Цели и задачи:
- развитие творческих способностей, логического мышления детей;
- повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
- воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.
- формирование умения работать в команде
Оборудование: компьютер, проектор, экран, столик для ведущего.
На столике: рулетка, карточки с вопросами, детские пистолеты с присосками
У доски щит с двумя мишенями
Звучит музыкальная заставка
Добрый день, дорогие друзья! Я приветствую всех участников игры “Интеллектуальный ринг”
Смысл игры заключён в следующем: интеллектуальный – с высоко развитым мышлением. Ринг предполагает борьбу 2-х команд и их болельщиков. Значит, сегодня нам предстоит игра, борьба противников с высоким интеллектом.
Представляю команды...
Итак, в сегодняшнем поединке встречаюся 2 команды: команда 8 класса А “Парус” и команда 8 класса Б “Гардемарины”
В игре существует правило: команда, в случае затруднений, может взять помощь болельщиков. Правда, ответ может быть оценен на ? очка ниже.
Поскольку речь зашла об очках, самое время представить жюри.
Представление жюри...
А сейчас несколько слов о проведении состязания.
Наш сегодняшний поединок будет состоять из трех раундов.
- 1-й раунд – искусствоведческий;
- 2-й раунд – литературный;
- 3-й раунд – исторический.
В начале каждого раунда соответствующая разминка. В очередном раунде команда получает за правильный ответ 1 балл, помощь болельщиков оценивается 0,5 балла
Конкурс болельщиков – 0,5 балла.
Итак, если у всех у нас не осталось вопросов по организации интеллектуального ринга, то начнём игру...
1-Й РАУНД – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ
Как вы сами понимаете, здесь разговор пойдет о различных видах искусства
(На экране слайд №1 презентации) Приложение 1
Звучит гонг. Приложение 2
Разминка.
Внимание на экран.
слайд №2
(На экране изображение книги, картины, пленки, пластинки, фотография сцены из спектакля)
Назовите быстро виды искусства, связанные с этими предметами.
(У команд всего 30 секунд на обдумывание и запись предполагаемых ответов.)
Разминка окончена.
Раунд мы проводим, определяя вопросы по рулетке. Капитаны, прошу вас.
- Капитан команды “Парус” раскручивает рулетку, и она останавливается в секторе 1.
- Капитан команды “Гардемарины” выбирает сектор 3
/Секторов может быть несколько. В каждом секторе карточки с заданиями. В каждой карточке 5 вопросов-заданий. Командам дается время на обдумывание ответов./
Итак, ваши задания и ответы...
сектор 1 . Задание и ответ команды “Парус”
* Это большое и красивое здание стоит на набережной крупного города. В переводе с французского языка оно означает “уединённый уголок”. Войдя в это здание, ты можешь побывать в странах древнего мира, повстречать Геракла, увидеть знаменитого полководца Юлия Цезаря, средневековых рыцарей. В этом здании есть залы, посвящённые Петру I, Отечественной войне 1812 года. Сюда стремятся туристы, приезжающие в северную столицу.
слайд №3 (после ответа команды на экране Изображение Эрмитажа)
сектор 3 . Задание и ответ команды “Гардемарины”
* Жил в Москве во второй половине прошлого века богатый купец. Многие считали его чудаком, потому что все свои деньги он тратил на покупку картин. Он был тонким ценителем и знатоком искусства живописи. Лучшие русские художники считали его своим другом. Купец разрешал смотреть свои картины всем желающим, а в конце 19 века подарил картины в галерею города Москвы. Что это за галерея? Чьё имя она носит?
слайд№4 (после ответа команды на экране Изображение Третьяковской галереи.)
Внимание, отвечаем на 2 вопрос – вопрос из области музыкального искусства.
* этот композитор жил в 1685-1750 годах в Германии. Работал капельмейстером, сочинял музыкальные произведения для органа, при церкви Святого Фомы обучал мальчиков хоровому пению. Считается величайшим мастером органной музыки.
слайд №5 (портрет Иоганна Себастьяна Баха )
*Этот композитор жил с 1873-1943 год. Считается русским композитором, хотя после революции уехал во Францию, потом в США, где и прожил до конца жизни. Никогда не писал о революции.
слайд №6 (портрет Рахманинова)
В розыгрыше музыкальные вопросы для команд (3-е задание карточки)
* Музыкальный вопрос команды “Парус”
Звучит отрывок из произведения “Щелкунчик” Внимание! Вопрос...
- Кто написал музыку “Щелкунчик”?
слайд№7 (после ответа команды на экране портрет Петра Ильича Чайковского)
Отвечает команда “Гардемарины”
*Звучит отрывок из произведения ““Спящая красавица”” Внимание! Вопрос...
- Кто написал балет “Спящая красавица”?
слайд №7(после ответа команды на экране портрет Петра Ильича Чайковского)
Следующие вопросы – вопросы из области живописи
*Картины из Третьяковки...Вы внимательные зрители. Восстановите фрагмент картины М.Г. Решетникова “Опять двойка”.
слайд 8,9 (во время ответа команды на экране репродукция картины )
*Картины из Третьяковки...Вы внимательные зрители. Восстановите фрагмент картины В.М. Васнецова “Три богатыря”.
слайд 10,11 (В.М. Васнецов “Три богатыря”)
Внимание на экран. Следующее задание
слайд №12( картина Андрея Рублева “Троица”.)
*Как называется картина? Кто её написал ?
Ответ команды “Гардемарины” Внимание на экран.
слайд №13(картина Василия Михайловича Васнецова “Алёнушка ”)
*Как называется картина? Кто её написал ?
Во время работы команд над заданиями можно провести викторину для болельщиков
Вопросы для болельщиков
- Назовите картины В.М. Сурикова.
- Назовите известные вам произведения П.И. Чайковского.
- Кто написал симфонию №7, Ленинградскую, и получил за неё Государственную премию?
(Д.Д. Шостакович)
- Кому принадлежит Сентиментальный вальс? (П.И. Чайковскому)
- Кто изображён в центре картины “Три богатыря”?(Илья Муромец)
2 РАУНД – ЛИТЕРАТУРНЫЙ
Разминка
-Я задам вам очень легкий, на первый взгляд, вопрос. Он касается героев литературных произведений, которые вам знакомы. Команды поочередно будут давать ответы. Балл будет засчитан команде, которая последней назвала очередное произведение.
Внимание. Задание.
*Назовите литературные произведения, которые названы кличкой собаки.
*Назовите сказки, которые имеют в своем названии числительные.
Разминка окончена.
Для того чтобы выбрать вопросы, я приглашаю из зала по одному болельщику от каждой команды. Подойдите, пожалуйста, к барабану. Вращайте поочередно и определяйте задание для своих команд. (В барабан поочередно опускаются задания для команд)
1. Узнайте героя по его портретной характеристике
Команда “Парус”
*Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, при всем том проныра и плут. (Земляника. Н.В. Гоголь. “Ревизор”)
Команда “Гардемарины”
Молодой человек, 23 лет, тоненький, худенький. Несколько приглуповат. Одет по моде. (Хлестаков. Н.В. Гоголь. “Ревизор”)
2. Кто произнёс эти слова?
Команда “Парус”
* Есть ещё порох в пороховницах...(Тарас Бульба . Н.В. Гоголь. “Тарас Бульба” )
Команда “Гардемарины”
Государь ты мой, красно солнышко,
Или убей меня. Или выслушай...
Не боюсь смерти лютыя.
Я боюсь твоей немилости.
(Алёна Дмитриевна. М.Ю. Лермонтов “Песня про купца Калашникова...”)
3. Кому принадлежит имена? (карточка-задание)
Задание выполняется обеими командами на скорость
- Иван Сергеевич (Тургенев)
- Лев Николаевич (Толстой)
- Антон Павлович (Чехов)
- Фома Кузьмин (“Бирюк”)
- Михаил Юрьевич (Лермонтов)
- Степан Парамонович (Калашников)
- Иван Васильевич (царь Иоанн I)
4. Продолжите строки...
Команда “Парус”
*Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид...
Команда “Гардемарины”
*Могучий Олег головою поник
И думает: “Что же гаданье?”...
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
3 РАУНД – ИСТОРИЧЕСКИЙ
Последний раунд. Внимание!
Разминка.
Я называю имена. Если это имя принадлежит историческому лицу, вы, команда, дружно хлопаете в ладоши. Если это имя литературного персонажа, то нужно сидеть тихо. Но если хлопок раздается там, где хлопать не нужно, он тоже засчитывается как ответ всей команды.
Имена для 1-й команды | Имена для 2-й команды |
Архимед | Александр Македонский |
Илья Муромец | Аркадий Гайдар |
Сивка Бурка | Гаврош |
Дзержинский | Дмитрий Донской |
Дон Кихот | Емельян Пугачёв |
Конёк Горбунок | Генерал Топтыгин |
Барон Мюнхгаузен | Буратино |
Степан Разин | Миклухо-Маклай |
Киров | Алёша Попович |
Наполеон | Кутузов |
Разминка окончена. Для проведения 3 раунда я приглашаю к барьеру капитанов команд. Их выстрел по мишеням и будет определять задания командам.
Задание 1.
Выстрел 1. Задание команде “Парус”
*200 лет назад в Италии,в Риме, вспыхнуло восстание. Рабы требовали улучшения жизни. Руководил восстанием тоже раб, имя которого тоже вошло в историю. О нём написана книга У нас в стране есть спортивное общество, названное его именем. Кто этот герой? (Спартак)
слайд №14(портрет Спартака)
Выстрел 2. Задание команде “Гардемарины”
*Ещё в древности существовали печати с изображением. Они вырезались на камне, металле. Дереве. С них можно было получить сколько угодно изображений и оттисков на воске. Умели в древности печатать узоры и на ткани. Но прошло много веков. Пока люди не догадались, что так же точно можно печатать и книги. Кто был первым печатником на Руси?
слайд №15 (портрет Фёдорова)
Задание2.
Выстрел 3. Задание команде “Парус”
Восстанови ряд. По какому принципу составлен рад городов и какие города лишние?
Минск | Москва | Ульяновск | Брест |
Керчь | Новороссийск | Севастополь | Смоленск |
Горький | Мурманск | Киев | Тула |
Петербург | Волгоград |
(города-герои)
Выстрел 4. Задание команде “Гардемарины”___
Восстанови ряд. По какому принципу составлен рад городов, какие города лишние?
Астрахань | Волгоград | Москва | Саратов |
Куйбышев | Оренбург | Ульяновск | Горький |
Ярослав | Могилев | Кострома |
(города на Волге)
(На выполнение задания необходимо время. Пока команды выполняют задание, можно продолжить игру с болельщиками.)
Конкурс для болельщиков
- Назовите великих русских полководцев.
- Кто был первым покорителем Сибири и воевал с ханом Кучумом?
- Кто из русских царей в “Европу прорубил окно”?
- Составьте описание видного исторического деятеля и, не называя его имени, задайте вопрос команде-сопернице.
А теперь, дорогие ребята, самое время слово предоставить жюри. Подводим итоги.
Спасибо за игру.
Слайд №16