Конкурс "Самый умный" по теме "Коварные знаки препинания"

Разделы: Русский язык


Цель: повысить интерес учащихся к изучению русского языка; активизировать творческую и мыслительную деятеяльность обучающих.

Ход конкурса

1 ведущий: Сегодня мы проводим конкурс « Самый умный» по теме «Коварные знаки препинания», среди ребят 8 классов, где будет выявлен самый умный ученик, обладающий прочными знаниями по русскому языку.

2 ведущий:

Он понятен для всех, он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

1 ведущий: Сегодня трудно представить, что когда-то книги печатались без этих маленьких значков, которые мы называем знаками препинания. Они давно стали настолько привычны, что мы их просто не замечаем, и, поэтому, не можем оценить их по достоинству. Однако, знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.

А теперь приступаем к конкурсной программе.

Первый конкурс называется «Расскажи о себе»

Участники должны по очереди рассказать о себе в течение одной минуты. Жюри оценивает самый связный и грамотный рассказ о себе. Конкурс оценивается по пятибалльной шкале.

Второй конкурс «Расставь знаки препинания»

Участникам необходимо расставить знаки препинания в предложенном тексте за две минуты

Предложенный для выполнения задания текст

Только что промчалась над болотистой равниной гроза. Дождь и ветер еще бушуют вдали. Синие тучи полны влаги, и тяжелы мокрые ветви деревьев и кустарников. Но у горизонта уже засветилось ясной синевой небо. Выглянуло солнце, воздух приобрел чистоту и прозрачность, а по земле заскользили тени от расходящихся туч. Покой наступает в природе, взбудораженной грозой.

Все это мы видим на картине «Мокрый луг» известного пейзажиста 19 века Ф.А. Васильева. Пейзаж, изображенный художником, прост и прекрасен.

Создавая картины родной природы, художники учат нас чувствовать ее красоту и поэзию и еще больше любить свою прекрасную землю.

Третий конкурс для участников «Блиц-опрос»

Каждому участнику нужно ответить на три вопроса. Ответы должны быть краткими «Да/нет».

За каждый правильный ответ дается один балл.

Вопросы для блиц-опроса

  1. Как называется раздел русского языка, изучающий словосочетание и предложение?
  2. Как называется раздел, изучающий знаки препинания?
  3. Назовите знаки завершения.
  4. Назовите знаки разделения.
  5. Назовите знаки выделения.
  6. Какими знаками препинания выделяется прямая речь?
  7. Когда межу подлежащим и сказуемым ставится тире?
  8. Какой знак препинания ставится между несколькими однородными членами?
  9. Может ли быть повествовательное предложение быть восклицательным?
  10. Что означает многоточие в конце предложения?
  11. В каких случаях имена собственные заключаются в кавычки?
  12. Какими знаками препинания выделяется обращение?
  13. Может ли перенос запятой изменить смысл предложения?
  14. Сколько вы знаете знаков препинания?
  15. Какой у тебя любимый знак препинания и почему?

Четвертый конкурс «Добавь предложение»

Участники конкурса по очереди составляют предложения, называя знаки препинания, чтобы получился текст. Из конкурса выбывают те участники, которые не назвали предложение в течение трех секунд. Побеждает последний оставшийся участник. Количество баллов за этот конкурс зависит от количества придуманных предложений, имеющих последовательность и смысл.

Пятый конкурс для болельщиков

Блиц-опрос

За каждый правильный ответ начисляется один балл в защиту участников

  1. Какой раздел русского языка изучает звуки речи?
  2. Сколько букв в русском языке?
  3. Может ли у глагола быть окончание –тся-
  4. Как в русском языке называется орфограмма №1?
  5. Приведите пример любого слова с непроверяемой гласной в корне слова.
  6. Какая буква пишется после шипящей в слове «шепот»?
  7. Можно ли существительное проспрягать?
  8. Назовите собирательные числительные.
  9. Сколько падежей в существительном?
  10. Как пишутся сложные прилагательные?

Шестой конкурс ораторского мастерства «Роль знаков препинания»

Участники конкурса по очереди выбирают одно из заданий и без подготовки в течение одной минуты рассказывают о выбранном знаке препинания. Оцениваются теоретические знаки знания и ораторское мастерство.

Слово предоставляется жюри для подведения итогов. Награждается самый умный ученик по предмету в данном конкурсе и благодарности всем участникам.