В гостях у сказки

Разделы: Внеклассная работа


Цели.

  1. Формировать навыки ролевого поведения: учить брать на себя роль и вести её до конца ролевого действия.
  2. Через подготовку и проведение утренника создавать условия для успеха, формирования ценностного отношения к нормам жизни группы, правилам поведения.
  3. Дать возможность каждому ребёнку проявить себя.
  4. Приобщать учащихся к русской национальной культуре, прививать любовь к русским народным сказкам.
  5. Осуществлять эстетическое воспитание.
  6. Cпособствовать развитию памяти и выразительности чтения.

Подготовка к утреннику.

У входа в зал на стене была размещена афиша, подготовленная детьми (Рисунок 1). На двери в зал висел плакат с цитатой Гоголя (Рисунок 2). Возле входа в зал располагалась касса, где ученик, исполняющий роль кассира, выдавал входные билеты родителям (Приложение 1). В самом актовом зале, ученики, исполняющие роль билетёров, выдавали программки желающим (Приложение 2). Презентация

Ход утренника

Вступление

(Сцена представляет собой интерьер русской избы – стол, стулья, печка, половички, сундук. Стоит детская люлька с кружевным альковом. В ней будет спать Иванушка.)

(Звенит 1, 2, 3 звонок. Под музыку выходят скоморохи, исполняют танец, затем исполняют песню Ю. Кима “В гостях у сказки”)

Скоморох 1:

У сказки чистая душа, как ручеёк лесной.
Она приходит не спеша в прохладный час ночной.

Скоморох 2:

Родной народ её творец, народ - мудрец, народ – хитрец
Свою мечту в неё вложил, как золото в ларец.

Скоморохи: (хором): Русская народная сказка “Гуси-лебеди”.

Картина 1

(Крестьянская изба.)

Ведущий: Жили мужик да баба. Были у них дочка да сынок маленький.

Баба: Доченька, мы поедем в город на ярмарку. А ты сиди дома, следи за маленьким братцем.

Мужик: Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек. (Уходят).

Алёна: Cпи, братец, спи. Матушка с батюшкой наказали мне следить за тобой, заботиться о тебе, пока они в городе на ярмарке будут. Хотя, правду сказать, я бы с большим удовольствием погуляла бы с подружками. (Поёт колыбельную, качая колыбельку).

Баю – баю – баиньки,
Купим Ване валенки.
Будет Ванечка ходить,
Будет валенки носить.
А на лето ботики
Отдадим в работники.
Баю – бай, баю – бай,
Спи, Ванюша, засыпай!

Подружки: (хором кричат): Алёнушка, подруженька наша, выходи гулять, хороводы водить с нами, песни петь!

Картина 2

(Хороводы в зале возле сцены)

(Алёна берёт брата, выходит на улицу. Брата сажает на травку). (Подружки водят хоровод. Алёна присоединяется к ним. Танцуют и поют).

Хоровод “Во поле берёза стояла”.

(Затем исполняется другой хоровод: “Со вьюном я хожу, во время которого гуси – лебеди уносят Иванушку).

Хоровод “Со вьюном я хожу”.

(Cлышится тревожная музыка, лейтмотив Гусей-лебедей, в зал влетает стая гусей-лебедей, кружатся в танце – вихре, хватают Иванушку и улетают. Алёна подбегает к дому).

Ах, нет Иванушки! Пропал! Унесли, украли гуси – лебеди! Что же мне делать теперь? Где братца искать? Ребята, вы не видели, куда гуси – лебеди полетели? (Дети указывают направление). Что же, делать нечего, нужно отправляться в путь искать братца. Нельзя мне без него домой возвращаться, не пустят меня батюшка с матушкой. Не послушалась я их, вот и накликала на себя беду. Иванушка, братец мой родимый, где ты? (Алёна убегает за кулисы).

Картина 3

(Избушка Бабы Яги)

(Появляется Баба Яга с большим котлом в руках. Ставит котёл на пол и перемешивает в нём большим половником).

Баба Яга: М – м – м, отменно гадко получилось. Вот только навару маловато. Вроде и лягушек вдоволь положила (достаёт лягушку, она горячая, нюхает, бросает обратно). И паучков не пожалела (вытаскивает паука, пробует, жуёт, потом с отчаянием бросает обратно). И приправу “МАГИ” насыпала. Врут рекламы – не тот вкус. Чего же не хватает?

(Звучит музыка. Влетает главный гусь, у него в руках Иванушка. Он кружит возле Бабы Яги, останавливается, низко кланяется).

Баба Яга: (ехидно): А, добытчик мой вернулся! Что, опять ежа несъедобного приволок или крысу столетнюю? Что молчишь, дармоед, я тебе за что жалованье плачу? Чтобы объедками совиными питаться?

Гусь: (ещё раз кланяется, протягивает мальчика).

Баба Яга: (в изумлении): Батюшки, Кощей тебя задери! Да это же мальчонка, мой любимый деликатес! Ах ты, добытчик мой, голубь мой сизокрылый! Где же ты взял такое чудо?

(Гусь показывает направление крылом).

Баба Яга: Ага, в деревне. На травке, возле дома. И что же, он был совсем один? И рядом никого не было?

(Гусь отрицательно мотает головой, потом берётся крыльями за брюки, имитируя юбку).

Баба Яга: Девчонка была. Так что же она делала?

Гусь: (становится на носочки и изображает танец маленьких лебедей, при этом смешно напевая “ляля – ля”).

Баба Яга: Вот как, значит, девчонка пела и плясала, а за братцем не следила вовсе? Что ж, это нам на руку, теперь мальчонка наш. И что же, лебедь мой неощипанный, никто мальчонки не кинулся?

Гусь: (пантомимой изображает, что Алёнка танцевала, потом схватилась за подол, побежала, гусь высоко и смешно поднимает ноги, изображая, как бежит девочка).

Баба Яга: Кинулась, стало быть. Ну что ж, раз кинулась, значит рано или поздно сюда доберётся. А оно нам на руку. Она, конечно, пожилистей будет, чем мальчонка, ну да ничего, пойдёть! Утю – тю – тю – тю, агу – агу! (Достаёт из кармана леденец и даёт Иванушке). Ты свободен, а мне надо мальчонку спать уложить, а то он раскапризился. (Поёт колыбельную песню – “Спи, моя радость, усни” - муз. В. Моцарта):

(Кладёт Иванушку на лавку. Обращается к зрителям: “А вы тихо сидите, а то мальчонку разбудите”. Уходит за кулисы).

Картина 4

(Полянка, посередине пенёк. Перед сценой появляется Алёна, в руках у неё котомка).

Алёна: Ну вот, кажется, всё собрала в путь – дорожку, она, гляди, предстоит мне трудная и далёкая. Что ж, время терять не буду, но по - русскому обычаю присяду на дорожку, а вы мне песенку спойте, чтобы путь мне легче показался. (садится на пенёк).

Песня: “Ходила младёшенька по борочку”.

(Эту песню поют все дети, сидящие в зале).

Алёна: Уж и не знаю, как найду дорогу к дому гусей-лебедей.

Картина 5

(На сцену выезжает печка).

Алёна: Ой, печка стоит, дым из трубы идёт. Может быть, она знает дорогу? Эй, печка, скажи: куда гуси-лебеди полетели?

Печь: Cъешь моего ржаного пирожка – тогда скажу.

Алёна: Cтану я ржаной пирог есть, у моего батюшки и пшеничные не едятся. (уходит).

Печь: Обидела меня Алёнушка.

Картина 6

(На сцене появляется девочка в костюме “Яблонька”).

Алёна: А вон яблонька на полянке, спрошу у неё, может, знает дорогу: эй, яблонька, куду гуси-лебеди полетели?

Яблоня: Поешь моего лесного яблочка – тогда скажу

Алёна: Ну, ты и придумала! Буду я есть твоё дикое лесное яблоко, оно же, небось кислючее! У моего батюшки и садовые не едятся. Не скажешь – и не надо, сама дорогу найду. (Алёна уходит).

Яблоня: Обидела меня Алёнушка, а ведь яблочки мои наливные, сладкие да румяные.

Картина 7

(Через всю сцену натягиваются синие, голубые и бирюзовые ленты, чуть выше пола. Тот, кто держит ленты, делает движения, имитирующие волны. Выходит речка – девочка, одетая в бальное голубое платье, в руках голубые блестящие ленточки).

Алёна: Ого, речка на пути! Уж речка-то точно знает, куда гуси-лебеди полетели. Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

Речка: Поешь моего простого киселька с молоком – тогда скажу.

Алёна: Cтану я твой овсяный кисель с молоком есть! У моего батюшки и сливочки не едятся!

Речка: Обидела меня Алёнка.

(Алёна убегает за кулисы).

Картина 8

(Избушка Бабы Яги.)

(Появляется на сцене Баба-Яга, в руках у неё котёл. Она поёт песню).

1. Кто живёт в избушечке на куриных ножках?
Кто в лесу хозяюшка? Это бабка-Ёжка!
Говоря, я – злющая, только это враки.
Я уже давно забыла, где зимуют раки!

2. Говорят напрасно все и шумят без дела:
Ни в одной я сказочке никого не съела.
Очень не хотелось мне в сказке Ваню кушать –
Воспитать его хотела, чтобы маму слушал.

3. Много разных сказочек знает бабка-Ёжка.
У меня избушечка пляшет под гармошку.
Я совсем не страшная, зря твердят в народе.
Даже к празднику оделась по последней моде!

(Звучит музыка. В зал влетает главный гусь, вьётся вокруг Бабы Яги, машет крыльями).

Баба Яга: Цыц! Кыш! Уймись! Угомонись! Рассказывай путём, что стряслось- случилось?

(Гусь исполняет пантомимический этюд на тему “Как Алёнушка добиралась до логова Бабы Яги”. Баба-Яга комментирует его жесты).

Баба Яга: Идёт? Кто идёт? Ах, девчонка! Нашла, значит! Яблоня, небось, проговорилась? Что? Не стала есть кислятину? И правильно! Значит, печка наболтала? Ах, и пирожки есть не стала? Гляди ты, какая закормленная! Всё ясно – река рассказала, как мой дом найти? Нет, не река? И кисель с молоком пить не стала? Привереда! Значит, сама нашла. Ишь, пронырливая какая!

(Главный гусь улетает. Баба Яга садится кудель прясть. Входит Алёна).

Алёна: Здравствуй, бабушка!

Баба Яга: Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

Алёна: Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

Баба Яга: Cадись покуда кудель прясть. (Даёт веретено, уходит.)

Алёна: (прядёт и поёт русскую народную песню “Пряха” - в обработке А. Погребова)

Мышка: Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Алёна: (даёт кашки).

Мышка: Баба Яга пошла баню топить. Она тебя вымоет, выпарит, в печь посадит, изжарит и съест, сама на твоих костях покатается. Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.

Алёна: (берёт брата, бежит за кулисы).

Баба Яга: (заглядывает в окно). Девица, прядёшь ли?

Мышка: Пряду, пряду, бабушка.

Баба Яга: (заходит в дом): Караул, украли! Держи! Хватай! Обманула меня девчонка! Гуси-лебеди, летите в погоню, да без мальчонки не возвращайтесь!

(Гуси расправляют крылья, делают круг по залу и вылетают из зала. Баба Яга уходит за ними)

Картина 9

(На сцене появляется речка. Алёна выходит на сцену)

Алёна: Ой, речка на пути! Как же мне попросить её о помощи, ведь обидела я реченьку? Речка, речка, гуси-лебеди за нами гонятся. Спрячь нас, пожалуйста.

Речка: Поешь моего простого киселька, попей моего молочка – тогда спрячу.

Алёна: (ест кисель, речка прячет детей).

(В зал влетают гуси-лебеди, кружат возле речки и улетают, не найдя детей.)

Алёна: Cпасибо тебе, реченька, никогда тебя не забуду! Побегу дальше.

Картина 10

(Появляется яблоня).

Алёна: Яблонька, яблонька, спрячь нас! А не то гуси-лебеди догонят, отнимут Иванушку, да и меня не пощадят.

Яблоня: Cъешь моего лесного яблочка – тогда спрячу.

Алёна: (съедает яблоко, прячется за яблоню). Спасибо тебе, яблонька, никогда не забуду твоей помощи. (Бежит по залу)

Картина 11

(Появляется печка).

Алёна: (подбегает к печке): Печка, матушка, спрячь нас, гуси-лебеди уже близко!

Печка: Cъешь моего ржаного пирожка – тогда спрячу.

Алёна: (ест пирог, прячется за печку)

(Гуси летают вокруг печки и улетают ни с чем).

Алёна: (выходит из-за печки): Cпасибо тебе, печка. (Алёнушка ходит по залу и возвращается в свою избу).

Картина 12

(Крестьянская изба)

(На сцену выходят мать и отец, они подходят к Алёнушке).

Мать: А вот и мы пришли!

Отец: Вот тебе, доченька, подарочек – платочек.

Все артисты выходят на сцену.

Скоморохи:

Пришла пора сказать: “До новой встречи!
Окончен сказочный наш бал!
В гостях вы побывали у друзей сердечных,
В волшебной сказке каждый побывал!”

(Все артисты хором исполняют песню “Ярмарка чудес” - муз. М. Пляцковского, сл. Б. Фрумкина.)

Конец