Программа по предмету “Музыка” для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (авторы: Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С.) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Цель массового музыкального образования и воспитания: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Раздел религиозной традиции “О России петь – что стремиться в храм” включен в программу 2-4 классов. Он посвящен постепенному и очень бережному введению учащихся 1-4 классов в художественные образы духовной музыки. На уроке раскрываются следующие содержательные линии:
Образ Богородицы, девы Марии. Икона Богоматери Владимирской – величайшая святыня Руси.
Образ матери, Родины-матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Тропарь и молитвы в церковном богослужении.
Песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Музыкальный материал.
- “Богородице Дево, радуйся” № 6 из “Всенощного бдения” С.Рахманинов.
- Тропарь иконе Владимирской Божией Матери.
- “Аве, Мария” Каччини.
- Прелюдия № 1 до мажор из 1 тома “Хорошо темперированного клавира” И.Баха.
- “Мама” из “Детского альбома” П.Чайковский.
- “Рябинка” слова и музыка Т.Муриной.
- “Моя Россия” муз. Г Струве.
Раздел религиозной традиции “О России петь – что стремиться в храм” включен в программу 2-4 классов. Он посвящен постепенному и очень бережному введению учащихся 1-4 классов в художественные образы духовной музыки.
На уроках по этому разделу желательно привлекать большое количество иллюстраций. Как органично сливаются в храме все виды искусства, так и на уроке.
Цель урока: обобщение материала по теме: “О России петь, что стремиться в храм…” (Духовная музыка в начальной школе).
Задачи урока.
Образовательные:
- отработка, самостоятельно применять ранее полученные знания;
- сравнение и сопоставление различных музыкальных произведений;
- актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся с православной культурой;
- роль музыки в раскрытии образов духовной и светской культуры;
- умение различать жанры церковной и светской музыки;
- вокально-хоровая работа.
Воспитательные:
- эмоционально-целостное восприятие духовной и светской музыки;
- многообразие чувств и эмоций.
Развивающие:
- формирование обще-учебных навыков:
учебно-организационных;
учебно-информационных;
учебно-интеллектуальных;
учебно-коммуникативных.
План урока.
1. Приветствие.
2. Благовещение:
А) в живописи;
Б) в музыке – И.Бах прелюдия До мажор из ХТК (повторение).
3. Объявление темы урока, обозначение проблемы урока.
4. “Радуйся, Мария!”.
А) Каччини “Аве Мария” (вокально-хоровая работа).
Б) Рафаэль “Сикстинская мадонна”.
В) Поэзия Данте.
5. “Богородице Дево, радуйся!”.
А) В.Васнецов “Богоматерь с младенцем”.
Б) С.Рахманинов “Богородице, Дево радуйся!” (вокально-хоровая работа, слушание).
6. “Древнейшая песнь материнства”. Иконы (краткие сообщения учащихся):
А) “Утоли мои печали”.
Б) “Благоуханный цвет”.
В) “Нечаянная радость”.
Г) “Милостивая”.
Д) “Всех скорбящих радость”.
Е) “Богоматерь Владимирская”.
Ж) Тропарь Владимирской иконе Божьей матери (слушание).
7. “Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!”.
А) П.Чайковский “Мама” из “Детского альбома” (повторение).
Б) О.Ренуар “Мадам Шерпанье с детьми” (беседа, сравнение с музыкальным произведением).
8. Образ Родины-матери.
А) Великая Отечественная война в изобразительном искусстве.
Б) Стихи.
В) Музыка и слова Т.Муриной “Рябинка” (вокально-хоровая работа).
Г) Г.Струве “Моя Россия” (вокально-хоровая работа).
9. Обобщение материала, подведение итогов урока.
10. Рефлексия.
11. Домашнее задание (по желанию).