Цель:
- познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, закрепленные в Конвенции о правах ребенка,
- научить применять их в жизни,
- способствовать осознанию ответственности за свои права
Задачи:
- познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.
- формирование гражданской направленности личности, ее активной жизненной позиции.
Подготовка к мероприятию: класс делится на 3 команды.
Ход классного часа:
Слайд 1
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю каждый в классе гений,
Но без труда талант ничто,
Приложим ум наш и уменье
И вместе одолеем все.
Для того, чтобы начать наш классный час, вам предлагаю выбрать из данной таблицы буквы, повторяющиеся 2 раза и составить слово. (Право)
й | Р | в | о | ц |
п | г | е | к | п |
х | а | з | в | ш |
ф | ы | л | д | э |
а | ж | о | ч | р |
Как только ответ будет готов, поднимите руку.
СЛАЙД 2.
Тема сегодняшнего классного часа “Каждый ребенок имеет право…”
СЛАЙД 3. Почему в конце предложения стоит многоточие?
СЛАЙД 4
“Не важно, на чьей стороне сила;
Важно то, на чьей стороне право”.
В.Гюго
А что такое право? (Проверьте по словарю)
Где можно узнать о правах ребенка? (Конвенция, декларация)
Давайте по толковому словарю уточним понятия:
- Конвенция – Право – Декларация.
- Право – совокупность устанавливаемых государством правил, регулирующих общественные отношения.
- Декларация – официальное или программное заявление.
- Конвенция – международный договор, обязательный для исполнения всеми государствами, которыеее подписали.
СЛАЙД 5
В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.(10 положений). Конвенция конкретизирует и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей.
(Конвенция принята 20 ноября 1989 года на заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций). Она имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением человек в обществе. В основе ее лежит уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам.
Часто вы слышите эти фразы.
“Я имею право!” “Почему вы нарушаете мои права?”- эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав.
Наша сегодняшняя встреча будет посвящена правам ребенка. Такая тематика выбрана не случайно.
Представьте: человек заблудился в лесу, серьезное положение. Но если у него есть компас, он найдет дорогу. Знание права - тот же компас. Оно показывает направление, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в сложном мире.
Если в точности знать и соблюдать права, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся. Правда, если только соблюдать…
А чтобы соблюдать, нужно по крайней мере ознакомиться со всеми статьями. На ваших столах имеются статьи Конвенции.
СЛАЙД 6. Дайте очень краткую версию основных статей и наделите ваших человечков правами. За 3 минуты напишите права ребенка и приклейте к раздаточному материалу. Огласите права вашего ребенка, пожалуйста. (Приклеить листики).
Если участники других команд согласны с правами, данными одной из команд, прошу поаплодировать.
Умеете ли вы работать с правовыми документами?
Вспомните из каких произведений взяты отрывки. О каких правах человека идет речь?
СЛАЙД 7.
К.И. Чуковский “Айболит”
Приходи к нему лечиться
И корова и волчица. (Право на бесплатное лечение)
Николай Алексеевич Некрасов “Крестьянские дети”
- Здорово, парнище! – “ Ступай себе мимо!”
-Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? – “Из лесу, вестимо.
Отец, слышишь, рубить, а я отвожу”. (Эксплуатация детского труда)
Максим Горький “ Детство”.
Бабушка кинулась ко мне и схватила меня за руку:
- Лексея не дам. Не дам, изверг!
Дед бросился к ней, сшиб ее с ног, схватил меня и понес к лавке. Я бился в руках его, дергал рыжую бороду, укусил ему палец. Дед высек меня.
Очень часто заявление о своих собственных правах служит оправданием пассивности, иждивенчества, стремления получать, ничего не отдавая взамен.
Мы рассмотрели ситуации из литературных произведений, а теперь поработаем с жизненными ситуациями.
СЛАЙД 8. Каждая команда разыграет ситуацию и составит грамотный ответ взрослого на капризы ребенка.
Ситуация 1
Мать. Сколько раз тебе говорить - после 11 часов вечера ты должен выключить музыку. Твоя ужасная музыка действует всем на нервы.
С ы н. Но, мама! Ты же все равно в 11 еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?
Ведущий. О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный ее непослушным сыном?
(Примерный ответ. Статья 15 Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением общественного порядка.)
Ситуация 2
Ученик. Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы истории не знаете, путаетесь часто, уроки у вас неинтересные. Пусть нам другого учителя по истории найдут, поумнее.
Учитель. Как ты смеешь со мной так разговаривать?
Ученик. Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадавший - меня за вашу двойку, знаете, как наказали? Не разрешили в кино сходить. Так что на уроки ваши я ходить больше не буду!
Ведущий. Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя - он виноват во всех наших бедах. Но тем не менее закон здесь на стороне Марии Ивановны. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? (Нельзя допускать, чтобы пострадала репутация других людей. Статья 13.)
Ситуация 3
Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой за собой посуду, сходи в магазин.
С ы н. Мама, у меня завтра контрольная.
Мама. Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме беспорядок.
С ы н. Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.
Ведущий. Как вы разрешите подобную ситуацию?
(Примерный ответ. Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей
Подумайте, пожалуйста, что нужно делать, чтобы ваши права не нарушались?
Чтобы твои права не нарушались:
1) они не должны ущемлять права других людей;
2) заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных;
3) уважай личные права других людей так же, как ты хочешь, чтобы уважали твои.
Обобщая опыт детей, сформулированы следующие правила
Ну что же, чтобы не нарушать ваше право на отдых мы проведём шумовую физминутку.
- Молодежь и права – тема актуальная?!
- Поднимите руки, кто считает, что самое главное наше право – право на жизнь.
- Похлопайте в ладоши, кто уверен, что нам дано право на образование!
- Встаньте те, кто имеет право на охрану здоровья!
- Улыбнитесь, если имеете право на отдых.
К сожалению, бывают случаи когда наши права нарушаются, как правильно отстаивать их.
“Как отстаивать свои личные права”
1. Когда нарушаются личные права ребенка, самый эффективный способ привлечь на помощь взрослых (родителей или учителей).
2.Человек, отстаивающий свои личные права, заслуживает уважения и поддержки, так как это проявление не слабости, а самоуважения.
3. Самый лучший способ отстаивать свои личные права – это уважать права других.
СЛАЙД 9.
- Телефон доверия.
СЛАЙД 10.
Подберите обобщающее слово к данным предметам. Как они связаны с темой сегодняшнего занятия. СЛАЙД 11.
- Паспорт гражданина Российской Федерации (имеет право получить человек в 14 лет);
- Медицинский полис (человек имеет право на бесплатное медицинское лечение);
- Свидетельство о браке (человек имеет право вступить в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления).
- Аттестат (не имеет возрастных ограничений)
СЛАЙД 13.
Имеем право мы иметь права,
Но ведь моралью люди связаны.
Поэтому, чтобы достойно жить,
Мы очень многое обязаны.
О чем говорится в этом четверостишье? ( Каждый ребенок имеет не только права, но и обязанности перед обществом, перед родителями). СЛАЙД 14.
СЛАЙД 12.А у вас, ребята, есть повод поразмышлять...
Давайте определим багаж наших знаний. На правую руку положите те знания, которые у вас имелись до начала нашего занятия. На левую – те, которые вы приобрели в ходе занятия. Теперь соединим эти знания, и жизнь наша будет вот такой.
СЛАЙД 15.Спасибо, вам за активную работу.
Ребята, если занятие вам понравилось прикрепите ладошку к эмблеме конвенции. Если вам хочется что-то изменить в занятии запишите на ладони свое пожелание и положите на стол.