Развитие интереса школьников к мировому искусству при изучении технологии обработки тонколистового металла

Разделы: Технология


В школе по программе предмета технология в 5 классе запланировано изучение тонколистового металла. Традиционными объектами труда являются коробочки и подставки, при этом они знакомятся с такими инструментами, как слесарная линейка, чертилка, угольник, слесарные ножницы. Изучение раздела предполагает знакомство с операциями разметки, резки, правки и гибки тонколистового металла. В связи с тем, что школьникам предлагается выполнить традиционные объекты труда, у них не хватает простора для фантазии и творчества. В тоже время, если посмотреть межпредметные связи, то на уроках истории у 5-7 классов предполагается знакомство с различными стилями искусства. Интеграцию школьных предметов можно использовать для усиления эстетической направленности учебной деятельности. Для этого я выбрала два стиля искусства: готика (12-16 века, Германия, Франция, Англия, Италия) и модерн (19-20 века, Россия, Германия, Австрия, Англия, Франция). Для готики характерны стрельчатые, вытянутые формы, а для модерна – простые кривые округлые линии растительного орнамента. И готика, и модерн нашли своё отражение не только в архитектуре, но и в мебели. Используя свойства тонколистового металла гнуться и подвергаться обработке резанием, формы готики и модерна могут быть сымитированы из металлических полос консервных банок.

Используя свойства тонколистового метала и межпредметные связи, возникла мысль в качестве объектов труда в системе дополнительного образования предложить школьникам создать декоративные изделия в стилях готики и/или модерна, а именно элементы мебели. Благодаря фантазии и творчеству учащихся можно создать эксклюзивные образцы. Это будет не просто абстрактное возвращение в историю искусства, но и связь с современностью, ведь сейчас очень часто в современном интерьере широко используется мебель, изготовленная в каком-либо стиле искусства. Такую мебель используют для оформления интерьера не только современных коттеджей и усадеб, но и обычных квартир.

Пришлось самостоятельно разработать некоторые объекты труда, к которым предъявляются следующие требования:

  1. При изготовлении объектов школьники должны получить необходимые умения в области обработки тонколистового металла: должны быть использованы операции разметки, резки, правки и гибки. Т.е. школьники должны закрепить свои знания по технологии обработки тонколистового металла.
  2. Объекты труда должны быть посильны для изготовления школьниками.
  3. Доступность материала (минимальная стоимость).
  4. Изготовление объекта должно укладываться в отведённое на изучение раздела время.
  5. Очень важно, чтобы объекты труда носили элементы творческой деятельности школьников.
  6. Объекты труда должны быть интересны школьникам.

Поиск объектов труда, отвечающим заданным требованиям, ничего не выявил, поэтому я решила разработать собственный объект труда для изготовления его школьниками. В качестве такого объекта я выбрала модели стульчиков и столиков в стилях готики и модерн, а материал для их изготовления – консервная жесть (консервные банки). При изготовлении таких изделий у школьников будет развиваться моторика рук, усидчивость, воображение.

План занятий:

  1. Знакомство и изучение стилей искусства.
  2. Наглядные демонстрации использования стилей в изготовлении мебели при помощи презентаций, плакатов, книг, посещения музеев.
  3. Упражнения на знания особенностей стилей.
  4. Знакомство с инструментами и оборудованием.
  5. Представление образцов готовых изделий.
  6. Использование разработанных рисунков и пошаговых пособий для изготовления изделий.
  7. Выполнение упражнений на изготовление отдельных элементов мебели.
  8. Изготовление элементов мебели.
  9. Отделка элементов мебели.
  10. Выставка работ учащихся.