Сегодня будущему специалисту недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – этому должно учить сегодня любое образовательное учреждение.
Введение в образовательный процесс ФГОС СПО поставило перед учреждениями профессионального образования ряд проблем по выполнению требований, среди которых можно выделить проблему выбора технологий и методов обучения, дающих возможность формировать у студентов общие и профессиональные компетенции.
В науке и практике образовательной деятельности предлагается большое разнообразие педагогических технологий, рекомендуемых для формирования компетенций у студентов. В своей работе мы взяли на вооружение метод проектов, который на наш взгляд позволяет решать проблему формирования компетенций у студентов как одно из требований образовательных стандартов.
Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.
В России метод проектов был известен еще в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С. Т. Шацкого в Москве работала Первая опытная станция по народному образованию. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов XX века. В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает второе рождение.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом (Е.С. Полат). Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения знаний и умений в процессе решения поставленной проблемы, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Суть этого метода – стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, решение которых предполагает владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний. Этот метод позволяет реально соединить теоретические знания с практическим опытом их применения.
Для студента проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, средство самореализации. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Для преподавателя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектной деятельности, а также совместный поиск информации, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
На основе анализа опыта использования метода проектов можно построить их типологию:
По предметно-содержательным областям:
- монопроекты (в рамках одной предметной области);
- межпредметные.
По характеру контактов:
- внутренние или региональные (в пределах одной страны);
- международные (участники являются представителями разных стран).
По количеству участников:
- индивидуальные;
- групповые
По продолжительности выполнения проекта:
- мини-проекты (часть учебного занятия);
- краткосрочные (несколько занятий);
- средней продолжительности (от недели до месяца);
- долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
По доминирующей в проекте деятельности учащихся:
Исследовательские проекты.Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначения задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижения гипотез решения означенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматургической форме, празднике и т.п.). Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, репортажа, дизайна и рубрик газет, альбома, спортивной игры, экспедиции и пр.
Ролевые, игровые проекты. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, которые имитируют социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат этих проектов либо намечается в начале их выполнения, либо вырисовывается лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные проекты). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органической частью. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:
Цель проекта — > предмет информационного поиска —> поэтапный поиск информации с обозначением промежуточных результатов —> аналитическая работа над собранными фактами —> выводы — >
Практико-ориентировочные (прикладные проекты). Результат четко обозначен в начале. Результат обязательно ориентирован па социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования, - по экологии, биологии, географии, исторического, литературоведческого и прочего характера, проект закона, справочный материал, словарь, аргументированное объяснение какого-либо физического, химического явления, проект зимнего сада школы и т.д.).
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта. Также важно, чтобы результаты работы групп были наглядны и доступны всем слушателям. Обращение к ним очень поможет при последующем планировании собственного проекта. Для подведения итогов дискуссии можно попросить слушателей выделить ключевые слова в проекте (работает вся группа).
При использовании проектной деятельности изменяется роль преподавателя. Педагог выступает, прежде всего, организатором познавательной деятельности студентов. Его задача - научить студентов учиться самостоятельно.
Меняется и роль студента, который вместо пассивного слушателя становится личностью, способной использовать все средства информации, которые ему доступны, проявить свою индивидуальность, свое видение, свои эмоции, свой вкус.
Рассмотрим этапы организации проектной деятельности студентов.
Первый этап работы над проектом – проблематизация. Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является постановка проблемы. Причем не всякая проблема заставляет человека действовать. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта приобретет личностную окраску. На этом этапе преподаватель помогает студенту: выявить проблему интересную для него, связанную с его дальнейшей трудовой деятельностью. Например, работая над проектами по созданию бизнес – планов предприятий, на этом этапе обсуждаем со студентами, чем они хотели бы заниматься после окончания учебного заведения, что их привлекает, где они хотели бы применить свои знания. Предстоит кропотливая индивидуальная работа со студентом. Из такой беседы появляются первые очертания будущей работы.
Этот этап является наиболее сложным для студентов. Трудность заключается в том, что в этот момент он практически не мотивирован еще к работе. Самый неэффективный способ – прямое принуждение, оно может перечеркнуть всю предстоящую работу, обесценить ее как инструмент педагогического воздействия и лишить смысла работу студента как творческую. Поэтому в самом начале работы над проектом необходимо проявить максимальный педагогический такт, рассказать что, прежде всего, получит сам студент, работая над проектом, где ему это может пригодиться в дальнейшем, мотивировать на успех.
Следующий этап – целеполагание. Когда проблеме проекта удалось придать личностно значимый характер, у студента возникает первичный мотив к деятельности. На этом этапе они высказывают большое количество идей, зачастую самых трудно реализуемых (например, открыть завод по изготовлению железобетонных изделий, магазин по продаже автомобилей, тротуарной плитки и т. д.). Увлекшись темой проекта, они часто не соизмеряют свои желания и свои возможности. Поэтому на этом этапе лучше внести ясность в цель работы и определиться с проектным продуктом, решить, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута. Для этого необходимо представить себе как можно больше способов достижения цели проекта и выбрать из них самый оптимальный.
Когда появилось четкое представление об исходной проблеме проекта и ясна ее цель, надо спланировать видыдеятельность, которые необходимо выполнить по реализации цели проекта. На этом этапе определяются задачи и способы выполнения проекта, оговариваются сроки работы и оцениваются имеющиеся ресурсы. Планирование деятельности всегда представляет определенную трудность для многих студентов, поэтому здесь может потребоваться значительная помощь преподавателя. Важно не начать планировать вместо студента, а лишь показать алгоритм планирования. На этом этапе можно воспользоваться представленной таблицей, которая поможет не только вовремя выполнить проект, но и грамотно его описать.
Вопрос | Ответ |
Почему выбрана эта тема проекта | Описание проблемы проекта, (например, актуальность бизнес - плана) |
Что надо сделать, чтобы решить данную проблему | Постановка цели проекта, (например, для удовлетворения каких потребностей будет разработан бизнес - план) |
Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта | Определить задачи разработки проекта, (например, что конкретно необходимо рассмотреть) |
Что необходимо разработать, чтобы цель была достигнута | Образ проектного продукта (ожидаемый результат), (например, разработка бизнес – плана) |
Какие шаги необходимо проделать от выявления проблемы проекта до реализации цели проекта | Перечисление основных этапов работы (описание проекта), (например, представление основных разделов бизнес – плана) |
Как будут решаться задачи проекта | Определение способовработы на каждом этапе, (например, изучение литературы) |
Когда будут выполняться задачи проекта | Определение сроков работы |
На следующем этапе будет проходить реализация намеченного плана. Осуществление планаработы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения. Обязательно в процессе работы возникнут какие-то трудности, которые могут привести к снижению интереса к проекту. Поэтому на этом этапе преподавателю необходимо проводить консультации, находить способы решения возникших трудностей, следить, чтобы студент не потерял мотив к работе. У многих студентов так же не всегда сформировано и “чувство времени”. Им часто кажется, что времени много, можно не торопиться и отложить работу “на потом”. Поэтому необходимо определять контрольные точки – точки проверки работы над проектом. Можно даже проводить оценивание каждого этапа работы. Это стимулирует студентов к равномерному выполнению проекта.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. Презентация – это витрина проекта. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного в ее ходе опыта.
Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7–10 минут на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая была проделана, представить проектный продукт. На этом этапе преподавателю очень важно научить студентов выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текст презентации будет написан в виде тезисов. Это позволит не читать все подряд с листа, а лишь сверяться с основными мыслями и ничего не упустить.
После презентации автору проекта, придется отвечать на вопросы публики. К этому надо быть готовым. Поэтому преподавателю необходимо с автором проекта проговорить возможные вопросы, выслушать и скорректировать его ответы.
Самое сложное это оценить представленный проект. Перед началом работы над проектом студенты должны быть ознакомлены с тем как их работа будет оценена. Четко сформулированные и хорошо разработанные критерии оценивания мотивируют студентов добиваться хорошо понятных целей обучения, давать самооценку своей учебной деятельности, корректировать ее. Главная цель, которую ставит перед собой преподаватель, разрабатывающий критерии оценивания, – показать студентам, как на каждом этапе работы они приближаются к запланированным результатам.
После окончания проектной деятельности обязательно нужна обратная связь. В качестве рефлексии обязательно необходимо составить письменный отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы реализации проекта, описываются эмоции и чувства. Данный отчет поможет преподавателю внести корректировки в дальнейшую организацию проектной деятельности студентов.
Можно предложить следующий шаблон письменного отчета:
Тема проекта - ________________________________________________________
Я выбрал эту тему, потому что - _________________________________________
Цель моего проекта - ___________________________________________________
Сбор информации (где и как искал информацию) - _________________________
В ходе работы столкнулся с такими проблемами - __________________________
Способы решения возникших проблем - __________________________________
Причины невыполнения сроков работы - _________________________________
Что получилось, а где остались вопросы - _________________________________
Если начать работу заново, то - __________________________________________
Работа над проектом дала мне - __________________________________________
Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе) - ___________________
Как данная работа может пригодиться в профессиональной деятельности - _____
Все студенческие проекты носят профессиональный характер, поэтому авторы проектов обязательно выступают перед студенческими группами с целью привлечения к исследовательской деятельности других студентов.
Применяя проектную деятельность в процессе подготовки специалистов, мы действительно формируем общие и профессиональные компетенции. Реализуя цели проектного обучения, создаются такие педагогические условия, при которых обучающиеся:
- самостоятельно ищут необходимую информацию из разных информационных источников – (ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития);
- используют приобретенные знания для решения поставленных задач, оценивают их правильность – (ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество);
- развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа) – (ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность);
- учатся презентовать свои проекты (ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности).
- учатся совместному труду (ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться сколлегами, руководством, потребителями.ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий).
С точки зрения компетентностного подхода применение проектной деятельности позволяет так же формировать у обучающихся и значимые для будущей профессиональной социализации и профессиональные компетенции, которые в большей степени будут показаны при выполнении выпускной квалификационной работы.
Включение обучающихся в проектную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
Список литературы
- Дубровина О. С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся. Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 124-126.
- Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2007.
- Лазарев Т. Проектный метод: ошибки в использовании // Первое сентября. 2011. N 1. С. 9-10.
- Митрофанова Г.Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении // Молодой ученый. 2011. N 5. Т.2. С. 148-151.
- Покушалова Л.В. Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза // Молодой ученый. 2011. N 4. Т.2. С. 115-117.
- Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: лекции. М.: Изд-во Моск. пед. ун-та, 2009. С. 132