Урок технологии "Изготовление игольницы-шляпки". 5-й класс

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока:

  • Образовательная – формирование специальных умений и навыков в изготовлении игольницы; учить самостоятельной работе с инструкционными картами и оценке своего результата; совершенствовать навыки аккуратной и точной работы; закрепить выполнение ручных швов.
  • Развивающая – развитие познавательных интересов, умений сравнивать, делать выводы; развивать творческое мышление, моторные навыки, самостоятельность.
  • Воспитательная – воспитание трудовой дисциплины, культуры труда, аккуратности, художественного вкуса; воспитание самокритичности и адекватности оценки, потребность в творческом труде; воспитание бережливости, заинтересованности в конечном результате.

Методы обучения: словесный (устное изложение нового материала, беседа, объяснение), наглядный (образцы игольниц, презентация, технологическая карта), практический (упражнения, показ трудовых приемов), эвристический (продумывание последовательности работы и конечного результата).

Оборудование и материалы: компьютер с проектором, презентация 1, презентация 2, экран, ножницы, иглы для ручных работ, швейные нитки, распарыватель, рабочая тетрадь, ручка, линейка, простой карандаш, лекала (круги: D=10см, D=16см, D=18см), плотный картон, стаканчик из-под йогурта, хлопчатобумажные ткани, инструкционная карта (приложение), тесьма, ленты, кружево.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: история, ОБЖ, русский язык, математика.

Время: 2 часа по 45 мин.

Словарь: игольница, лоскут, шов «вперед иголку», потайной шов, тесьма, кружево, фурнитура, лекало, тулья.

Терминология: прометать, приметать, пришить.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка присутствующих на уроке, проверка готовности к уроку.

II. Теоретическая часть

1. Актуализация знаний.

Прошу отгадать загадку, доскажи словечко:

В ней хранятся мелочи –
Те, что очень колкие;
У одних – на гвоздике,
У меня – на полке же.
Мастерят умелые
Школьники и школьницы
К маминому празднику
Мягкие… (игольницы)

(Презентация 1, слайд 2)

2. История игольниц, виды игольниц.

Одной из самых незаменимых вещей-мелочей для шитья и рукоделия является игольница.

  • А что представляет из себя игольница, как вы думаете?

(Игольница – это футляр или подушечка для хранения иголок и булавок, используемая в швейном деле, чтобы не было их потери) (слайд 3).

Рассказ учителя.

Игольница – самая первая вещь, которая приобретается или шьется портным. Ведь как же без нее? Это самый нужный аксессуар среди принадлежностей для шитья: все нужные иголочки и булавочки не теряются во время бурной кипящей работы над очередным шедевром (слайд 4).

История появления этой полезной вещички уходит в древние века, их изготавливали из ткани и бумаги, которые в то время привозились из-за границы и были очень-очень дорогими. Такую роскошь могли себе позволить лишь очень богатые люди (слайд 5).

Позже стали изготавливать игольницы из разнообразных тканей и разной основы – дерева и слоновой кости (слайд 6).

А когда люди научились плавить металл, то основу для игольниц делали из олова, серебра, золота, которые тоже могли позволить себе лишь состоятельные люди (слайд 7).

А бедные изготавливали игольницы из подручных материалов.

Хранить иглу-кормилицу, которая помогала шить одежду от мала до велика – особое дело (слайд 8).

Многие народы твердили, что к этому маленькому чуду нужно относиться бережно, поэтому и ее хранение должно быть на высоком уровне. Она – символ женского начала. Многие народы при рождении девочки втыкали иглу в подобие игольницы и относили в священное место. Мало того, если умирала женщина, то вместе с ней хоронили и иглу.

Одним из основных занятий женщин Древней Руси являлось рукоделие. А шитье и вышивание были самыми важными из этих занятий. У каждой девки был сундук или шкатулка, заполненная всяческими мелочами для шитья. Одной из самых незаменимых вещей-мелочей для рукоделия являлась игольница (слайд 9)

И сейчас каждая хозяйка в доме обязательно имеет эту удивительную вещицу, которую выбирают или шьют для себя по душе. А если игла ваша кормилица – ее «дом» должен быть удобным и комфортным (слайд 10).

Конечно, можно использовать для хранения иголок купленную подушечку, но гораздо интереснее и приятнее сделать этот аксессуар собственными руками.

Во-первых, игольницу можно использовать по назначению, хранить в ней иголки. Во-вторых, игольница ручной работы настолько красива, что может служить и украшением интерьера.

Игольницы могут быть простой формы: (слайд 11)

  • Квадрат (слайд 12)
  • Круг (слайд 13)
  • Сердечко (слайд 14)

Или сложной формы: (слайд 15)

  • Игольница-сумочка (слайд 16)
  • Игольница – фигурка животного (слайд 17)
  • Игольница-цветок (слайд 18)
  • Игольница-кактус (слайд 19)
  • Игольница- шкатулка (слайд 20)
  • Игольница- игрушка (слайд 21)
  • Игольница на руку (слайд 22)
  • Вкусная игольница (слайд 23)
  • Игольница-корзиночка (слайд 24)
  • Игольница-туфелька (слайд 25)

Многим нравятся симпатичные вышитые игольницы-кривулечки, которые украшаются разными видами: вышивкой, бисером, пайетками (слайд 26).

Старая, но любимая чашка может продолжить свое существование в виде игольницы, украшенной по вкусу лентами, кружевом, тесьмой, фурнитурой (слайд 27).

3. Постановка учебной проблемы

Сегодня на уроке мы изготовим игольницу, но какой она будет формы, отгадайте загадку:

Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомца встречу –
Соскочу, привечу. (Шляпа)

(слайд 28)

  • Что означает слово «шляпа»?
    (Шляпа – это головной убор)
  • Какую функцию выполняет этот головной убор? (слайд 29)
    (Шляпа защищает от холода, и она является важной деталью женского костюма на все случаи жизни).

О функциональных особенностях шляп рассказывается в стихотворении Галины Бакулиной «Примерка шляп» (слайд 30).

Вика шляпы примеряет.
Толк и цену каждой знает (слайд 31)
Для тепла вот эта шляпа
В холод носит ее папа (слайд 32)
Эта важная из меха –
Для достижения успеха (слайд 33)
А это вот не важная,
Легкая бумажная.
Во время ремонта можно надеть,
Надо ее в каждом доме иметь (слайд 34).
Вот – нарядная мамина шляпка (слайд 35)
А это смешная дедулина шапка (слайд 36)
Шляпа такая от солнышка спрячет,
Для лета она, потому всех и ярче (слайд 37).
Это бабулина, очень симпатичная (слайд 38).
А вот и Викулина шляпка – девичья (слайд 39)

4. Проблемный вопрос:

  • Почему сегодня на уроке мы говорим об игольнице и шляпках?
  • Сформулируйте тему урока

Тема урока «Изготовление игольницы-шляпки» (слайд 40)

(Образцы игольниц-шляп – слайд 41)

  • Сформулируйте цель урока (Презентация 2, слайд 2)
  • Повторить и закрепить ручные швы.
  • Изготовить игольницу в форме шляпки и украсить ее.

III. Практическая работа

1. Инструменты и материалы при выполнении игольницы (слайд 3)

2. Правила техники безопасности при выполнении ручных работ (слайды 4,5)

  • Труд – дело важное.
    Порой небезопасное.
    Правила должны мы знать,
    Их четко нужно выполнять

  • Ты с иголкой не шути,
    И в руках не тереби,
    А, уж взяв ее за ушко,
    Уколи ее в подушку.

  • С ножницами не играй,
    Высоко не поднимай.
    И, держа за острый край,
    Подружке их передавай.
    Лишь окончена работа -
    Ножницам нужна забота:
    Не забудь ты их закрыть
    И на место положить.

3. Повторение приемов выполнения ручных швов (слайд 6)

4. Показ трудовых приемов изготовления игольницы-шляпки

Шаг 1

Подготовить плотный картон для полей шляпки, стаканчик из-под йогурта для верхней части шляпки, ткань, синтепон (слайд 8).

Шаг 2

Из картона и синтепона вырезать круги D=10см (слайд 9).

Шаг 3

Круг из синтепона наклеить на круг из картона (слайд 10).

Шаг 4

Из ткани вырезать два круга: D=18см и D=16см (слайд 11)

Шаг 5

Стаканчик из-под йогурта обрезать на высоту 3,5см. Бортики срезать, оставив 1мм для жесткости (слайд 12). (Примечание: стаканчики были приготовлены учителем заранее.)

Шаг 6

Прометать круги из ткани двойной нитью по краю, отступив от среза 5мм, мелкими стежками швом «вперед иголку» (слайд 13).

Шаг 7

Положить круг из картона синтепоном вверх на большой круг из ткани, затянуть шов и связать концы нитей. Равномерно распределить складки по кругу (слайд 14).

Шаг 8

Набить стаканчик синтепоном, поставить на середину меньшего круга бортиками вверх и туго собрать по шву, стягивая за концы ниток. Связать концы нитей. Равномерно расправить складки (слайд 15).

Шаг 9

Получились две детали для будущей шляпки-игольницы – поля и тулья (слайд 16).

Шаг 10

Соединить обе заготовки между собой потайными стежками (слайд 17).

Шаг 11

Место соединения закрыть отделкой, используя остатки кружев, тесьмы, лент
(слайд 18).

Шаг 12

Украсить игольницу как подскажет ваша фантазия, используя сочетание цветов в цветовом круге (слайды 19)

Цветовой круг, сочетания цветов (слайд 20)

5. Физкультминутка (слайд 21)

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два:
Думай, думай, голова!
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

6. Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование.

  • Проверка своевременного начала работы и организация рабочего места.
  • Проверка правильности размещения лекал на ткани и раскроя деталей.
  • Проверка соблюдения технологической последовательности выполняемой работы.
  • Проверка соблюдений правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.
  • Индивидуальная работа с учащимися, помощь в работе.

IV. Закрепление материала

(слайд 22)

  • Что нового узнали на уроке?
  • Чему научились на уроке?
  • Какие швы вы использовали при изготовлении игольницы-шляпки?
  • Почему шов называется потайным?
  • Как вы будете использовать свои игольницы-шляпки?

V. Итог урока

  • Сообщение о достижении цели урока.
  • Анализ выполненных работ.
  • Выставка ученических работ.
  • Разбор ошибок.
  • Рассмотрение потери рабочего времени.
  • Выставление оценок и их аргументирование.

VI. Рефлексия

(слайд 23)

Теперь вы должны оценить свою работу.

  • Кто считает, что работал в полную силу и у него все получилось, покажите первый смайлик
  • Кто хорошо работал, старался, но не все получалось, покажите второй смайлик.
  • Кому нужна была помощь, покажите третий смайлик.

VII. Работы учениц

(слайды 24-29)

VIII. Информационные ресурсы

(слайд 30)