О пустячном деле говорят: “А, это игрушки!”
Но разве это пустяк?
Игрушки запечатлели в себе историю
человечества. Они его очевидцы и свидетели.
А еще игрушки – это наши учителя,
друзья и наставники.
Вот какая серьезная вещь – игрушка!
Цель:
- познакомить детей с историей игрушки;
- воспитывать чуткость, отзывчивость, умение выслушивать ответ товарища;
- формировать бережное отношение к игрушкам, вещам;
- воспитывать дружелюбие, стремление играть полезными, развивающими игрушками.
Оборудование:
- презентация “История создания игрушки”;
- выставка “Любимая игрушка”;
- карандаши, краски, альбомы для рисования;
- диск или кассета с записью детской песни “Из чего же”.
Ход классного часа
Учитель: Ребята! Скажите, пожалуйста, что вы больше всего любите делать? (Ответы детей: гулять, плавать, читать, играть). Вот оно что, все-таки играть! А какие у вас игрушки? (Дети перечисляют)
Учитель: Очень хорошо, у вас много игрушек, наверняка есть самые любимые, которыми вы играете больше всего. А как вы думаете, когда появились игрушки на свете? Были ли игрушки в древности такими же, как сегодня?
1 слайд. Презентация
Давайте совершим путешествие во времени и посмотрим, как развивалась история игрушек с древности до наших дней. Вы согласны? (Да!)
2 слайд
Уже в глубокой древности, как обнаружили ученые при раскопках, у людей были игрушки! У первобытных людей игрушки вытачивали из камня, они напоминали фигурки животных: коня, мамонта, крокодила. Изображения игрушек встречаются на скалах и в подземельях.
3 слайд
Постепенно появились погремушки и конечно, куклы. Куклы были самых разнообразных форм и расцветок. Так, у древних египтян они имели настоящие волосы и были подвижными, одежда была как у жрецов. Куклы часто использовались в религиозных ритуалах. Иметь таких кукол могли, конечно, только самые богатые и именитые граждане. В Древнем Риме, в Греции кукол изготавливали из воска, из глины и раскрашивали красками. Самые дорогие куклы изготавливались из слоновой кости.
4 слайд
В русских семьях традиционно куклы были в основном из тряпочек, соломы, бумаги или дерева. И играли в куклы не только девочки, но и мальчики до 7-8 лет.
Девочки в небогатых домах уже в пять лет могли смастерить куколку, сшить ей одежду, украсить ее. Взрослые оценивали умение девочки шить и вышивать именно по ее куклам. Так, во время игры, девочка уже приучалась выполнять взрослую работу, обучалась искусству рукоделия, что немаловажно для ее будущей жизни. Выходя замуж, девушка берегла свою куклу как талисман, оберег.
5 слайд
Постепенно игрушки становились все более разнообразными – дети играли уже не только традиционными куклами, но и различными матрешками, перчаточными куклами, фигурками зверей и птиц, кубиками и корабликами, деревянными машинками.
6 слайд
Со временем, кукла видоизменилась, усовершенствовалась и превратилась в ослепительную фарфоровую или пластмассовую красавицу, которая радует по сей день глаза наших детишек.
7 слайд
А остальные игрушки стали настолько разнообразны, что в огромном выборе можно легко заблудиться. Любимы мягкие игрушки, игрушки связанные с освоением космического пространства, развивающие фантазию и творческое воображение. Кроме развлекательной функции игрушки способствуют развитию ребенка: вырабатывается умение логически мыслить, запоминать, делать выводы, анализировать. Кроме того, вырабатывается усидчивость и внимательность, что очень полезно!
8 слайд
Как и в давние времена, мальчики не могут обойтись без оловянных солдатиков, самолетиков, машинок и другой техники… .
9 слайд
Популярны примерно с 1950 года елочные игрушки – они изготавливались из ваты, стекла, бумаги и были очень любимы ребятами наравне с конфетами и пряниками.
10 слайд
Мультипликация становятся источником вдохновения для создания новых персонажей - Вини Пуха и Котенка Гава, Чебурашки и Крокодила Гены. У ребят появляется возможность не только смотреть мульфильмы с любимыми героями, но играть с ними каждый день!
11 слайд
Наряду с уже перечисленными героями, появляются многочисленные зарубежные персонажи мульфильмов - Барби и черепашки Ниндзя, Человек-паук и Бэтмен, феи Винкс и бакуганы.
12 слайд
Большую роль в ознакомлении с миром профессий играют игры в “Больницу”, “магазин”, “Почту” и другие. Эти игрушки очень популярны и любимы во всем мире. Они постоянно усовершенствуются и отражают реальный мир взрослой жизни. Так, на кукольных кухнях “стирают” машинки “автоматы”, блинчики “разогревают” микроволновые печи, даже годовалые дети вовсю осваивают игрушечный компьютер!
13 слайд
Всегда были любимы спортивные игрушки: мячи, скакалки. Игры с ними увлекательны и развивают ловкость, меткость и выносливость. Помогают сохранить здоровье на всю жизнь. Поэтому, выбираю себе игрушку, нужно подумать: для чего она нужна, что полезного она может тебе дать, чему научить?
Конечно, дети любят свои игрушки. Давайте сейчас послушаем стихотворения о вашей любимой игрушке и короткий рассказ о ней (заранее дети вместе с родителями подобрали стихотворения, которые читают друг другу).
1 ученик:
Кукла
Маша стряпает, хлопочет -
Каши есть малыш не хочет!
Только Маша терпелива,
не ленива, говорлива.
С уговором, не спеша,
Накормила малыша.
“Каша в поле росла,
К нам в тарелку пришла!
Всех друзей угостим,
Всем по ложке дадим:
Птичке-невеличке,
Зайцу и лисичке,
Кошке и матрешке -
всем дадим по ложке!
Сказка машина проста,
А тарелка пуста. (В.Донникова)
Качели
Между двух высоких елей
Нам повесили качели -
Крепкие, дубовые,
Голубые, новые!
Мы уселись на качели,
Мы уселись и запели.
Раскачались и взлетели
Выше крыши, выше ели!
Вверх летят дубовые,
Голубые, новые!
Хорошо висят качели
Между двух высоких елей -
Голубые, новые,
Крепкие, дубовые. (А.Кузнецова)
Поехали
Дети сели на бревно:
Будет поездом оно.
Загудели: “У-у-у!
Мы поехали в Москву!”
Дети едут и гудят,
Точно паровозы,
А вверху грачи кричат
На ветвях берёзы. (А.Чельцов)
Клоун
В шароварах красных,
В красном колпаке
Сидит и улыбается
Клоун в уголке.
Подпоясан синим
Тонким ремешком,
на ногах ботинки
С поднятым носком.
Посмотрю на клоуна,
Он такой смешной:
Будто настоящий
Клоун цирковой. (А.Зверева)
Матрешка
У меня матрешка есть,
Новая игрушка,
В жёлтом сарафанчике
Славная толстушка.
А её откроешь -
В неё сидит вторая,
Вся в зеленом, как весной
Травка молодая…
А вторую отвернешь -
Там еще матрешка.
Та матрешка вовсе крошка,
То – любимая матрешка.
Вся она как маков цвет -
Сарафан на ней надет
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.
Пуще всех её храню,
Больше всех её люблю,
Маленькую крошку -
Красную матрешку. (З.Медведева)
Лодочки
Из ореховых скорлупок
Вышло десять легкихшлюпок.
Спичка с красным лоскутком -
Мачта посередочке.
И поплыли ручейком
Лодочки-лебедочки.
Ручейки звенят – поют,
То и знай встречаются.
Наши лодочки плывут,
На волнах качаются. (Е.Благинина)
Кто там скачет на коне?
Кто там скачет на коне,
На горячем скакуне?Это кто такой ездок,
И какой ему годок:Это лошадь наша,
А ездок – Аркаша.Кто там по морю плывет,
Лодку по морю ведет?Это кто такой моряк,
Он в каких бывал морях?Это лодка наша,
А моряк – Наташа.Что за птица на земле
Со звездою на крыле?Это кто такой пилот
Собирается в полет?Это птица наша,
А пилот – Любаша. (Н.Саксонская)
Медвежатки
Медвежаток я взяла,
Посадила у стола:
- Угощайтесь, медвежатки,
Ешьте мёд хороший, сладкий!
А они себе сидят
И ни капли не едят:
Хоть они и любят мёд,
Но раскрыть не могут рот. (Г.Бойко)
Игрушки
У Толи и Катюшки
Есть разные игрушки:
Свинья с поросенком,
Корова с теленком,
Курочка хохлатка
И желтые цыплятки. (И.Плакида)
Учитель: А сейчас ребята, давайте немного потанцуем “Полечку”!
Физкультминутка
“Мишка с куклой пляшут полечку”
Мишка с куклой бойко топают, | Дети стоят в кругу, руки на поясе. | |
Бойко топают, посмотри! | Притопы правой ногой. | |
И в ладоши звонко хлопают, Звонко хлопают: раз, два, три! |
Хлопки в ладоши.
|
|
Мишке весело, Мишке весело, | Руки на поясе. | |
Вертит Мишка головой. | Повороты головы вправо-влево. | |
Кукле весело, тоже весело, Ой, как весело, ой, ой, ой! |
Хлопки в ладоши. | |
Мишка с куклой бойко топают, Бойко топают, посмотри! |
Поочередные притопы правой и левой ногой. | |
И в ладоши звонко хлопают, Звонко хлопают: раз, два, три! |
Хлопки в ладоши.
|
|
Мы попробуем, мы попробуем, Эту польку станцевать, |
Легкие прыжки с движением по кругу, взявшись за руки. | |
Разве можем мы, Разве можем мы, Разве можем мы отставать! (Л. Качурбина) |
Учитель: Спасибо ребята. Теперь мы будем больше знать о том, какие игрушки вы больше всего любите, а значит, будем больше знать о вас самих. Ваши родители, бабушки, дедушки дарят вам много игр и игрушек, наверняка у многих уже целая коллекция дома. А вот подумайте, и ответьте, как нужно относиться к своим игрушкам? (Ответы детей)
Учитель: Да, ребята, к игрушкам, как и к другим своим вещам, нужно относиться бережно, с заботой. Вот послушайте, что случилось однажды у мальчика Саши, который небрежно с ними обращался.
Сбежали игрушки
От мальчика Саши сбежали игрушки:
Его заводные, смешные зверушки.
Он часто бросал их, не знал, как играть,
Сумел даже лапу медведю сломать.
А встретил их в цирке:
Нарядных, смешных!
В артистах узнал он игрушек своих.
Умело слоненок играет мячом,
А мишенька первым прослыл силачом!
Хоть очень высоко натянут канат,
Идет по нему кот-акробат.
Зайчата в коляске звенят бубенцами,
Упряжкой лошадок командуют сами!
Нарядный по рельсам стучит паровоз,
По кругу веселых зверушек повез.
Гудит паровозик, бежит вверх и вниз
Зверушек не раз вызывали на бис!
И понял тут Саша, кого потерял!
Он всех их вернуться домой умолял!
— Я буду любить вас,
Со всеми играть,
В обиду игрушки свои не давать!
А утром на полке стояли зверушки,
Его заводные смешные игрушки!
Они неразлучными стали друзьями.
А друг — это здорово!
Знаете сами! (Л. Герасимов)
Учитель: Ребята, когда вы станете старше, у вас появятся другие игрушки и игры, другие интересы. Если вы аккуратно обращались со своими игрушками и они в хорошем состоянии, их можно отдать своим младшим братьям и сестрам, можно подарить детскому садику или отдать ребятам в детский дом.
А сейчас мы с вами возьмем краски, кисточки, альбомы и нарисуем свою любимую игрушку, а затем сделаем выставку для ребят из параллельных классов. (Звучит песня “Из чего же”, автора: Халемского Я. и композитора: Чичкова Ю. под которую дети достают свои принадлежности и рисуют). По окончании работы у доски каждый вывешивает свой рисунок на магнитную доску, дети смотрят на работы друг друга, обмениваются мнениями.
Учитель: Ребята, скажите, понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Вашим ответом будет прикрепленная матрешка. Если вам понравилось занятие, прикрепите улыбающуюся матрешку, если что-то не понравилось, то грустную. Спасибо за занятие.