Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
(пословица)
Цели:
- познакомить детей с понятиями “благотворительность”, “меценатство” ;
- развивать в детях такие качества. Как доброта, милосердие;
- пробудить в детях стремление самим оказывать посильную помощь нуждающимся в ней;
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка целей урока
В нашем языке очень много красивых слов, добрых слов. Сегодня на уроке мы поговорим о благотворительности и меценатстве. Для кого то эти слова ещё не знакомы. Но я надеюсь, в результате нашей беседы, мы выясним, что такое благотворительность, кто такие меценаты и можем ли мы совершать благотворительные поступки.
Милосердие и доброта... в последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы алфавита обозначались самым близкими человеку словами:
З – “земля”,
Л – “люди”,
М – “мысль”,
Д – “добро”.
Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!
- В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
(С.Островой)
В каждом из нас есть солнце. Это солнце – доброта.
- Как вы понимаете слово “доброта”
Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – Человеком.
В толковом словаре С.И.Ожегова даётся толкование слова “доброта” - этот, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим.
- Что такое добро?
Это все хорошее, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,.... Добро – это когда люди содействуют, помогают, дарят нам возможность почувствовать себя богаче, счастливее, увереннее в жизни.
- А что есть зло?
Это нечто противоположное добру: дурное плохое, беда, несчастье, война...
- Добрый человек – это тот, кто
- любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
- любит природу и бережет ее.
- вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
- любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.
Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.
Если хочешь протянуть руку помощи,
Но не можешь
Пожелай человеку добра в пути
Добрым словом ты также поможешь.
-В старину добрые дела называли “благими” , тогда как же можно объяснить значение такого слова, как благотворительность? Благо творить или добро делать.
- Да кто-то помогает добрым словом, а кто – то имея большие материальные возможности, тратит личные средства на благо всех людей - таких людей называют меценатами.
Можно назвать множество имен, которые известны своей благотворительностью.
Зарождение благотворительности в Киевской Руси связывается с принятием христианства. Киевский князь Владимир . В течение многих веков церковь и монастыри оказывали помощь старым, убогим и больным.
Сам князь Владимир служил для народа образцом сострадания и был “истинным отцом бедных”. “Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи”.
История российского государства хранит свидетельства благотворительных деяний представителей таких знатных аристократических семей, как Шереметьевы, таких купцов и заводчиков, как Третьяков, Бахрушин, Солдатенков. И по сей день служат людям построенные в конце XIX века на деньги московского купечества больничные здания клиник
В нашем городе тоже были купцы, славившиеся своей благотворительностью – это купцы Стерлядкин, Козлов.
В настоящее время создаются благотворительные фонды и организации, которые приходят на помощь тем, кто в ней нуждается.
Благотворительностью может заниматься один человек, или целые группы людей. Очень часто артисты дают благотворительные концерты, спектакли, средства от которых идут в интернаты для инвалидов, детские дома, дома престарелых.
Ребята, а мы с вами можем оказывать какую –либо благотворительную помощь?
-На протяжении двух лет у нас появилась возможность выезжать с небольшими выступлениями в “Дом ветеранов труда” . Вы видели там больных и одиноких людей, которые с добротой и лаской встречают каждое ваше выступление;
-посещение детского сада с выступлением кукольного театра;
- изготовление новогодних игрушек для детского сада;
- помощь в уборке парка около школы;
и таких дел мы можем перечислять ещё очень много.
Добрые дела совершать не сложно. Никогда не закрывайте свою душу для добрых дел, будьте готовыми всегда помочь в трудную минуту любому человеку.
- Но как бы нас жизнь ни ломала,
В ней некое есть волшебство...
Хороших людей слишком мало.
И все – таки их большинство.
Стань добрым волшебником
Ну-ка попробуй
Тут хитрости вовсе не нужно особой
Понять и исполнить желание другого
Одно удовольствие, честное слово.
- Не забывайте, что настоящий волшебник должен быть мудрым. В заключении я хотела бы вам прочитать одну известную, восточную притчу.
“Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить.
Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”.
Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”
Но мудрец ответил: “Все в твоих руках...”
- Действительно все в наших руках. Добро сотворенное нашими руками принесет чудо и нужно быть мудрым и не остаться в стороне.
Не стой в стороне равнодушным
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря.
3. Подведение итогов урока.
- С какими новыми словами мы познакомились на уроке?
- Что такое благотворительность?
- Кто такие меценаты?
- Как вы понимаете слова пословицы, с которой я начала урок?
Ребята, перед вами солнце – благотворительность, мы должны дорисовать лучики – качества человека, который занимается благотворительностью и меценатством.
(по высказываниям детей дорисовываются лучики – доброта. Милосердие, сострадание. благородство, внимание к ближнему и др.