Математические посиделки

Разделы: Внеклассная работа


Цель мероприятия:

  • развивать интуицию и догадку;
  • развивать устойчивый интерес к математике;
  • развить умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
  • воспитывать культуру математического мышления.

Участники: учащиеся 5-7 классов.

Оборудование: проектор, презентация, компьютер, экран.

Ход мероприятия

(Слайд 1)

На сцене девочки в русских народных костюмах сидят полукругом, рукодельничают.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Начинаем нашу необычную встречу. Ян Амос Каменский сказал: “Считай несчастным тот день или тот час, в котором, ты не усвоил ничего, ничего не прибавил к своему образованию”. (слайд 2) И я надеюсь, что сегодняшняя наша встреча, и день не будет для вас несчастным и потерянным, т.к. каждый из вас унесёт с собой, что-то новое, неизвестное, интересное, познавательное.

Сегодня мы с вами поговорим о математике, о математиках, порешаем интересные шуточные задачи Я хочу, чтобы сегодня всем было весело и интересно. Мы начинаем “Математические посиделки”! Именно так! На Руси во время посиделок рассказывали сказки, были-небылицы, пели песни, плясали, загадывали загадки. Все это будет и у нас.

Настя: Что-то ребята не идут.

Ирина:: А мне кажется, что без ребят лучше. Можно посекретничать.

Даша: Секреты — всему свету! Вы хоть секреты хранить умеете?

Полина: Конечно. Я же никому не рассказала, что ты не знаешь таблицу умножения!

Даша: Кто - я? А ты в каждом слове делаешь ошибки, когда пишешь диктант!

Полина: А я вот как тебя сейчас стукну!

Даша: Ох-ох-ох! Испугала! Я ведь и ответить могу.

(Входят ребята.)

Денис: Девчата, наша помощь не нужна?

Максим:: Думаю, что не очень приятно смотреть, как дерутся девочки. Давайте поговорим о другом.

Раз случилось на уроке
Странное событие.
Мы забыли, как делить, —
Вот это открытие!
Пусть четырнадцать на два
Будет не восьмерка,
И поклясться можем мы,
Что даже не пятерка!

Денис:

Перебор и недобор —
Трудная работа.
Может, кто-то разделил?
Нам поможет кто-то?
Ученик, наверное,
Потерял терпение.
“Сколько нужно?” — говорит,
Испытав волнение.

Влад:

А учитель, обомлев,
Сел в изнеможении.
Ведь учил нас много лет
Таблице наделение!

Настя: Ой, девчата, ведь ребята правы. Гораздо интереснее слушать разные истории.

Ирина: А кто не любит метких басен? В них каждый стих разит сильней, чем меткий выстрел из винтовки. И безопасней.

Инсценировка басни “Мартышка и Медведь” (Мартышка, вертясь перед зеркалом, тормошит Медведя, который пытается что-то решить.)

Ведущий:

Раз в школе лесной был трудный урок.
Делили все здесь, умножали,
А двое тихонько за старой сосной
Беседой себя развлекали.

Мартышка:

Смотри, дорогой, разве я не умна!
И как благородны манеры!

Медведь:

По-моему, ты что-то слишком шумна
И говорлива без меры!

Мартышка:

Ох, Мишка, какой ты чудак!
Зачем тебе иксы и меры?
Мы жили без них, и неплохо. Ведь так?
А ты все: примеры, примеры...

Медведь:

Послушай, задачи хочу я решать
И стать гражданином примерным,
А ты все, кума, хочешь мне помешать,
Стоишь на пути моем верном.

Мартышка:

Ах, верном? Ты что говоришь?
Кому ты мозги забиваешь?
Ты сам на уроках частенько спишь
И часто уроки не знаешь!

Медведь:

Бывает, скрывать я не буду сейчас.
Да ты разболтала всем сразу,
Хотя на уроке любимом моем
Еще не уснул я ни разу!

Мартышка:

Ни разу? Кому говоришь?
Меня не обманешь ты, право!
Вчера поглядела: ты спишь.
Проспал ты примеров немало!

Медведь:

Ну что ты, кума?
Я думал, пригревшись на солнце!
Я думал: вот скоро зима —
Заделать бы надо оконце...

Мартышка:

Вот-вот, я тебе говорю,
Что ты ученик никудышный!
Пойдем по домам, я обед наварю,
И мед будет тоже нелишним. (Уходят.)

Ведущий:

Ушли болтуны, с уроков сбежав.
Учиться, ребята, всем нужно,
Делить, умножать и задачи решать!
Простим мы зверей этих дружно.
Пусть Мишка с Мартышкой
Займутся делами.
Их строго судить мы не будем.
А в школе учиться нужно ребятам,
О том мы теперь не забудем!

Настя: Я очень люблю басни. Кто знает, почему говорят: “Оказал медвежью услугу”?

Ирина: Давайте послушаем басню.

У Волка, Зайца и Медведя
Настали трудные деньки.
Крот перестал учиться в школе
И им готовить дневники!

Даша:

За всех ученый Крот трудился,
Решал задачи и примеры
И выручал он нерадивых,
Подсказывая им без меры.

Полина:

Крот заболел - у всех беда.
Уж очень строг учитель Дрозд.
На математике, пожалуй,
Получит кто-то лишний “хвост”.

Денис:

Медведь решил позаниматься:
Где - подучить, а где - схитрить,
Ну, в общем, в чем-то постараться —
Дрозда решил перехитрить.

Максим:

Дрозд вызвал Зайца отвечать:
“Скажи, любезный, что ты знаешь
О треугольнике и круге?”
Зайчишка, чтобы не молчать,
Поддержку ищет в сильном друге.

Настя:

Медведь, стараясь угодить
Трусливому Зайчишке,
Повел себя перед Дроздом
Проказливым мальчишкой.
Он стал кривляться и шептать
Старательно и нудно,
А заяц — на доске писать,
Хотя и было трудно!

Ирина:

Медведю, видно, как всегда
Не все учить хотелось.
Да и подсказки у него
На языке вертелись!
Так и сейчас, сказав не то,
Помог он плохо другу
И оказал ему опять
Медвежью услугу! 

Даша: Ой, что-то загрустилось! Давайте частушки споем. (Все выстраиваются на сцене.) Девочки (вместе):

Мы, подружки-хохотушки,
Вам частушки пропоем.
Небылицы вам расскажем,
А потом плясать пойдем!

Мальчики (вместе):

Мы ученых попросили,
Чтоб пошли навстречу нам,
Чтоб придумали машину
Упрощения программ.

Рома:

В математике задачи
Словно в жизни неудачи
И скажу я вам, ребята,
Как решать их непонятно.

Ирина:

Математика наука
Всех наук – нам говорят,
А ведь в жизни нам науки
Никогда не повредят.

Максим:

Математик Пифагор
Суперджинсы изобрел.
Говорят его штаны
Во все стороны равны.
Их не пробуй надевать
Ноги некуда девать.

Настя:

Аня с Леночкой решали
Трудные задачи.
Можно сделать сразу вывод –
Не видать удачи.

Влад:

Мы с решебника списали,
Думали все правильно.
На МАТЕМАТИКУ пришли -
“Двойки” нам поставили.

Кристина:

Мы контрольную писали,
Очень сильно все устали.
А вот Саша не устал,
Взял контрольную - списал.

Денис:

На компьютере играли,
Мы на информатике.
Только “двойки” получили
Мы на математике.

Даша:

Счетовод Игнатьев Коля
Видно “тронулся” умом,
Под подушку калькулятор
Начал прятать перед сном.

 Рома:

Если с математикой проблемы
Позвоните сразу Саше.
Он вам математику решит,
И попутно рассмешит.

Ирина:

У меня в задачнике
Трудные задачки.
Я всегда смогу решить
С помощью Лениной подсказки.

Максим:

Я хороший ученик
Всю таблицу знаю.
Пятью пять двадцать пять,
Дальше забываю.

Настя:

Мне казалася всегда,
Математика сложна.
Только “тройку” получила,
Весь учебник изучила.

Полина:

Математику люблю,
С калькулятором дружу.
На контрольной я сижу
Калькулятор достаю.

Денис:

Синус, косинус, квадрат
Как сегодня Коля рад.
Ведь задачку он решил
И “пятерку” получил.

Все вместе:

Математика наука –
Очень сложная, друзья.
Вот поэтому, ребята,
Шпоры делать здесь нельзя.

Все (вместе):

Мы частушки вам пропели.
Извините, что не так!
Все ж таблицу умноженья
Мы не выучим никак!

Ведущий: Эти частушки сочинила ученица 6 класса Харитонова Полина.

Ведущий: А теперь викторина. (слайды 3 -5)

Ирина: Петух, стоя на одной ноге, весит 2 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (2кг)

Даша: Рыбак поймал одну рыбу, затратив один час времени. Сколько времени он потратит на то, чтобы поймать пять рыб? (На этот вопрос нельзя ответить)

Полина: У четырехугольника четыре угла. Если отрезать один угол, сколько углов у него получится? (Пять углов, пятиугольник)

Рома: Тройка лошадей пробежала тридцать километров. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (По тридцать километров)

Максим: Как слово “кофточка” поместить в четырех клетках?

(Ответ: [к] [о] [ф] [.])

Влад: Решите пример: (2 — 2) * 2.

Настя: Решите лучше мой пример, в нем числа красивые: (5+ 5): 5.

Ведущий: С заданиями почти все справились, а если кто-то не успевал ответить, то это, наверное, от скромности.

Ирина: Ребята, давайте разгадывать загадки (слайд 6-7). Если вдруг вы не угадаете, я покажу картинку, и вы легко догадаетесь.

  • Два конца, два кольца — посередине гвоздик. (Ножницы)
  • Имеет тысячу иголок. Он любит молоко и фрукты. Зимой зверек впадает в спячку, Но запасает он продукты. (Еж)
  • Два длинных уха, Короткий хвост. Труслив, конечно, Но непрост. (Заяц)
  • Два брата через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза)
  • Один льет, другой пьет, третий растет. (Дождь, земля, растение)

Даша: Ребята, вы заметили, что в каждой загадке есть числа? Давайте вспомним пословицы или поговорки, в которых есть числа (слайд 8-9)

  • Один в поле не воин.
  • Один с сошкой, а семеро с ложкой. (Дети продолжают.)

Ведущий: Ребята, можно ли считать математику скучной наукой? \(Ответы детей.) Верно, без математики мы просто не сможем жить (слайд 10)

Числа целые и дробные
Изучает математика.
Потруднее биологии,
Но полегче, чем грамматика.
И хитрить нам с ней бессмысленно,
И ругать ее беспочвенно.
Королева-математика
Помогает в жизни очень нам!

 А теперь для мальчишек и девчонок “блиц вопросы” (слайды 11-17)

  1. Сколько хвостов у 8 коров? (8)
  2. Сколько рогов у 4 коров? (8)
  3. Сколько ушей у 5 мышей? (10)
  4. Сколько ног у 5 коров? (20)
  5. Сколько хвостов у 40 ослов? (40)
  6. Сколько будет 22 да 22? (44)
  7. На заборе 8 птиц. 2 вороны, воробей и 1 шмель улетели. Сколько птиц осталось? (5)
  8. Веревку разрезали на 3 части. Сколько раз разрезали? (2)
  9. На градуснике за окном 10 градусов мороза. А какую температуру показывают два градусника? (10 градусов)
  10. У этой зверушки 2 левые ноги, 2 правые ноги, 2 задние ноги да 2 передние. Сколько всего ног у зверушки? (4)
  11. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (2)

Ведущий: А хотите послушать анекдот? (анекдотная пауза) (слайд 18)

Максим: (слайды 19 -20)

Ребята! Мне хочется показать и рассказать об удивительной поверхности лист Мёбиуса. Свое название лист Мёбиуса получил по имени немецкого геометра и астронома Августа Фердинанда Мёбиуса(1790-1868), который впервые получил эту поверхность и изучил ее свойства. Существует легенда, по которой внимание Мёбиуса привлекла перекрученная лента, которую неправильно соединила его служанка, что и подтолкнуло его к изучению свойств полученной поверхности.

Эксперимент: Смотрите, я беру бумажную ленту, разделенную по ширине пополам пунктирной линией. Я перекручиваю ленту один раз и концы склеиваю. Получился знаменитый удивительный лист Мёбиуса. А теперь я разрежу ножницами склеенную ленту посередине, вдоль пунктирной линии. Как вы думаете, что у меня получится? Конечно, если бы я не перекрутила ленту перед склейкой, все было бы просто: из одного широкого кольца получилось бы два. А что сейчас? Получилось не два кольца, а одно, вдвое уже, но зато вдвое длиннее.

Денис: (слайд 21)

Игра со зрителями: (шутка)

Я докажу, что в течение целого года вам почти некогда учиться в школе. В году 365 дней. Из них 52 воскресенья и, по крайне мере, 10 других дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, ещё 182 дня отпадает. Остаётся 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому ещё 15 дней отпадает. Остаётся всего-навсего 5 дней. Многому ли тут можно выучиться?

Настя: (слайды 22 - 27)

Теперь давайте узнаем, как мы знаем великих математиков.

  1. Кто автор учебника математики, по которому вы занимались в 5-6 классах? (Н.Я.Виленкин)
  2. Ученый, который впервые воскликнул: “Эврика!” (Архимед)
  3. Чьи строки: “Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит” (М.В.Ломаносов)
  4. Кто изучил математику по печатным изданиям, наклеенным вместо обоев? (С.В.Ковалевская)
  5. По мнению какого математика всё на земле состоит из воды? (Фалес)

Молодцы!

Даша и Влад: Теперь рубрика “Отгадай ребусы” ( слайды 28 - 36)

Денис: А знаете ли вы... ( слайды 37 - 40)

- что миллион по сравнению с миллиардом – карлик. Если начать считать в10 лет по 6 часов в сутки от одного до миллиарда о считать закончите 100 – летним стариком.

- если 1миллиард книг поставить на одну полку, то полка будет 100 км и1,5 часа надо ехать на электричке от первой книги до последней.

- 1 миллиард минут – это 1 столетий, 1 миллиард секунд- 32года.

Ирина: Крылатые выражения. Я начинаю, а вы продолжите. Согласны? (слайды 41-43)

  • .......бед – один ответ.
  • ........ одного не ждут.
  • ...... в поле не воин.
  • ....... раз отмерь. .... раз отрежь.
  • У ....нянек дитя без глаза.
  • Бог любит ......
  • ..... с сошкой, ...с ложкой.
  • ...... по лавкам.
  • Чёртова ......
  • За ..... вёрст киселя хлебать.
  • ....... вода на киселе.
  • Хорош нос, на .... Рос, а одному достался.
  • ..... пятниц на неделе.

Рома: Теперь пришло время отгадывать логогрифы (слайды 44 - 45)

1.

Арифметический я знак,
В задачнике найдёшь меня
Во многих строчках,
Лишь “О” ты вставишь,
Зная как и я - географическая точка.

2.

Я – цифра меньше 10,
Меня легко найти.
Но если букве “Я”
Прикажешь рядом встать:
Я – всё: отец, и ты, и дедушка и мать!

3.

Я – пространственное тело,
И не сложен я с натуры,
Если ж вставить “Л” умело,
Стану домом я культуры.

4.

Он – грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки,
А заменишь “У” на “О” –
Будет круглое число.

5.

Я высокая скала,
Если в слове буква “А”,
Если “А” на “Б” меняем,
То верблюда вспоминаем.

Наши математические посиделки подошли к своему завершению.

Денис:

Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.

Настя:

Без счета не будет на улице света,
Без счета не сможет подняться ракета.
Без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Максим:

Летит выше звезд арифметика наша.
Уходит в моря, строит здания, пашет,
Сажает деревья, турбины кует,
До самого неба рукой достает.

Ведущий: (слайд 46)

Считайте, ребята, точнее считайте.
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте.
Учебник научит вас точному счету.
Скорей за работу, скорей за работу!

(слайд 47)

Презентация

Приложение