Урок по теме "Имя существительное". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Характеристика деятельности учащихся:

  • формирование представлений о постоянных и непостоянных признаках имен существительных
  • побуждение к активному включению в различные виды деятельности

Технология: КСО

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке
  • формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД:

  • развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока
  • контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

Познавательные УУД:

  • развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение
  • формировать умение осознавать и формулировать проблему

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач
  • развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания

Цели урока

  • Обобщение и углубление знаний об именах существительных;
  • Развитие умений распознавать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, имена существительные мужского, женского и среднего рода, имена существительные единственного и множественного числа.
  • Содействовать развитию у учащихся кругозора, умение собирать, анализировать и систематизировать информацию, развивать навыки самостоятельного поиска
  • Воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно

Содержание

I Организационный момент.

Ребята, почему мы изучаем русский язык?

“Я изучаю русский язык, потому что это язык моей страны, язык, на котором говорят не только мои родители и друзья, но и все, кто живет в России.

Мне интересно узнать, как этот язык устроен, какие единицы в нем выделяются, как эти единицы взаимодействуют между собой.

Я бы хотел узнавать это, общаясь на уроке с одноклассниками, предлагая свои аргументы и принимая во внимание позицию своих друзей.

Я бы хотел научиться писать грамотно, без ошибок, потому что грамотность - это показатель моей культуры.

Мне бы хотелось научиться так выражать свои мысли в устной или письменной форме, чтобы мой собеседник однозначно понял меня, чтобы моя речь, устная или письменная, свидетельствовала о том, что я образованный, культурный человек.

И всего этого я хочу достичь в сотрудничестве с учителем и моими одноклассниками”.

Я уверена, что на уроках русского языка вы много узнаете и многого достигнете, если будете внимательными и организованными.

II Актуализация знаний.

Сегодня я предлагаю коллективный способ обучения.

Девизом нашего урока “Умеешь сам - научи другого!”

1. Фронтальная работа (опрос по предыдущим темам)

Сколько в русском языке частей речи?

Назовите

На какие две большие группы делятся все части речи?

Чем они отличаются

Какую роль играют служебные части речи?

2. Правила работы в группе

Индивидуальная работа, работа в паре, в группе

(карточки для коллективной работы)

№1 К-1

I. – Что такое имя существительное? (с.123)

– Расскажите о собственных и нарицательных существительных. (слайд)

II. Текст.

Чудесен русский лес зимой! Пушистый снег повис на ветвях деревьев. Вот бежит через дорогу белка. Постучал по стволу молоточком дятел.

III. Выпишите имена существительные, подчеркните нарицательные неодушевлённые существительные.

№2 К-2

I. – Расскажите о родах имён существительных. (с.135-137)

– Как определить род существительного? (136)

II. Текст.

Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Вот старый пенёк. В норке между корнями лежит ящерица. В куче хвороста заснул ёжик.

III. Выпишите имена существительные, определите род.

№3 К-3

I - Расскажите о числе имён существительных (с.140, с.147, с.150)

- Расскажите об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.(слайд)

II Текст.

Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосенке и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк.

III Выпишите имена существительные, подчеркните одушевлённые существительные и определите их число

III. Закрепление (практическая работа)

1. - В каждой группе слов найдите лишнее слово, выпишите, определите и запишите род каждого имени существительного.(в паре) (слайд)

  1. Чулки, носки, яблоки, сад.
  2. Чистота, сапоги, груши, рельсы.
  3. Медали, село, камни, острова.
  4. Школьники, скрипки, утро, столы.
  5. Папа, волны, ключи, перья.
  6. Ромашки, ягоды, встреча, огни.

Проверка: сад (м. р.), чистота (ж. р.), село (ср. р.), утро (ср. р.), папа (м. р.), встреча (ж. р ).

- Мы повторили еще одну категорию имени существительного - род.

Итак, имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Изменяются ли имена существительные по родам или имеют постоянный род?

- Скажите, а если бы я попросила вас определить род всех остальных имен существительных из этого задания, что бы вы сделали сначала? (Поставили бы их в единственное число.)

- Зачем? (Во множественном числе мы не можем определить род имени существительного.)

2. Взаимопроверка, оценка работ (группы меняются работами).

Определите род существительных. (слайд)

1 вариант 2 вариант 3 вариант
какао

тюль

пианино

тополь

какаду

кофе

кружево

рояль

сирень

трель

радио

метро

шимпанзе

пони

семья

3. Открытие нового знания.

1) Решение проблемной задачи.

На карточках написаны слова для каждой группы:

стол – столы

дом - дома

подарок - ...

кошка - ...

Александр Сергеевич Пушкин

Саратов

река Волга

 

стол – столы

дом - дома

корабль – ...

девочка - ...

Иван Андреевич Крылов

Курск

Река Ока

 

стол – столы

дом - дома

солдат - ...

собака - ..

Иван Алексеевич Бунин

Хабаровск

Река Амур

 

стол – столы

дом - дома

карандаш - ...

белка - ...

Агния Львовна Барто

Москва

Река Клязьма

- Прочитайте две пары слов левого столбика.

- Как изменяются в нём слова?

- К какой группе существительных относятся все слова левого столбика?

- Измените по числам остальные слова.

- Прочитайте слова правого столбика.

- Измените их по числам.

Получается?

- А к какой группе существительных относятся эти слова?

- Что ещё вы узнали об именах собственных?

- Какой вывод можно сделать? (имена собственные по числам не изменяются)

2) Закрепление (работа в парах)

одушевленные неодушевленные
гусеница гусеница
роза роза
мышка мышка
моряк книга
дельфин айсберг
медуза пароход
кит дым

Теперь разберем слово – гусеница, а потом - роза.

- От чего это зависит? (от лексического значения слова в предложении)

- Как называются такие слова? (многозначные)

IV. Первичное закрепление.

Вопросник:

  • Сколько в русском языке частей речи?
  • На какие две большие группы делятся все части речи?
  • Чем они отличаются?
  • Какие имена существительные пишутся с большой буквы? С маленькой?
  • Какого рода бывают имена существительные?
  • Как изменяются имена существительные?
  • Как узнать род имени существительного во множественном числе?
  • Какие имена существительные называют одушевлёнными, а какие - неодушевлёнными?
  • Могут ли имена собственные изменяться по числам?

V. Диагностический срез

Тест (уровень 1, 2)

VI. Контрольный срез

VII. Итог урока.

Сегодня мы хорошо поработали. Давайте назовём ключевые слова нашего сегодняшнего урока.

  • Имя существительное
  • Часть речи (самостоятельная)
  • Собственное и нарицательное
  • Одушевлённое и неодушевлённое
  • Кто? Что?
  • Мужской род, женский род, средний род
  • Единственное число и множественное число.

Д/з. по выбору (с.150 упр.5 и определить род)

VIII. Рефлексия

- Как работал каждый ученик? (самооценка)

- Как сработала группа? (оценка консультантов)

- Оцените урок.

Памятка (плакат)

Имя существительное - самостоятельная часть речи обозначает предмет, отвечает на вопросы: кто? что?

В предложении: __________, _ _ _ , _. _. _.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

ПОСТОЯННЫЕ НЕПОСТОЯННЫЕ
одушевленные

неодушевленные

нарицательные

собственные

род (м., ж., ср., общий)

склонение (1, 2, 3)

несклоняемые,

разносклоняемые)

число (ед., мн.)

падеж

И.п. кто? что?

Р. п . кого? чего?

Д.п. кому? чему?

В.п. кого? что?

Т.п. кем? чем?

П.п. о ком? о чем?

Тест

Уровень 1

Выберите верное утверждение:

1. Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопрос:

а) какой? какая? какое?

б) кто? что?

2. Имена собственные пишутся:

а) с большой буквы

б) с маленькой буквы

3. Имена существительные по числам:

а) изменяются

б) не изменяются

4. Имена существительные бывают:

а) только мужского и женского рода

б) мужского, женского и среднего рода

5. Какое из слов является именем существительным женского рода?

а) тёмный.

б) темнеть,

в) темнота,

г) шкаф.

6. Спишите. Подчеркните имена существительные.

Холо... ск...вал землю. Зимние ветры гуляли в м...кушках д...рев...ев. С берё... сыпался иней. Под н...гами хрустел сне.... Сн...гири прыгали по ш...шкам елей.

Тест

Уровень 2

Выберите верное утверждение:

1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает:

а) признак предмета.

б) действие предмета,

в) предмет

2. Собственные имена существительные:

а) название предметов домашнего обихода, название птиц, животных, месяцев и времён года,

б) имена людей,

в) географические названия.

3. Имена существительные бывают:

а) мужского рода

б) среднего рода

в) женского рода

4.

а) одушевленные имена существительные отвечают на вопрос ЧТО?, а неодушевленные – на вопрос КТО?

б) одушевленные имена существительные отвечают на вопрос КТО?, а неодушевленные – на вопрос ЧТО?

5. Найдите существительные мужского рода:

а) книга

б) ручьи

в) чувство

6. Спишите текст, укажите число имен существительных.

Ребята шли по л...сной тр...пинке. Пахло гр...бами и л...ствой. Стайка кр...кливых др...здов сл...тела с р...бины. В небе л...тел б...льшой к...сяк жур...влей.

Приложение.