Продолжительность коррекционно-развивающего, игрового занятия составляет 30–45 минут. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать переутомления детей. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В комплекс вошли игры и упражнения направленные на коррекцию основных групп симптомов СДВГ: на развитие внимания, памяти, мышления, координации движения, релаксацию, формирование эмоционально-волевой и личностной сферы.
Занятие № 6
Коррекционные задачи:
- раскрепощение участников
- объединение в группу, развитие навыков взаимодействия
- стимулировать внимание, точное и быстрое реагирование на сигнал
- развиваем мышление, воображение, зрительную память, внимание, ориентирование в пространстве
1. Игра-приветствие “Волшебный Клубочек”
2. Игра “Паровозик”
На роль водящего- “паровозика” назначается ребенок по желанию. Остальные дети выстраиваются друг за другом и передвигаются вместе в направлении, которое выбирает “паровозик”. Основная задача – следовать друг за другом, не разъединяясь. Если кто-то из детей отцепляет руки, то “паровозик” останавливается, “поезд” ремонтируют, а “ сломанный” вагончик отправляется в “депо”.
3. Игра “Покажи – не ошибись”
Дети сидят в кругу по-турецки. По команде педагога “Стучать!” все дети стучат по полу пальцами. По команде “Спокойно!” дети прекращают стук. По команде “Вверх!” дети поднимают руки вверх. Порядок команд может меняться. При этом педагог старается запутать детей, называя одну команду, а выполняет несоответствующее движение. Например, по команде “Вверх!” кладет руки на пояс и т.д.
4. Игра “Разрезные картинки”
Берется любая открытка (мозайки, пазлы) и разрезается на несколько частей (от 4-х до 12-ти частей). Ребенка просят составить картинку. Выполняя задание, ребенок ориентируется на образец. Побеждает тот, кто первый соберет картинку. ( Картинки должны быть по сложности одинаковые у всех ребят).
5. Игра “Ладонь к ладони”
Дети садятся друг напротив друга, прикасаясь своими ладонями к ладоням партнера. Ведущий партнер задает какое-либо движение своими руками, ведомый следует за ними. Затем партнеры меняются ролями.
6. Игра “ У ребят порядок строгий”
Игроки выстраиваются в колонну по одному, или шеренгу. По команде они начинают ходить в произвольном порядке по залу, произнося слова:
У ребят порядок строгий,
Знают все свои места;
Так трубите веселее:
Тра-та-та, тра-та-та!
После этих слов педагог вытягивает правую или левую руку в сторону и командует: “Становись!”. Дети должны быстро построиться на свои места в направлении, указанном педагогом. Варианты:
6.1. После каждого построения порядок расположения игроков изменяется.
6.2. Если педагог вытягивает руку вперед, то дети должны построиться в колонну, если педагог поднимает руку в сторону, дети должны строятся в шеренгу.
7. Игра “Дракон кусает свой хвост”
Дети стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Остальные дети цепко держаться друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост (“не укусит” хвост), то на место головы дракона встает другой ребенок.
8. Игра “Поза покоя” Релаксация
Дети находятся в удобных для них позах. Педагог медленно, тихим, спокойным голосом произносит формулу общего покоя:
Все умеют танцевать
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье.
И становится понятно –
Расслабление приятно!
Звучит спокойная, тихая музыка.
9. Игра “Прощание”
“Вот и кончилась игра, попрощаться нам пора”. Дети, взявшись за руки, говорят: “Всем, всем - До свидания! Всем, всем - До новых встреч!”
Занятие № 7
Коррекционные задачи:
- объединение детей в группу
- развивать двигательную память, долговременную память на слова, зрительную и моторную память и соотношение между ними
- развивать произвольное внимание , интенсивность и устойчивость внимания, слуховое внимание
- развивать мышление, , закреплять умение порядкового счета в пределах 10, координацию движений, мелкую моторику мышц рук,
- формировать элементы самоконтроля.
1. Игра – приветствие “Волшебный Клубочек”
2. Игра “Съедобное – Несъедобное”
Дети садятся в круг. Водящий говорит задуманное им слово и бросает мяч соседу. Если слово обозначает еду ( фрукты, овощи, сладости, молочные, мясные и другие продукты), то ребенок которому бросили мяч, должен поймать его (“съесть”). Когда слово обозначает несъедобные предметы, мяч не ловится. Ребенок, несправившийся с заданием, становится водящим.
3. Игра “Вызови по имени”
Участники делятся на две команды. По сигналу педагога свободно передвигаются по всему залу. Внезапно педагог подбрасывает мяч и называет участника первой команды, который должен поймать мяч. Аналогично вызывается участник второй команды. Побеждает команда, поймавшая мяч большее число раз.
4. Игра “Кто знает пусть дальше считает”
Дети стоят по кругу, педагог с мячом в руках – в центре круга. В соответствии с командой педагога и игрок, которому бросают мяч, считает по порядку до 10. Например, мяч попал на счете 7, ребенок должен продолжить счет до 10.
Варианты: Педагог бросает мяч и говорит : “До пяти!”, “После пяти!”. Педагог может забрать мяч у одного ребенка и передать его другому с командой “Считай дальше!” и т.д. Игра проходит в быстром темпе.
5. Игра “Воздушная подушка”
Дети садятся друг напротив друга, но ладони не соприкасаются с ладонями партнера, т е. между ними “воздушная подушка”. Ведущий партнер задает какое-либо движение своими руками, ведомый следует за ними. Затем партнеры меняются ролями.
6. Игра “Тайное движение”
Педагог показывает различные упражнения. Дети повторяют все упражнения за ведущим, кроме тайного – заранее оговоренного. Вместо этого упражнения дети должны выполнить другое, также заранее оговоренное. Например, вместо тайного движения поднять руки вверх они должны присесть.
7. Игра с правилами “Бездомный заяц”
Дети становятся в круг. Считалкой выбирают “Охотника” и “Бездомного зайца”. Остальные дети “зайцы” встают в свои домики (обручи) , выложенные по кругу. По команде: “Раз – два – три – охотник лови!” охотник бегает за бездомным зайцем вокруг домиков. Заяц может спрятаться в любом домике, но тогда другой заяц должен из домика убежать. Если охотник поймал зайца, то они меняются ролями.
8. Игра “Водопад” Релаксация
Игра на воображение также поможет детям расслабиться. (Фопель К.)
9. Игра-“Прощание”
Занятие № 8
Коррекционные задачи:
- объединение участников
- развитие переключения, внимания и двигательного контроля, концентрация внимания
- формирование двигательной памяти, развитие воображения, эмоционально-волевых процессов, формирование самоконтроля
1. Игра приветствие “Волшебный Клубочек”
2. Игра “Сороконожка”
Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде “Сороконожка” начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает препятствия и т.д. Главная задача – не разорвать цепочку и сохранить “Сороконожку” - “Движение”. Педагог предлагает детям несколько последовательных движений (танцевальных, гимнастических и др.), а дети должны повторить их как можно точнее и в той же последовательности.
3. Игра ““ДА” и “НЕТ” НЕ ГОВОРИ”
Дети располагаются по кругу. Водящий, передавая предмет кому-то из детей, задает вопрос, на который должен ответить его товарищ. В ответах не должно быть слов: “Да”, “Нет”. Чем хитрее вопросы тем интересней игра.
4. Игра с правилами “Ловишки с мячом”
Дети передают по кругу мяч со словами: “Раз, два, три! Мяч скорей бери! Четыре, пять, шесть! Вот он уже здесь! На слове “здесь” водящий выходит на середину круга и говорит: “Беги без оглядки, чтоб сверкали пятки!” - бросает мяч в детей. В кого он попадет, тот выходит из игры.
5. Игра “Что Слышно?”
Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью, за окном, на улице, затем просит рассказать, какие звуки они слышали. Можно подсчитать услышанные звуки и выбрать победителя (кто больше услышал).
6. Игра “Веселые Клоуны”
“Веселый Клоун” (водящий) пытается рассмешить “Несмеянок”. Используется мимика, жесты, интонации, рассказы и др. Самый серьезный из “Несмеянок”, становится водящим.
7. Игра “Кричалки-Шепталки-Молчалки”
Из разноцветного картона приготовить три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это - сигналы. Когда ведущий поднимает красную ладонь – “Кричалку”, можно бегать, кричать, шуметь; желтую ладонь – “Шепталку”, можно тихо передвигаться и перешептываться; синюю ладонь – “Молчалку” , дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “Молчалкой”. После того как дети в конце игры лягут на пол можно включить спокойную музыку.
8. Игра “Поза покоя” Релаксация
9. Игра-“Прощание”
Литература
- Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения.
- Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения дошкольников.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать.