Цель урока: знакомство учащихся с понятием “информационное общество”, с динамикой развития общества от индустриального до информационного, формирование у учащихся потребности в своем дальнейшем развитии вместе с развитием информационного общества города Заринска.
Задачи урока:
а) обучающая: познакомить учащихся с
понятием “информационное общество”, историей
его становления, плавного перехода от
индустриального общества до информационного;
б) воспитательная: воспитать у учащихся
способность аналитически мыслить,
самостоятельно принимать решения;
в) развивающая: развить у учащихся
логическое мышление, способность выделять
главное, существенное в жизненной задаче,
способность увидеть построенную информационную
модель с помощью ИКТ-технологий.
Тип урока – усвоение новых знаний (УНЗ).
Методы обучения: иллюстративно-словесный (с демонстрацией презентации (Презентация), с использованием теста для закрепления нового материала).
Форма работы с учащимися: коллективная (при объяснении нового материала), индивидуальная или групповая (при выполнении самостоятельной работы для закрепления нового материала).
Необходимое техническое оборудование: компьютеры с выходом в Интернет, видеопроектор, экран.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Учитель рассказывает о теме урока его целях и задачах (Слайд 1-2).
Подготовка к усвоению нового материала
Учитель начинает объяснять новый материал:
“Человеческое общество по мере своего развития прошло этапы овладения веществом, затем энергией, и, наконец, информацией. В первобытно-общинном, рабовладельческом и феодальном обществах деятельность общества в целом и каждого человека в отдельности была направлена, в первую очередь, на овладение веществом. На заре цивилизации люди научились изготавливать простые орудия труда, в античности появились первые механизмы, в средние века были изобретены первые сложные орудия труда и механизмы (ткацкий станок, часы). Овладение энергией находилось в этот период на начальной ступени. Источники энергии – солнце, вода, огонь, ветер. С самого начала человеческой истории возникла потребность передачи и хранения информации. Для передачи информации сначала использовался язык жестов, а затем человеческая речь. Для хранения информации сначала использовались наскальные рисунки, а в IV тысячелетии до нашей эры появилась письменность и первые носители информации (глиняные таблички, папирусы). Этот период называют первой информационной революцией. В это время появляются и первые устройства для обработки информации (счетные доски)”.
От индустриального общества – к информационному
Индустриальное общество – это общество, определяемое уровнем промышленности, ее технической базой.
Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих заняты производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информации.
Информатизация общества – это процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации. (Слайд 3)
Постиндустриальное общество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания.
Следовательно, чтобы одним из главных товаров была информация, нужно уметь ей активно пользоваться и уметь умело пользоваться самым популярным источником информации – ИНТЕРНЕТОМ. (Слайд 4)
- Информатизация – это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьезных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.
- Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. В информационном обществе изменяется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. В информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. (Слайд 5)
- Социальные предпосылки информатизации – это то, что должно быть в обществе, чтобы началось успешное развёртывание процессов информатизации.
- Социальные условия информатизации – это реальная обстановка, в которой происходит процесс информатизации.
- Социальные последствия информатизации – реальные и прогнозируемые изменения в обществе, происходящие под влиянием информатизации. (Слайд 6)
Усвоение новых знаний
Учитель продолжает объяснять новый материал.
Учащиеся активно принимают участие в обсуждении признаков индустриального и информационного общества по мере демонстрации презентации.
В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность. В качестве критериев развитости информационного общества можно выбрать три: наличие компьютеров, уровень развития компьютерных сетей и количество населения, занятого в информационной сфере.
Информационные сети создают реальную возможность быстрого и удобного доступа пользователя ко всей информации, накопленной человечеством за всю свою историю. Информационное общество – это общество, в котором большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации.
В информационном обществе повышается не только качество потребления, но и качество производства, человек, использующий информационные технологии, имеет лучшие условия труда, а труд становится творческим и интеллектуальным.
Далее учитель предлагает посмотреть и послушать некоторые исследования учащихся класса по теме: “Информатизация общества в городе Заринске”. (Слайды 7-22)
Учитель предлагает для закрепления нового материала пройти индивидуально тестирование на закрепление нового материала.
Проверочная работа по теме “Информатизация общества”
1) В информационном обществе главным ресурсом является:
- программа;
- информация;
- мультимедиа технология.
2) Перечислите три критерии развитости информационного общества:________________________________________________________
3) Что такое информационное общество?
- общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний;
- общество взаимосвязанной совокупностью средств, методов и персонала, участвующих в обработке данных;
- общество, участвующее в обработке данных;
- нет правильного ответа.
4) Цель информатизации общества заключается в
- справедливом распределении материальных благ;
- удовлетворении духовных потребностей человека;
- максимальном удовлетворении информационных потребностей отдельных граждан, их групп, предприятий, организаций и т. д. за счет повсеместного внедрения компьютеров и средств коммуникаций.
5) Для информатизации общества необходимо:
- всеобщая компьютеризация;
- всемерное развитие средств коммуникаций;
- всеобщее обучение основам информатики и навыкам владения передовыми информационными технологиями;
- решение правовых проблем информатики;
- гармоническое социальное развитие человека и общества.
6) К числу основных тенденций в развитии информационных процессов в социуме относят:
- а) уменьшение влияния средств массовой информации;
- б) уменьшение объема процедур контроля над процессами общественного производства распределения материальных благ;
- в) уменьшение информационного потенциала цивилизации;
- г) снижение остроты противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и объемом информации в социуме;
- д) увеличение доли “интеллектуальных ресурсов” в объеме производимых материальных благ.
7) Патологическая потребность человека в регулярном использовании компьютерных систем, обусловленная привыканием к воздействию на его психику технологий виртуальной реальности, называется:
- киберкультурой;
- телеработой;
- компьютероманией;
- информационной угрозой.
8) В каком обществе главным ресурсом является информация?
Итог урока:
Обобщение пройденного материала, выставление оценок.
Домашнее задание:
Создать кроссворд на тему “Информационное общество”.