Урок ИЗО: "В гостях у сказки" (иллюстрирование сказки С.Михалкова "Три поросенка" )

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Воспитать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживание настроениям героев сказки.
  • Обратить внимание детей на добрые поступки и злые.
  • Развивать эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства на сказочные мотивы, развивать творческую фантазию.
  • Формировать умение выполнять иллюстрации к сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты.

Оборудование:

  • листы белой бумаги, карандаш, резинка, кисти, баночка с водой, тряпочка и подставка для кистей, палитра, акварель;
  • иллюстрации к русским народным сказкам В.Васнецова, Ю.Васнецова, Е.Рачёва, К.Ротова.

Образцы героев - 3 поросят, домики, волк, солнце, ёлка, подсолнух.

План

I. Проверка организации рабочих мест.

II. Вводная часть.

Рассказ учителя о сказках.

  • Ребята скажите, пожалуйста, вы любители сказки?
  • А какие сказки вы знаете?
  • А кто пишет сказки? (Народ, писатели)

Наверное, все люди на свете: и взрослые, и дети любят сказки. Сказки, которые вы так любите, дошли к нам с незапамятных времён. Народ рассказывал их, передавал от отцов к детям, от дедов к внукам. Русские писатели пересказывали сказки стихами, как А.С.Пушкин, В.Жуковский, или прозой, как Л. Толстой, С.Михалков. Сказки многие начинаются со слов “Жили-были...”

III. Изложение нового материала.

Беседа по картине В.Васнецова “Алёнушка”.

Художественно-содержательный анализ иллюстрации.

Ребята, к каждой книге есть красочные рисунки. Эти рисунки рисуют художники-иллюстраторы. Для них мир сказки – это мир счастья, где нет ни жестокости, ни завести и где добро всегда торжествует над злом. Поэтому все герои – храбрый петух, робкий заяц, смешной козлёнок, неуклюжий и добродушный медведь, весёлый кот, даже лютый волк и плутоватая лиса – вызывают у нас улыбку и доброе отношение. Вслед за художником мы входим в сказочную сторону добра и красоты.

Вот посмотрите, ребята, внимательно, как художник Виктор Васнецов изобразил сказку “О сестрице Алёнушке и братце Иванушке”. Эта картина называется “Алёнушка”.

Все помнят эту сказку?

Алёнушка пришла к омуту, чтобы выплакать обиду, нанесённую злыми людьми, попечалиться о своей жизни. Гаснет заря. Сумерки спускаются. На камне одиноко сидит Алёнушка и смотрит в холодную воду омута. Во всей её фигуре, в печальном лице выражены горе и недетская печаль. На глазах слёзы. Крепко сжаты пальцы рук, обхвативших колени. Одета Алёнушка бедно: в старенький порванный сарафан, в выцветшую голубую кофту, ноги босые, а на дворе уж осень. Природа созвучна настроению Алёнушки. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воду. Тихая и грустная пара в природе тоже переживает печаль и тоску девочки. Над головой Алёнушки щебечут ласточки, как бы стараясь успокоить, рассеять её грусть. В народном творчестве ласточки – это символ дружелюбия к добрым людям. В картине преобладают неяркие, тёмно-зелёные и красновато-коричневые краски – всё это сочетается с душевным состоянием Алёнушки. Но мы видим в картине и светлую полоску гаснущей зари и яркую зелень осени, и розоватые цветы на сарафане Алёнушки, и нежно-блеклую голубизну её кофты.

В сказках по-разному складывается жизнь Алёнушки, но везде светлое и доброе побеждает тёмное и злое.

Художник тоже верил в будущую хорошую жизнь Алёнушки. Он желал ей счастья и радости, поэтому старался своей картиной вызвать сочувствие к судьбе девушки-красавицы.

Знакомство со словами: сюжет, композиция, иллюстрация.

Прежде чем нарисовать рисунок, художник несколько раз перечитывает сказку и подбирает сюжет, то есть подбирает наиболее понравившийся отрывок. (Хором повторяют сюжет).

Затем по сюжету составляют композицию. Композиция – это составленный рисунок, выполненный карандашом. Давайте все вместе повторим. Чтобы композиция была красивой, её раскрашивают красками. Получается иллюстрация. Давайте повторим: иллюстрация. Давайте ещё раз прочитаем эти слова, и вам нужно будет их запомнить.

Иллюстрирование сказки С.Михалкова “Три поросёнка”. Продумывание и выбор детьми сюжетов и их композиционных решений.

Вот сегодня, ребята, мы с вами станем художниками сказочниками и проиллюстрируем сказку. А какую, вы узнаете сами, отгадав загадку.

Носик круглый пятачком,
Им в земл6е удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросёнка)

Сегодня мы будем иллюстрировать сказку Сергея Михалкова “Три поросёнка”. Но для начала давайте вспомним эту замечательную и интересную сказку. Учитель начинает рассказывать сказку, а дети, выходя к доске, около рисунка продолжают свой рассказ.

А сейчас, ребята, давайте представим себя художниками. И нам дали задание оформить книгу со сказкой “Три поросёнка”

Ребята, вам нужно выбрать понравившийся рисунок из сказки и составить композицию. Мне, например, нравится сюжет о том, как Наф-Наф строит себе дом из камней.

Рисование сказки начинается с композиции и расположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом мы намечаем детали. Затем переходим к работе с красками. Сначала краской заливаются большие плоскости изображаемого – небо, поле, лес, затем дома и одежда героев. Далее части и детали композиции. При составлении композиции учитывайте линию горизонта – это линия слияния неба с землёй. Составлять композицию надо так, чтобы не осталось ни одного пустого места.

IV. Самостоятельная работа учащихся.

Рисование карандашом.

А сейчас каждый из вас выберет и обдумает свой сюжет из сказки. Обдумайте, кого вы изобразите, и изобразите это на альбомном листе.

Итак, не забывайте, что вы художники и не копируйте друг у друга. Давайте приступим к работе.

Начало работы красками.

V. Подведение итогов урока.

Анализ карандашных рисунков.

А сейчас, ребята, отложите свои рисунки в сторону, и скажите мне, с какими новыми словами мы с вами познакомились сегодня на уроке? (Сюжет, композиция, иллюстрация).

Что мы нарисовали к сказке? (Сюжет, композицию. Научились правильно размечать предметы, не оставляя пустого места