Цель урока: обобщить знания учащихся об органах чувств человека.
Задачи:
- обобщить знания детей об органах чувств
- развивать умение определять тему урока; планировать свою деятельность, навык смыслового чтения;
- продолжать навык организации рабочего места;
- формировать умение оценивать и контролировать свою деятельность;
- развивать умение устанавливать причинно – следственные связи;
- развивать мыслительные операции (сравнение, обобщение, классификация, анализ и синтез);
- развивать умение действовать по алгоритму;
- формировать коммуникативные умения (умения слушать, диалог, полилог (умение работать в группе);
- развивать творческую активность, воображение;
- воспитывать лучшие качества личности (умение ладить, помогать друзьям).
Оборудование: мультимедийный проектор, таблица + индивидуальные карточки №5, таблицы “Доли и зоны коры больших полушарий головного мозга человека”, “Органы чувств”, интерактивный плакат “Органы чувств”, лабораторное оборудование, музыкальное сопровождение, тесты, модели органы чувств, тетради с печатной основой, рисунки, объекты натуральные и т.д.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать , рассуждать
И друг другу помогать.
Как прекрасен этот мир! (на доске)
? Проблемный вопрос урока: “Как мы ощущаем мир?”
– Какая тема урока сегодня будет? (Органы чувств)
– Какую поставим цель? (Повторить и обобщить все, что знаем по этой теме).
– А какие задачи поставим? (Вспомнить название этих органов, их функции, что будет, если орган будет утрачен; как беречь).
Откроем тетрадь и запишем: число и тему урока “Ораны чувств”.
Учитель:
Цель нашего занятия “связать воедино разрозненные факты”, показать, что целостную картину окружающего мира мы получаем благодаря взаимодействию всех органов чувств.
Человека окружает удивительный мир, богатый красками, звуками, запахами. Мы воспринимаем его то с восхищением, а то и с опаской.
Учитель: устный фронтальный опрос по вопросам:
- Каким путем мы получаем информацию из окружающего мира?
- Сколько у человека чувств?
- Что первым принимает на себя воздействия раздражителей внешней среды?
- Что такое анализаторы?
- Части анализатора?
Учитель:
I этап штурма знаний
А сейчас, мы приступаем к практической части занятия. Задания вы будете выполнять в группах (учащиеся делятся на 6 групп по числу органов чувств). У каждой группы на партах есть модель органа чувств, карточки, инструкции к работе.
Задание № 1. – “Составь орган чувств”, используя конверт № 1. Результатом вашей работы должен быть составлен данный орган чувств, а с помощью модели, необходимо будет рассказать о данном органе.
Учитель:
– Я загадаю вам загадку, ответив на нее, узнаете, с какого органа мы начинаем разговор:
1) Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят (глаза)2) Один говорит,
Двое глядят,
А они слушают (уши)3) Зимой бывает вся в мурашках,
А летом загаром бронзовым покрыта (кожа)4) Между двух светил Я в середине один (нос)
5) Всегда он в работе,
Когда говорим.
А отдыхает,
Когда мы молчим (язык)6) Неприметный он такой
В нашем организме.
Отвечает он за позы: лежа, стоя, сидя (равновесие)
II этап штурма практических знаний
Задание № 2. – “Инструкция к практическим заданиям”, используя конверт № 2. Результатом вашей работы выполнение практической части с выводом (см. Приложение № 1)
III этап штурма использования умений
Задание № 3. – “Инструкция к практическим умениям – решать задачи”, используя конверт № 3. Результатом вашей работы это умение решать биологические задачи (см. Приложение № 2)
Физкультминутка (на смартдоске – спроецировать)
– Что нужно делать, чтобы не только кожа была здорова, но и весь организм? (зарядку)
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
А вот если надоест,
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
IV этап штурма – деловая игра
Задание № 4. – “Консультация врача”, используя конверт № 4. Результатом вашей работы должны быть созданы правила гигиены вашего органа чувств. Сравните ваши результаты с приложением в конверте № 4.
Правила гигиены органа зрения:
- Не трогай глаза грязными руками.
- Остерегайся острых предметов.
- Не наклоняй голову близко к книге, расстояние должно быть около 30 сантиметров.
- Не читай в транспорте.
- Не читай лежа.
- Не смотри долго телевизор, и не сиди часами за компьютером.
- Не читай при плохом освещении и береги глаза от яркого света и вспышек.
- Выполняй упражнения для отдыха глаз.
Правила гигиены органа кожи:
- Личная гигиена. Ведь недаром говорят, что чистота – залог здоровья. Ежедневные водные процедуры должны стать правилом №1.
- Гигиена одежды. Одежда должна быть проницаема для воздуха и влаги, а главное она должна быть чистой.
- Необходимо беречь кожу от ожогов, обморожений и других травм.
- Не трогай незнакомые растения, они могут быть ядовитыми и вызвать раздражение кожи.
- Не трогай незнакомых животных на улицах”.
Правила, которые необходимо соблюдать, чтобы
наш орган вкуса работал без ошибок?
Правила соблюдения работы органа обоняния:
Правила гигиенические для органа слуха:
- Никогда не кричи никому в ухо, и не слушай долго громкую музыку в наушниках.
- Отрегулируй дома нормальную громкость телевизора, радио, музыкального центра.
- Никогда не ковыряй в ушах острыми предметами, ты можешь повредить барабанную перепонку.
- Мой уши каждый день или используй гигиенические ушные палочки.
- Нельзя долго находиться там, где громкость звуков превышает 50 децибел.
Правила для нормальной работы органа равновесия:
- Ежедневная тренировка организма: повороты головы в разные стороны, наклоны.
- Перед морским путешествием принять за 30-60 мин. таблетку аэрона предупреждая морскую болезнь, тк. она оказывает успокаивающее действие на рвотный центр.
V этап штурма применение знаний
Задание № 5 – “Работа на интерактивной доске”. Результатом вашей работы, правильно выполненные задания, от каждой группы по 1 человеку.
Упражнения на CD диске интерактивного плаката Человек: ответы
1-2 (глаз),
3-№3, 4 (ухо) – составить,
5-№3 (нос), 6– №2, 7– №1;
8– № 3 (язык).
Вывод по итогам всех уроков отмечаем, что органы чувств взаимодействут друг с другом.
Отметим:
- что учащийся запоминает 10 % того, что читает;
- 26 % того, что слышит;
- 30% того, что видит;
- уже 50 % того, что обсуждает с другими;
- 80 % того, что основано на личном опыте;
- 90 % того, что проговаривает, в то время как делает;
- 95 % того, чему они обучаются сами.
VI этап завершение штурма знаний
Задание № 6.
А) “Тестирование по данной теме”. Результатом вашей работы, правильно выполненные задания.
Б) Проведем графический диктант (Если “да”, то +, если “нет” то -).
1. Нос – орган обоняния.
2. Язык – орган слух.
3. Уши – орган вкуса.
4. Кожа – орган осязания.
5. У человека 6 органов чувств.
6. Человек с помощью ушей различает голос и звук.
7. Вредные привычки помогают человеку.Оценивание в паре. Ключ проверки: + – – + – + + -.
“5”– без ошибок
“4” – 1-2 ошибки
“3” – 3-4 ошибки.
В) Установите соответствие между названием органа чувств и локализацией его рецепторов – (работа у доски)
Орган чувств | Локализация | ||
А | Зрение | 1 | Кончики пальцев |
Б | Слух | 2 | Слизистая оболочка языка |
В | Кожа | 3 | Верхняя часть носовой полости |
Г | Вкус | 4 | Полукружные канальцы |
Д | Равновесие | 5 | Сетчатка глаза |
Е | Обонянияе | 6 | Костный лабиринт |
Ответы: А-5, Б-6, В-1, Г-2, Д-4, Е-3.
Подведение итога урока, возьмем эпиграф Аристотеля “В уме нет ничего, что сначала не прошло через органы чувств…..” – как вы понимаете эти слова.
Рефлексия:
С каким настроение вы уходите с урока? Прикрепите магниты на рисунок своего органа.
Оцените своё личное отношение к пройденной теме по шкале:
А) отличное, хорошее – зеленый,
Б) удовлетворительное – желтый,
В) отрицательное – красный.
Домашнее задание: $ 64.
Использованная литература:
- Антонова И.П., Резанов А.А., Резанова Е.А., Биология человека в таблицах, рисунках и схемах, Москва, Издат-центр, 2010 г.
- В.В. Балабанова, Т.А. Максимова, Предметные недели в школе, Волгоград, издательство “Учитель”, 2010 г.
- А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш. учебник биологии “Человек” 8 класс, Москва, издательский центр “Вентана-Граф”, 2005 г.
- А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш, рабочая тетрадь № 2 стр. 35 работа № 166(2), работы № 169-174; издательский центр “Вентана-Граф”, 2011 г.
- И.Д. Зверев, Организм и здоровье, пособие для учащихся общеобразовательной школы 8-9 классы, Москва, издательский центр “Вентана-Граф”, 2000 г.