В школе по программе предмета технология в 5 классе запланировано изучение тонколистового металла. Традиционными объектами труда являются коробочки и подставки, при этом они знакомятся с такими инструментами, как слесарная линейка, чертилка, угольник, слесарные ножницы. Изучение раздела предполагает знакомство с операциями разметки, резки, правки и гибки тонколистового металла. В связи с тем, что школьникам предлагается выполнить традиционные объекты труда, у них не хватает простора для фантазии и творчества. В тоже время, если посмотреть межпредметные связи, то на уроках истории у 5-7 классов предполагается знакомство с различными стилями искусства. Интеграцию школьных предметов можно использовать для усиления эстетической направленности учебной деятельности. Для этого я выбрала два стиля искусства: готика (12-16 века, Германия, Франция, Англия, Италия) и модерн (19-20 века, Россия, Германия, Австрия, Англия, Франция). Для готики характерны стрельчатые, вытянутые формы, а для модерна – простые кривые округлые линии растительного орнамента. И готика, и модерн нашли своё отражение не только в архитектуре, но и в мебели. Используя свойства тонколистового металла гнуться и подвергаться обработке резанием, формы готики и модерна могут быть сымитированы из металлических полос консервных банок.
Используя свойства тонколистового метала и межпредметные связи, возникла мысль в качестве объектов труда в системе дополнительного образования предложить школьникам создать декоративные изделия в стилях готики и/или модерна, а именно элементы мебели. Благодаря фантазии и творчеству учащихся можно создать эксклюзивные образцы. Это будет не просто абстрактное возвращение в историю искусства, но и связь с современностью, ведь сейчас очень часто в современном интерьере широко используется мебель, изготовленная в каком-либо стиле искусства. Такую мебель используют для оформления интерьера не только современных коттеджей и усадеб, но и обычных квартир.
Пришлось самостоятельно разработать некоторые объекты труда, к которым предъявляются следующие требования:
- При изготовлении объектов школьники должны получить необходимые умения в области обработки тонколистового металла: должны быть использованы операции разметки, резки, правки и гибки. Т.е. школьники должны закрепить свои знания по технологии обработки тонколистового металла.
- Объекты труда должны быть посильны для изготовления школьниками.
- Доступность материала (минимальная стоимость).
- Изготовление объекта должно укладываться в отведённое на изучение раздела время.
- Очень важно, чтобы объекты труда носили элементы творческой деятельности школьников.
- Объекты труда должны быть интересны школьникам.
Поиск объектов труда, отвечающим заданным требованиям, ничего не выявил, поэтому я решила разработать собственный объект труда для изготовления его школьниками. В качестве такого объекта я выбрала модели стульчиков и столиков в стилях готики и модерн, а материал для их изготовления – консервная жесть (консервные банки). При изготовлении таких изделий у школьников будет развиваться моторика рук, усидчивость, воображение.
План занятий:
- Знакомство и изучение стилей искусства.
- Наглядные демонстрации использования стилей в изготовлении мебели при помощи презентаций, плакатов, книг, посещения музеев.
- Упражнения на знания особенностей стилей.
- Знакомство с инструментами и оборудованием.
- Представление образцов готовых изделий.
- Использование разработанных рисунков и пошаговых пособий для изготовления изделий.
- Выполнение упражнений на изготовление отдельных элементов мебели.
- Изготовление элементов мебели.
- Отделка элементов мебели.
- Выставка работ учащихся.