Мир звезд

Разделы: Биология


Цели:

  • развитие мышления как процесса познания объектов и явлений.
  • способствовать обучению школьников, определить черты сходства и различия в объектах и явлениях .
  • создать условия для развития у учащихся аналитического мышления.
  • воспитать позитивное отношение к себе и одноклассникам через возможность самореализации на уроке.

Оборудование:

  • Учебник.
  • Рабочая тетрадь к учебнику А.А.Плешакова, Н.И. Сонина
  • Компьютерная презентация.

Ход урока

I. Повторение материала прошлого урока (Слайд №2)

Презентация.

  1. Ребята вспомните что называется созвездием (фигура из звезд, сейчас определенный участок звездного неба)
  2. Какое значение имеют названия созвездий (все названия созвездий заимствованы из Др. Греции и связаны с персонажами мифов)
  3. Сколько созвездий на небе (88 созвездий, на территории России – 54)
  4. С помощью каких созвездий можно определить направление на север. (Слайд № 3)
  5. Объясните причину того, что частички космической пыли вспыхивают в атмосфере Земли, являя жителям планеты иллюзию падающих звезд.
  6. Для чего необходимо изучать состав метеоритов?

II. Определение темы урока

Могут быть использованы загадки

***

За крайним двором
Рассыпанный горох
Ни лопатой не сгрести
Ни метлой не смести

***

У нас под окошком
Полно репы лукошко

***

По верх деревьев
Свечи теплятся
Ответ: Звезды

Записываем Тему “ Мир звезд” ( Слайд № 4)

 III. Вызов информации

1.Начертите таблицу состоящая из трех колонок. Учащимся предлагается за 2 минуты написать все, что они знают о звездах в графе “знаю” и что хотели бы узнать в графе “ хочу знать”

Знаю Хочу знать Узнал
     

2. Наверное объем информации которую вы записали в первые две колонки неодинакова. Обменяйтесь со своим соседом записанной информацией.

IV. Изучение нового материала

Определение звезда (открыли рабочую тетрадь к учебнику стр. 14)

Звезда – огромные пылающие шары ,которые находятся далеко от Земли

Поэтому на ночном небе звезды нам кажутся мерцающими точками

Человек невооруженным взглядом может увидеть (Слайд №6 )

Ученым известно миллиард и миллиарды звезд.

Звезды бывают: сверх гиганты, гиганты ,карлики (Слайд №7 )

(Записать в рабочую тетрадь к учебнику )

Звезды различаются по температуре: горячие, солнечные, холодные

(слайд № 8 )

Самая близкая к нам звезда – Солнце

- температура (слайд № 9 )

- размеры (слайд № 10 ) Магнитами на доске показать в сравнение

Солнце испускает огромное количество тепла и света.

На Землю попадает лишь незначительная часть остальное рассеивается в космосе. Но этого достаточно чтобы запустить на Земле сложные процессы.

Показ слайдов природных пейзажей (слайд № 12,13,14,15)

- скорость солнечного потока (слайд № 16)

- природные явления (слайд №17,18)

- солнечный луч можно разложить на спектр (слайд №19 ,20 )

- фотосинтез (слайд № 21)

V. Рефлексия

Проводится закрепление полученных знаний, активная перестройка представлений с включением новых понятий; создание нового смысла (присвоение знаний), “который соотносится со мной”, формирование долговременного знания. Учащиеся читают и коротко отмечают в графе “Узнал”, что нового они узнали о звездах, отмечая в первой графе, что было неверно в представлениях ребят, делая пометку, например, значком “-”.

1. Учащимся предлагается вернуться к графе“Хочу узнать” и посмотреть, на все ли вопросы были даны ответы. Если нет, учитель предлагает учащимся, знающим ответ на вопрос, дать его. Если вопросы сложные, может помочь учитель либо вопрос переносится на следующее занятие.

Дома учащиеся пытаются найти ответ в дополнительной литературе или сети Интернет.

2. Допишите термины.

3. Небесные тела, представляющие собой огромные пылающие шары, — это_____. Ближайшая к нам звезда _____ . Солнце относится к маленьким звездам, которые называют .Звезды по цвету бывают разные — _____, _____, _____, _____. Солнце — это звезда.

Мне известны такие созвездия:_____, _____, _____, _____ . А все небо разделено на созвездий.

Вывод: Без солнечного света и тепла невозможно было бы существование на Земле живых существ. А главное связующее звено между Землей и космосом это растения.

(слайд № 22)

VI. Домашнее задание

Выбрать одно из предложенных заданий.

  1. Пользуясь текстом учебника, выполнить задания на с. 51.
  2. Составить рассказ, начиная его так: “По звездам и созвездиям можно ориентироваться на местности. Я расскажу, как это сделать по Полярной звезде и созвездию Большая Медведица...”
  3. Подготовить отрывки из литературных произведений, пословицы, поговорки, репродукции картин с описанием (изображением) объектов Вселенной.