ЦЕЛИ:
- расширить детское представление о понятии благодарности;
- формировать у учащихся понимание важности вежливого отношения к окружающим людям,
- воспитывать стремление совершать добрые дела,
- развивать самооценку.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
2. БЕСЕДА
Ничто не стоит нам так дёшево,
и не ценится так дорого, как вежливость.
Правила вежливости зародились еще в древности.
Вежливость всегда была показателем воспитанности. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.
Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе. Вежливый человек – учтивый, внимательный. С ним легко установить контакт и поддерживать его. Вежливые слова поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается.
Вежливость - моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.
3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня мы поговорим о словах, которые играют, пожалуй, самую главную роль в жизни человека.
- Попробуйте расшифровать слова и вы узнаете тему сегодняшнего занятия:
с а и п о с б
спасибо
б о г л а а д р ю
Благодарю
4. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
- В каких случаях говорят “спасибо” или “благодарю”?
- Давайте попробуем разобраться, что обозначают эти слова. Найдем корни этих слов.
- Что означает слово спасибо? Толковый словарь Даля определяет слово “спасибо” как исходное наречие из славянского языка, которое прижилось в современном языке как сокращённое “спаси Бог”.
На слово СПАСИБО положено было отвечать НЕ ЗА ЧТО, иногда люди предпочитали ответить “пожалуйста”.
Поблагодарить человека сегодня, сказав ему СПАСИБО – подразумевается сделать добро, известная общепринятая истина, так же как сказать здравствуйте или до свидания.
Люди говорят – БЛАГОДАРЮ. Это выражение образовано из двух корней разных слов: БЛАГО + ДАРЮ. Произнося это словосочетание, мы делимся частью нашего блага и так отвечаем добром на добро лично, взаимно отдаём добро в подарок.
Если хотим отБЛАГОДАРИТЬ за что-либо, то правильнее говорить — БЛАГОДАРЮ!
То есть благом на благо, добром на добро!
- А какие слова благодарности вы знаете?
5. СИТУАЦИИ
1 ситуация.
Ты потеряла ручку. Олча дала тебе свою. Поблагодари её.
2 ситуация.
Тебе вручили грамоту за второе место. Что ты скажешь, получая её?
3 ситуация.
Сегодня на обед было твое любимое блюдо. Поблагодари поваров.
4 ситуация.
В день твоего рождения тебе подарили подарок, о котором ты давно мечтала. Что ты скажешь?
5 ситуация.
Олча раздает витаминки всем ребятам. Что ты скажешь?
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Два ангела. Притча о благодарности.
В раю было два ангела. Один всегда отдыхал на облаке, а другой летал от земли к Богу.
Отдыхающий ангел решил спросить другого: "Что же ты летаешь туда-сюда?"
- Я ношу Богу послания, которые начинаются - "Помоги, Господи..."
А почему ты всегда отдыхаешь?
- Я должен носить Господу послания, которые начинаются - "Спасибо, Господи..."
- О чем рассказывает притча? Какова главная мысль ее? (Люди просят у Бога помощи, но забывают поблагодарить его).
- Бывает такое в жизни?
- Какое произведение Л. Толстого мы с вами читали об отношении к старым родителям? ("Старый дед и внучек”, стр. 110, "Литературное чтение", 2 класс)
- Как относились родители мальчика к деду?
- За что стало им стыдно?
- Соотнесите пословицу с содержанием рассказа.
ВЫВОД: Нужно быть благодарным тем, кто о нас заботится.
7. РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ
“Своего спасибо не жалей!”.
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: “СПАСИБО!”.
- Сделав добро, не кайся (или: не попрекай, не помни).
- И собака на того не лает, чей хлеб ест.
- Спаси бог того, кто поит да кормит, а вдвое того, кто хлеб-соль помнит.
- Худого человека ничем не уважишь.
8. ИТОГ УРОКА
Благодарность нужна всем, она несёт добро в мир.
Благодарить — дарить благо, это всегда приятно человеку, вызывает в душе добрые и радостные ощущения.
Надо всегда быть благодарными за всё, что имеем, и мы обязательно получим больше.
Надо выражать благодарность, тогда вокруг образуется облако позитива, обволакивающее всех, кто оказался рядом, и доброму примеру будут следовать все.
Надо видеть вокруг себя добро, и благодарить за него людей и природу.
Надо делиться своей радостью с друзьями, дарить любовь близким, радовать родных.
Надо говорить БЛАГОДАРЮ всему хорошему в жизни, всему доброму и в ответ получишь взаимность.
9. РЕФЛЕКСИЯ
Учащиеся исполняют песню “Ежели вы вежливы” (Стихи С. Маршака)
И ежели вы вежливы, то сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы, поможете вы маме
И помощь ей предложите без просьбы-то есть сами.
И ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей
И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя возьмете не навеки.
И ежели вы вежливы, вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном и целом переплете.
И ежели вы вежливы тому кто послабее,
Вы будете защитником пред сильным не робея.