, на середине боковой стороны клетки, на пересечении линий.
  7. Задание: нарисовать мяч: в левом (правом) нижнем (верхнем) углу и раскрасить его.

Тема: Грибы

  1. Развитие ловкости рук. Упражнение 1 – 3.
  2. Выкладывание фигурок грибов из арбузных семечек.
  3. Сказки пальчиков.

- “Осень” см. тему “Осень”

- “Пальчик”:

Воспитатель Дети
Этот пальчик в лес пошел, Поднимают и показывают мизинец.
Этот пальчик гриб нашел, Поднимают и показывают безымянный палец
Этот пальчик чистить стал, Поднимают и показывают средний палец
Этот пальчик жарить стал, Поднимают и показывают указательный палец
Этот пальчик все поел, от того и растолстел. Поднимают и показывают большой палец

- “В лесу”:

Под деревом гриб, да не один (кистью руки изобразить ножку гриба, ладонью другой шляпку, руки менять, показывая несколько грибов).

Это – улитка. Она ползет к грибам. Испугалась птицы. Спрятала рожки (мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем, указательный и средний поднять, передвигать руку по столу, накрывать ее другой ладонью).

К дереву прискакал серенький козлик (выпрямить вниз и поставить на стол средний с безымянным и большим: выпрямить вперед указательный и мизинец; показать скачки, бодание).

Из-за дерева выскочил волк: У – У! Р – Р – Р! (согнуть пальцы обеих рук)

Волк АМ! И остались от козлика рожки да ножки (одной рукой вновь изобразить козлика, другой пасть волка: большой палец расположить под остальными, резко отставить большой палец вниз и обхватить первую руку поверх тыльной стороны ладони).

Погода была ясная. Солнце светило ярко (растопырить пальцы рук изображая лучи).

Графические навыки:

- знакомство с разными видами штриховки

- упражнение “Соедини по точкам и заштрихуй” (гриб)

Тема: Транспорт

  1. Развитие ловкости рук. Упражнение 4 – 6.
  2. Фигурки из палочек: “Машина”, “Автобус”.
  3. Сказка пальчиков “Поездка”

Гараж, машина (ладони поставить домиком, кисть руки или сложенные кисти продвигать вперед по поверхности стола).

Из гаража (ладони поставить на ребро навстречу друг другу, согнуть пальцы под прямым углом до соприкосновения).

Машина стоит перед воротами (кисть или сложенные кисти рук крепче прижать к столу).

Ворота открываются (закрытые ворота изобразить вновь, медленно выпрямить пальцы).

Машина едет (кисть или сложенные кисти рук продвигаются вперед).

Машина едет к реке (волнообразными движениями имитировать течение реки).

Это мост (локти на ширине плеч поставить на стол, пальцы согнуть под прямым углом до соприкосновения).

По нему едет машина (снова изобразить движение машины).

Под мостом проплывает корабль (ладонь на ребро и соединить пальцы обеих рук под острым углом как нос корабля и плавно продвигаться вперед).

Машина съехала с моста (изобразить движение машины).

Ехали, ехали и домой приехали (ладонями показать домик).

Развитие графических навыков.

  • Написание длинных палочек и составление из них узора, раскрашивание узора.
  • Игра “Дождик” (моросит, ливень – редкие и частые линии)