Цель:
Активизировать интерес учащихся к изучению
математики;
Ход праздника
I. Организационный момент.
II. Вступление учителя. Звучит песня.
(Слова и музыка В.Ф.Разенкова)
Есть на Волге-реке городок небольшой,
Пусть на карте почти не заметен.
Чистым сердцем своим и богат он душой,
И людьми он своими приметен.
Чистым сердцем своим и богат он душой,
И людьми он своими приметен!
Припев:
Здесь живут простые люди,
Здесь живут мои друзья,
Есть на Волге город Сызрань,
Это родина моя!
И куда бы ни уехал
Я домой всегда вернусь,
Милый сердцу город Сызрань
Моя маленькая Русь!
Милый сердцу город Сызрань
Моя маленькая Русь!
Здесь родился и жил, здесь любовь повстречал,
Ту, которую в мире всех краше
Здесь родительский дом, мой надежный причал,
Здесь, взрослея, живут дети наши.
Здесь родительский дом, мой надежный причал,
Здесь, взрослея, живут дети наши!
Припев: тот же.
Так живи много лет, город мой дорогой,
Лучше Сызрани города нету.
Я навеки с тобой, стал моей ты судьбой,
Я тебе благодарен за это.
Я навеки с тобой, стал моей ты судьбой,
Я тебе благодарен за это.
Припев:
Здесь живут простые люди,
Здесь живут мои друзья,
Есть на Волге город Сызрань,
Это родина моя!
И куда бы ни уехал
Я домой всегда вернусь,
Милый сердцу город Сызрань
Моя маленькая Русь!
Милый сердцу город Сызрань
Моя маленькая Русь!
- Ребята, наш урок не случайно начался с песни о нашем городе. Для Сызрани этот год (2013 г.) праздничный, юбилейный, ему исполняется 330 лет. Сегодня наш праздник необычный. Город Сызрань был основан как город – крепость для защиты от врагов. Сначала построили Кремль, т.е. сторожевую башню (учитель демонстрирует изображение Кремля). С этой башни воины наблюдали, не приближается ли неприятель к нашим границам, и, в случае опасности, предупреждали жителей. В настоящее время Кремль является символом города.
Украшением Кремля является герб города Сызрани (учитель демонстрирует герб). Чёрный бык на золотом фоне символизирует плодородие нашей земли (жёлтый цвет – цвет спелых пшеничных колосьев) и разведение животных для получения мяса и молока.
III. Основная часть.
Станция “Геометрическая”
- Давайте построим похожий “кремль” из геометрических фигур (учитель демонстрирует образец)
- Какие геометрические фигуры могут понадобиться для постройки “кремля” (анализ образца)
Коллективная работа по построению фигуры.
- Какие геометрические фигуры использовали? (прямоугольники, квадраты, треугольники)
- Что общего у этих геометрических фигур? Чем они отличаются? (ответы учащихся)
- День рождения города - День города - отмечается в сентябре. У Кремля и по всему городу проходят праздники.
- На каких праздничных мероприятиях в нашем городе вы бывали? (ответы учащихся)
Станция “Играй и считай”
- Да, много интересных событий проходит в праздничные дни, но в центре внимания жителей города – господин Помидор сызранской прописки и связанные с ним конкурсы, забавы, соревнования, представление достижений садоводов и огородников. Так проходит праздник “Сызранский помидор”. Считается, что в нашем городе вырастают самые вкусные томаты, и главный секрет получения хорошего урожая краснобоких красавцев – огромное трудолюбие наших земляков – сызранцев.
- У нас на уроке сегодня гостья с праздника – Помидорка, которая предлагает вам поучаствовать в конкурсах, где вы сможете показать свои знания, но для победы в конкурсах нужно хорошо потрудиться на уроке.
1 конкурс “ Назови число”
Работа организуется с использованием построенной из геометрических фигур модели “кремля”.
- Назовите номера фигур в порядке возрастания (убывания)
- Как можно назвать эти числа, что их объединяет? (эти числа однозначные)
2 конкурс “Молчанка” (повторение знания состава однозначных чисел)
- Увеличьте данные однозначные числа на один десяток (т.е. на 10 единиц)
- Как можно назвать полученные числа? (двузначные)
- Чем отличаются однозначные числа от двузначных?
3 конкурс “Волшебный мяч” (повторение знания состава двузначных чисел)
4 конкурс “Математическое лото”. (Детям раздаются карточки и проводится математический диктант в форме теста с использованием разноуровневых заданий. Дети закрашивают цветными карандашами ячейки с нужным ответом.).
Счётный материал.
Карточка № 1 (задание) | Карточка №2 (задание) |
Первое слагаемое – 5, второе слагаемое – 2, найдите сумму(7) | Увеличьте полученную сумму на 2 (9). |
Уменьшаемое 10, вычитаемое – 4, найдите разность(6) | Уменьшите разность на 3(3) |
Отметьте величину измерения массы(кг) | Обведите “лишнюю” величину. (кг) |
Найдите число, которое больше 4 на 5 | К полученному числу прибавьте 2 (11) |
К 3 прибавьте 7 (10) | Найдите число, которое меньше полученного числа на 8 (2) |
- Какой арифметический знак получился у тех ребят, кто работал по карточке №1? (знак “больше”); у тех, кто работал по карточке №2? (знак “меньше”).
- Для чего в математике используются эти знаки (понятия)? (для сравнения чисел, величин, решения задач)
- Составьте задачи с использованием понятий “больше”, “меньше”:
а) в условии задачи:
б) в вопросе задачи
(учащиеся устно составляют задачи)
Физминутка
К речке быстро мы спустились.
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так рукам нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
- Ребята, на берегу какой реки расположен город Сызрань? ( на берегу реки Волга)
- Верно. Река Волга – самая крупная река в нашей стране. Эту реку называют “матушкой”, “кормилицей”. Рядом с нашим городом в 19 в. был открыт Сызранский (Александровский ) мост – в то время крупнейший в Европе. Волга для нашего города – источник питьевой воды, сызранцы любят порыбачить на реке, отдохнуть на её живописных берегах.
Станция “Смекай, решай, доказывай”
Учащимся предлагается условие задачи: “На Волге у пристани стояло 9 катеров и 16 лодок”. (На доске – краткая запись условия)
- Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась действием вычитанием.
Учащиеся в ходе анализа задачи (под руководством учителя) формулируют вопрос: “На сколько больше катеров(меньше лодок) стоит у пристани?”
При решении задачи (16 – 9) создаётся проблемная ситуация.
- Кто смог произвести данное вычисление? Как вычисляли? Кто решил задачу другим способом?Далее производится анализ решения задачи разными способами( приём вычитания по частям; приём , основанный на знании состава чисел и связи между суммой и слагаемыми).
- На празднике “Сызранский помидор” жительницы нашего города соревнуются в кулинарном искусстве, представляют на конкурс блюда – салаты, консервированные овощи, томатный сок – приготовленные своими руками. Сколько фантазии, умения у сызранских хозяек!
(представляется выставка консервированных продуктов с использованием помидоров, подготовленная с помощью родителей учащихся)
- Посмотрите, ребята, какие мастерицы ваши мамы, им обязательно нужно поучаствовать в таком конкурсе!
Станция “Сюрприз для Помидорки”
- Попробуем сделать сюрприз для нашей гостьи, Помидорки, “приготовим” наши овощные блюда, но для этого нужно найти значения числовых выражений, объясняя способ решения.
На доске – изображение овощей (морковь, капуста, лук, свекла), каждому соответствует определённый пример(13 – 5, 18 – 9, 14 – 7, 11 – 4).
По мере решения, учащиеся складывают овощи в “корзину”. Далее дети предлагают блюда, которые можно приготовить с использованием данных овощей.
Физкультминутка.
Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки
Да петрушки корешок,
Да капусты кочешок.
Потеснись скорей, капуста,
От тебя в кастрюле густо
Раз! Два! Три!
Огонь зажжён,
Кочерыжка, выйди вон!
- На празднике “Сызранский помидор” жители представляют свои поделки из природного материала, изделия из дерева, глины, ткани, вязаные вещи – всего того, что может пригодиться человеку.
Станция “Умелые руки не для скуки”
- Помидорка приглашает на конкурс и предлагает показать ваше умение решать задачи.
(учащиеся выбирают поделки с выставки и составляют задачи по заданным числовым выражениям).
Станция “Математический салют”
Помидорка подготовила для вас загадку:
В тёмном небе, посмотри,
Распускаются цветы.
Красный, жёлтый, голубой
Не достать до них рукой!
(Салют)
Салют обычно завершает праздник, и в конце нашего урока Помидорка приглашает вас на математический салют. (На “звёздочках” с обратной стороны написано высказыывание. Учащиеся решают устно примеры, после чего соответствующая “звёздочка” переворачивается и составляется высказывание: “Люби родной край!”.
IV. Рефлексия.
- Ребята, а кто из вас считает, что высказывание “Люби родной край!” он может применить к себе и сказать, что сегодня на уроке хорошо потрудился? (ответы учащихся)
V. Подведение итогов мероприятия, вручение детям сувениров “помидорчиков” со стихотворениями о Сызрани.