Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обучающие – познакомить детей с буквами “Ш”, “ш” и звуком (ш); давать характеристику звуку; учить находить место звука в словах; формировать навыки сознательного, правильного, слогового чтения;
  • Развивающие – развивать связную речь, фонематический слух, логическое мышление, внимание, память, сообразительность; расширять кругозор детей.
  • Воспитательные – воспитывать навыки самостоятельности, инициативности, ответственности, умение работать в коллективе.

Тип урока: открытие новых знаний

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая

Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, презентация Power Point, MacBook (Кликер 5)

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Организационный момент Настрой на работу.

Посмотрите-ка на нас!
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться!
Не стучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться!

– Прозвенел звонок. Начинается урок. Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем – с согласного твердого. А теперь – с согласного мягкого.

– Молодцы! Никто не остался без места.

Подготовка к уроку, проверка рабочего места. Регулятивные: умение организовать свое рабочее место.

Личностные: формирование мотивации и интереса к учению.

Коммуникативные:

Соблюдение простейших норм речевого этикета.

2. Постановка учебной задачи Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации.

– Сегодня у нас урок изучения новой буквы, но чтобы познакомиться с ней, отгадаем сначала загадку:

В садочке есть плод, он сладок, как мед,
Румян, как калач, и круглый, как мяч,
Лишь под самой ножкой вздулся он немножко. (ГРУША)

  Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу, определять план и цель выполнения задания.

Познавательные:

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала, проводить звуковой анализ, соотносить звуковые схемы со словом, извлекать информацию из схем и представлять ее в виде схемы, определять тему урока.

Коммуникатвные:

Умение отвечать на вопросы учителя.

– Проведем звуковой анализ и составим из фишек модель слова. Обозначим звуки буквами. Соотносят звуковую форму слов с буквенной, заменяют фишки в моделях слов буквами.
– Какой звук остался без буквы, дайте характеристику звуку. Дети произносят звук, определяют (звонк.-глух, тв-мягк), определяют, что звук [ш], не имеет мягкой пары.
– Какой буквой обозначим этот звук?

– Назовите тему нашего урока и чему мы будем учиться.

– Знакомство с буквой Ш.

– Будем учиться писать заглавную и строчную букву Ш, ш, находить звук [ш] в словах, читать слоги, слова и предложения.

3. Работа по теме урока: – Вы дали характеристику звуку [ш], а я сейчас открою вам секрет: этот звук шипящий, и сможете сейчас в этом убедиться. Выполним упражнение “Насос”:    
а) фонетическая разминка – накачаем насосом колесо (ш-ш-ш)

– колесо проткнули гвоздиком и из него выходит воздух (щщщщщ..)

Вывод: звук [ш] – согласный, всегда твердый, глухой, шипящий.

   
б) чтение слогов и слов – Чтение чистоговорок:

Ша-ша-ша – мама моет малыша;

Шу-шу-шу – я письмо пишу;

Аш-аш-аш – у Наташи карандаш.

  Коммуникативные.
– Мы читали слоги, а что можно составить из слогов?

– Работа в группах: достаньте из конвертов разноцветные карточки и составьте из слогов слова (Приложение 1). Проверка на доске.

Дети вспоминают правила работы в группах;

– представляют проделанную работу, доказывают своё мнение, исправляют ошибки, дают оценку работы своей и других групп.

Коммуникативные
  Физминутка    
в) письмо заглавной и строчной букв Ш,ш в прописях – Рассмотрите букву и скажите, на что она похожа? Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.

Регулятивные: умение выстраивать последовательность необходимых элементов при написании букв, сопоставлять свою работу с представленным образцом, вносить необходимые коррективы.
(Конструирование буквы из счетных палочек)

– Прежде, чем мы будем учиться писать букву Ш, ш, давайте разомнем и подготовим наши пальчики.

Конструируют букву Ш из счетных палочек.
(Пальчиковая гимнастика)

– Рассмотрите образец написания заглавной (строчной) буквы. Опишите направление движения руки при написании. Обведите элементы букв, пропишите букву самостоятельно.

Выполнение пальчиковой гимнастики.

Повторяют правила посадки за партой при письме; выделение элементов буквы, прописывании.

  Физминутка (Зарядка для глаз)  
4. Первичное закрепление Работа с текстом (в парах на MacBook в программе Кликер.5):   Личностные: умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции, умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Коммуникативные:

умение работать в парах, оформлять сои мыслив устной форме и в соответствии с поставленными задачами.

– составьте текст из предложений, прочитайте; – дети составляют текст из предложений, читают его;
– найдите и прочитайте слова с буквой ш, состоящие из 2, 3 слогов; – называют слова из 2 слогов: Даши, кошка;

из 3 слогов: Пушинка, катушки;

– найдите предложение, в котором рассказывается, что любила делать Пушинка; – читая текст, дети называют предложение: “Пушинка катала по комнате бабушкины катушки”;
– помогите учителю и придумайте вопросы по тексту для одноклассников. – составляют вопросы к тексту.
5. Рефлексия. Итог урока – Расскажите, с какой буквой познакомились и с каким звуком работали.

Что узнали об этом звуке?

С каким настроением вы работали, что у вас получилось на уроке?

– Вот уроку и конец, а кто работал – МОЛОДЕЦ!

– с буквой Ш, ш и звуком

[ш];

-звук [ш] согласный, твердый, глухой, шипящий.