Этнокультурный компонент как средство развития информационной культуры

Разделы: Информатика


На протяжении всего курса информатики и ИКТ мною используются задания с элементами этнокультурного компонента для воспитания у обучающихся патриотизма, формирования мировоззрения и любви к своей малой Родине.

При освоении графических редакторов (Paint, Photoshop) на первом этапе учащиеся разрабатывают национальный орнамент (русский, татарский и др. национальностей по выбору). Для создания орнамента нужна большая предварительная подготовка (изучение национальных орнаментов, создание эскизов). Материал для работы учащиеся находят в иллюстрированных книгах, журналах, Интернете, CD – дисках. Работая над темой “Абстракция” (в направлении “Дизайн”), обучающиеся также используют национальные мотивы.

На втором этапе работы с графическими редакторами учащиеся создают ассоциации или интерпретации по прочитанным литературным произведениям (русской, татарской, зарубежной литературы). В гуманитарных классах взаимосвязь таких предметов, как литература и информатика дает возможность более глубоко изучать каждый предмет, и, что самое главное, приучает учащихся творчески мыслить, развивает эмоциональную сферу. Компьютерная графика помогает глубже проникнуть в художественный мир литературного произведения, постигнуть его смысл, отпечатать зрительный образ, а значит, сохранить знание произведения на долгие годы.

Тесно сотрудничая с учителями математики, добиваемся от учащихся решения поставленных задач с использованием электронных таблиц и систем управления базами данных. Такого рода задачи позволяют рассмотреть этнокультурный компонент с математической точки зрения, за основу берутся примеры из старинных русских задачников (задачи на построение графиков и диаграмм, формирования запросов по заданным таблицам, математические исследования). Такой подход помогает развитию логического и образного мышления в их синтезе, формирует творческую личность, готовую к исследовательской работе.

При изучении темы “Программирование” проводятся занятия с использованием графических модулей. Учащиеся самостоятельно составляют программы, которые реализуют элементы народного творчества. Ребятам нравится, они дополняют задачи и стараются придумать уже свои, опираясь на те знания, которые почерпнули на уроках истории родного края.

На третьем этапе работы с графическими редакторами учащиеся создают графические разработки для создания творческих проектов (презентаций, сайтов, буклетов). К разработке тематики проектов привлекаются учителя других предметов, заинтересованные в применении и внедрении информационных технологий в своей дисциплине. Создание учащимися сайтов, презентаций, обучающих программ, электронных пособий, электронных энциклопедий по различным школьным предметам повышает их интерес к данному предмету, предоставляет возможность углубиться в выбранную тему, а также совершенствует их умения и навыки в информационных технологиях. Таким образом выполняется одна из важнейших задач обучения – развитие интеллектуальной сферы, развитие мышления (логического, критического, креативного), памяти, воображения, внимания, информационной культуры.

Инновационным в данной методике является изучение учебного материала с помощью творческих работ, которые позволяют реализовывать личностно-ориентированный подход.